18.12.2019

Андрей Бриль: нужно создавать новую кредитную систему

Андрей Бриль: нужно создавать  новую кредитную систему

2019 год так и не развернул инвестиционную траекторию в экономике России. Динамика инвестиций в основной капитал в целом по стране по итогам первого квартала составила всего 0,5%, за второй квартал — 0,6%, за третий — 0,8%. Как известно, для достижения амбиционных целей развития экономики по 3% в год , вклад инвестиций в ВВП должен быть не менее 25%, сейчас показатель держится на уровне 20%. Андрей Бриль, председатель совета директоров Корин-холдинга связывает низкую динамику со слабым доступом бизнеса к инвестиционному плечу. По его мнению, изменить тренд в рамках существующей финансовой модели в России практически невозможно. Что можно предпринять? Своими идеями предприниматель поделился в ходе конференции «Российские регионы в фокусе перемен»*, прошедшей недавно в Екатеринбурге.

— Принято считать, что основой инвестор в России — это государство. Смею заверить, что это не так. По моей статистике, на частные инвестиции в Российской Федерации приходится примерно 85% всех инвестиций в основные фонды, при этом 90% вложений делают российские компании, а на иностранные инвестиции приходится всего 10%.

И на мой взгляд, основная проблема в том, что сейчас нет широкого доступа всех бизнес-структур, в первую очередь частных, к инвестиционному кредитному ключу. Нам часто говорят — развивайтесь на свои. Но это противоречит мировой практике и экономической логике. Развиваться на свои невозможно, и никто в мире этого не делает. Это просто глупость и безответственность.

Ни один разумный предприниматель не подпишет сегодня кредитные договоры с условиями по одностороннему повышению ставок, теми невыгодными моделями оценки залогов, которые предлагают банки

Мы интуитивно понимаем, что в России вырастить компанию с оборотом до 100 млн рублей вполне реально за счет оперативных краткосрочных кредитов и собственных средств. Но если вам надо создать компанию, у которой обороты должны вырасти со 100 млн до 500 млн рублей в год, то для этого надо осуществить инвестиции в основной капитал в размере примерно тех же 100 млн рублей.

Почему не получается? Во-первых, объемы кредитования. Чтобы вывести экономику на новый уровень, нам надо до 10 трлн рублей в год вкладывать ежегодно. А у банков нет таких ресурсов. Второе препятствие — содержание кредитных договоров. Ни один разумный предприниматель не подпишет сегодня кредитные договоры с условиями по одностороннему повышению ставок, теми невыгодными моделями оценки залогов, которые предлагают банки. И это не их вина. У банков есть источники доходов, которые существенно превышают доходы от кредитной деятельности. По сути дела, мы наблюдаем перерождение банковской системы.

И это не претензии к банкам. Они просто находятся в другой реальности. Они конкурируют на мировом финансовом рынке. И их нельзя за это обвинять. Но в результате банки превратились в совершенно другие структуры. Они отказались от выполнения главной функции — преобразования коротких дробных денег их клиентов в длинные инвестиционные кредитные ресурсы. Во-вторых, они стали дополнительными департаментами налоговой инспекции. Банки государственные за счет завышенной процентной ставки помогают изымать деньги из частного сектора и переводят их в бюджет. Это здорово с точки зрения бюджетной политики, но не очень здорово с точки зрения частных инвестиций.

И это можно было бы пережить, но четвертая промышленная революция, на пороге которой мы стоим, ставит пред нами драматический вызов. Каждая смена технологической платформы сопровождалась увеличением широты и объема доступа предпринимателей к финансовым, кредитным инвестиционным ресурсам.

Банки отказались от выполнения главной функции — преобразования коротких дробных денег их клиентов в длинные инвестиционные кредитные ресурсы

Что делать в этой ситуации российским предпринимателям? Надо оставить в покое существующую банковскую систему. Они находятся в очень сложном положении, они решают важные государственные задачи. Поэтому нам придется нашу проблему создания кредитного инвестиционного плеча решать самим. Я считаю, что надо создавать новую систему, которая нацелена на инвестиционное кредитование бизнеса, и в первую очередь частного.

Как это делать? Под эгидой министерства промышленности и торговли вместе с институтами развития и профессиональными объединениями бизнеса. Звучит наивно на первый взгляд, но альтернативы, к сожалению, нет. И у этой системы должны быть четкие параметры: объем кредитования примерно 10 трлн рублей в год, широкий и равный доступ всех к этому ресурсу, новое содержание кредитных договоров, новая модель риск-менеджмента. Кроме того, необходимы регулярная аналитика и целевые ориентиры. Нам нужно обеспечить рост экономики минимум 5% ежегодно и довести долю инвестиций до 25% от ВВП в год, при этом 75% объема инвестиций должен совершать частный российский бизнес.

Подготовила Ирина Перечнева

* Организована Уральским федеральным университетом, Институтом экономики и управления УрФУ, аналитическим центром «Эксперт» и деловым журналом «Эксперт-Урал».

Материалы по теме

Свердловская область вошла в топ-3 регионов-лидеров по количеству заемщиков

Альфа-Банк выдал предприятиям РМК более 300 млн. долларов в течение 2016 года

ВТБ финансирует строительство современного завода по производству средств пожаротушения

По возможности и способности

ЕБРР приобрел 25% плюс 1 акцию СКБбанка

СКБ-банк покинул САИЖК