Белоруссия поставляет на Урал опасные продукты питания
За ограничение концентрации в продуктах питания глицидола, вызывающего рак, выступают все страны-участницы Евразийского экономического союза, кроме незаинтересованной в этом Белоруссии
Белоруссия заблокировала рассмотрение вопроса о промышленных загрязнителях продуктов питания на коллегии Евразийской экономической комиссии (постоянно действующий регулирующий орган Евразийского экономического союза, в который входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия), прошедшей 12 марта. Об этом сообщил на Всероссийском конгрессе «Промышленная экология регионов» в Екатеринбурге первый заместитель директора Научно-образовательного центра прикладной медицины и пищевой безопасности МГУ Дмитрий Еделев.
- Вы должны понимать, что если чиновники определенного государства принимают такое решение, значит в этом государстве что-то не в порядке, - отметил Дмитрий Еделев. - С моей точки зрения, это связано с тем, что так называемые экологически чистые молочные продукты, которые попадают в том числе на наш рынок, содержат нередко недопустимые, с точки зрения врачей, концентрации глицидола. Вот такая беда — есть страна, которая блокирует ограничения на те вещества, которые в РФ запрещены. Почему? Если звезды зажигаются, то наверное кому-то это нужно. Если Белоруссия блокирует этот вопрос, значит ей это нужно.
Представитель Центра прикладной медицины и пищевой безопасности также напомнил, что это не первая попытка Белоруссии воспрепятствовать ограничению концентрации глицидола в продуктах питания. Предложение об этом Российская Федерация вносила на рассмотрение Союзного государства в 2008 году, но нашим союзником оно было заблокировано.
Промышленный канцероген на российских прилавках
Глицидол образуется при производстве так называемых промышленных жиров и является промышленным загрязнителем. Если говорить о глицидоле в контексте продуктов питания, то это соединение, которое образуется при нагревании (дезодорировании) растительных масел, используемых при производстве пищевых продуктов. Масла приводят в очищенное состояние, но при этом образуются сложные химические соединения. Попадая в организм, они провоцируют выделение этого самого глицидола, который считается токсичным, и даже канцерогеном, то есть при его воздействии на организм человека или животного повышается вероятность возникновения злокачественных опухолей.
- Такой эффект дает процесс нагревания любых масел. Поэтому глицедол имеется и в обычном подсолнечном масле, если оно рафинированное дезодорированное. Но там глицедол находится в такой концентрации, которая практически не опасна для жизни и здоровья потребителей, - пояснил Дмитрий Еделев. - Зато в пальмовом масле содержится глицидола в 4-12 раз больше, чем в обычном подсолнечном масле. Именно поэтому мы говорим, что подсолнечное масло абсолютно безвредно, а содержание глицидола в пальмовом масле должно контролироваться.
При этом эксперт рассказал, почему молочная продукция белорусских производителей содержит глицидол:
- Территория Белоруссии - это всего лишь 6 областей, половина из них после Чернобыля, а вторая - это болото. Где можно там найти столько коров, чтобы, например, в Екатеринбурге продавать белорусскую сметану и молочко? Задумайтесь, откуда это взялось? Думаю, это не скоропортящиеся продукты. На сегодняшний день мы сталкиваемся с тем, что в так называемых экологически чистых продуктах ряда стран, в том числе Белоруссии, имеются высокие концентрации глицидола.
Не хватает штампика
Глицидол — бесцветная, либо светло желтая жидкость, которая хорошо растворяется в воде, не имеет ни вкуса, ни запаха. И если вы съедите продукт, содержащий глицидол, то никогда не догадаетесь, что съели один из самых мощных промышленных канцерогенов, существующих сегодня в мире.
Канцерогенные свойства глицидола были установлены советскими врачами еще в 1970 году. Позже решениями ряда международных организаций, в том числе Организации Объединенных Наций и Европейского агентства по безопасности продуктов питания, глицидол был отнесен к группе 2А (химические вещества и другие факторы, канцерогенность которых для человека является вероятной).
Советскими 1988 года, а позже и российскими санитарными нормами 2003 года установлена канцерогенность глицидола и предельно допустимая концентрация метилацетата (одной из форм существования глицидола) — 0,1 миллиграмма на литр.
- В настоящее время в РФ существуют научные методы определения глицидола в продуктах питания. Но что делает Белоруссия? Она не утверждает межгосударственную методику определения глицидола. Есть научная методика, а нужна государственная, со штампиком и подписью чиновника. Вот этот штампик и подпись чиновника мы не можем поставить с 2008 года, - объясняет ситуацию Дмитрий Еделев. - Вы должны понимать, что содержание глицидиловых эфиров и глицидола - это примерно плюс 37% раковых заболеваний в нашей стране. А на территории всего Союзного государства это порядка полутора миллиона заболевших доброкачественными и злокачественными новообразованиями в год.
В настоящее время этой проблемой озаботился и Роспотребнадзор, так как очищенные масла есть даже в детском питании. В феврале 2019 года это ведомство предложило установить максимально разрешенные уровни глицидиловых эфиров и глицидола для растительных масел, жиров и отдельных видов детского питания в ЕАЭС. Специалисты изучили результаты научных исследований и сочли необходимым введение новых нормативов. Сейчас они готовят материалы в Евразийскую экономическую комиссию для внесения изменений в соответствующие акты. Вместе с тем ведомство дорабатывает методику исследования указанных веществ в продуктах питания.