Революции не будет

Высшее образование

Высшее образование

Но будут преобразования — структурные, управленческие, кадровые: УрГЭУ пересматривает взаимоотношения с работодателями и меняет подходы к научной деятельности

У Уральского государственного экономического университета (УрГЭУ) новый ректор: 29 декабря глава федерального Минобра Дмитрий Ливанов утвердил экс-зампреда свердловского кабинета министров Якова Силина в должности вузовского руководителя на пять лет. У ректора большие планы — создать базовые кафедры с уральскими предприятиями, возродить диссертационные советы, вернуть ученых, необходимых вузу, оптимизировать расходы и сократить количество преподаваемых дисциплин. Как они будут реализовываться, Яков Силин рассказал «Э-У».

— Яков Петрович, вы занимали высокие посты в органах власти Свердловской области, Пермского края, полпредстве президента РФ в УрФО. Почему вы решили уйти в высшую школу и какие задачи ставите перед университетом?

— С Уральским экономическим университетом я с 1992 года. В этом вузе писал кандидатскую и докторскую диссертации, уже 14 лет преподаю на кафедре муниципальной и региональной экономики. Перед университетом стоят особые задачи. Первая — встроиться в хозяйственную жизнь региона. Вторая — стать ключевой научно-аналитической структурой в сфере экономических знаний.

Ректор-лоббист

— Как будете встраиваться?

— У нас 15 тыс. промпредприятий, плюс малые и средние компании, и их как минимум в шесть раз больше. Специалисты экономического профиля нужны везде. Не могут заводы, фабрики, банки, магазины обойтись без менеджеров, финансистов и бухгалтеров. Мы давно готовим для них кадры, но сейчас стоит цель развития отношений с работодателями. Некоторые из них считают, что выпускники не соответствуют требованиям рынка. Если это так, мы вместе должны подумать, как изменить образовательный процесс, посмотреть программы обучения и сделать их более практико-ориентированными. Я приглашаю к диалогу руководителей предприятий, финансовых организаций, страховых компаний, органов власти: они в первую очередь заинтересованы в том, чтобы понять, какие специалисты нужны на рынке, какими навыками должны обладать. Приходите, встречайтесь со студентами. Забирайте на стажировку лучших, готовьте смену. Я надеюсь, что наших студентов будут активно звать на практику. Мы готовы вести переговоры с предприятиями. Предлагаем им взять шефство над кафедрами, преподаватели должны взаимодействовать с практиками на системной основе. Давайте проводить дни открытых дверей, где первые лица компаний, их замы по персоналу, инженеры, технологи расскажут, как строится рабочий процесс в цехах конкретного завода, комбината питания, продуктовой сети. В конце прошлого года, например, я договорился о таких встречах с директорами семи промпредприятий Каменска-Уральского. Спасибо им за государственный подход.

— Вторая задача не будет оттягивать ресурсы от выполнения первой?

— Они лежат в одной плоскости. У регионального правительства, свердловских муниципалитетов и производств есть потребность в разработке аналитических продуктов — программ экономического развития, стратегий, планов и т.д. У нас есть эксперты, которые в состоянии удовлетворить эту потребность. Более того, к этой работе в какой-то мере могут подключиться и талантливые студенты. Вот это будет портфолио: «Участвовал в разработке стратегических документов». Региональные министерства уже сделали УрГЭУ несколько интересных предложений, мы их сейчас прорабатываем.

— Будете лоббировать интересы вуза во власти?

— Именно так. Считаю, что в последние годы УрГЭУ лоббизма не хватало. Буквально вчера состоялся разговор с министром промышленности Свердловской области о переподготовке и повышении квалификации специалистов ведомства и предприятий. Они получили образование пять, десять, а кто-то и двадцать лет назад, а жизнь выдвигает новые требования, им нужны новые знания. Министр с этим согласился и поставил перед нами ряд задач. Мы готовы их решать. Такие переговоры идут с несколькими ведомствами.

Ректор-реформатор

— Михаилу Федорову удалось вовлечь вуз в международную повестку.

— Он добился большей узнаваемости вуза. Но для развития этого недостаточно. Научно-исследовательская деятельность практически не ведется. Когда-то в УрГЭУ было четыре диссертационных совета, но три из них потеряно. Есть большое желание открыть диссовет по техническим специальностям: это связано с деятельностью института торговли, пищевых технологий и сервиса. Другое желание — вернуть в родные стены ученых, которые по разным причинам покинули вуз. Это несколько десятков докторов и кандидатов наук, и они выказывают намерение вернуться. Мы остро нуждаемся в возрождении таких научных направлений, как пищевая инженерия, социоэкономика, логистика. Нужны базовые кафедры на предприятиях. У нас они успешно действуют при Уральском таможенном управлении, УФАС. Сейчас готовим документы по созданию такой кафедры на машиностроительном заводе им. Калинина. Университету необходимо более четкое и системное позиционирование на образовательном рынке.

— Иначе оптимизация? Слияние с другими вузами?

— Я поддерживаю оптимизацию системы высшего образования. Этот процесс неизбежен, подходы должны быть взвешенными: вузы должны по возможности объединяться на равных условиях, с учетом преимуществ каждого. Хотя уже сейчас можно исключить непрофильное образование в наших вузах.

— Горный университет предлагал объединиться с УрГЭУ, Лестехом и аграрным университетом.

— Если предположить, что такое слияние произойдет, то в других вузах не должны оставаться непрофильные экономические кафедры. Они должны сосредоточиться в стенах четырех институтов экономического университета. А вообще УрГЭУ может развиваться и самостоятельно, он не является отраслевым университетом. Мы многофункциональный, межотраслевой вуз, готовый к качественным преобразованиям. Выпускники нашего университета нужны в любой сфере экономики и социальной сфере.

— О каких преобразованиях вы говорите?

— Например, мы будем изменять нагрузку на преподавателей. Пусть они работают в одном вузе, а не в нескольких. Я поставил задачи перед директорами и заведующими кафедрами — до минимума свести такое явление, как дробление ставок. Пусть читают большие курсы, а не по 5 — 10 часов.

— Это же дополнительная нагрузка на бюджет.

— Мы и сегодня эти деньги тратим, только разбиваем их на части между несколькими преподавателями.

— Тогда это нововведение приведет к сокращению кадров.

— Произойдет перераспределение. Мы сократим количество предметов, их стало очень много. Это искусственно созданные предметы. Не может быть обучение эффективным, когда тебе преподают
80 дисциплин.

— А сколько нужно?

— За весь период в зависимости от специальности 40 — 45 предметов. Сейчас похожие по содержанию лекции читают несколько преподавателей: у студентов путаница в голове, заочники вообще уходят из-за перегруза. Наплодили курсов, чтобы заработать. Теперь условно вместо десяти человек по десять часов, один будет вести 200 — 300 часов и более. У него зарплата вырастет. Появится возможность пойти в библиотеку, написать статью в научный журнал. Необходимо создать условия для занятия наукой.

Публикационная активность и исследовательская деятельность должны стать ключевыми показателями нашего развития. На эти критерии и родители абитуриентов будут обращать внимание в период приемной кампании. Чем выше уровень знаний, тем проще найти работу.

Ректор-дипломат

— Мне кажется, цепочка проще: менеджер — до сих пор одна из самых востребованных специальностей на рынке, несмотря на переизбыток выпускников с такими дипломами.

— В 90-е все решили готовить экономистов. Теперь их переизбыток, они не востребованы. Уровень слабый. Кто в этом виноват? Непрофильные вузы, которые, реагируя на запрос общества, насоздавали экономических факультетов и кафедр. Многие лишились аккредитации. А работодатель сейчас смотрит, чей диплом принес соискатель. И абитуриенты начали это понимать.

— Для домохозяйств также важны примеры успешных выпускников: «он — владелец пароходов, и мой сын таким станет».

— Таких примеров много. УБРиР и филиал ВЭБ в Екатеринбурге возглавляют наши выпускники. Достойно трудятся они и в Сбербанке. Во всех региональных подразделениях банков работают бывшие студенты УрГЭУ. Владелец сети супермаркетов «Кировский» — наш выпускник. Я уже молчу о рестораторах, управленцах многочисленных предприятий: молочных, мясных и пивоваренных заводов, пищевых комбинатов. Хорошие менеджеры и финансисты — на вес золота. Во многих органах власти, региональных и городских, работают выпускники УрГЭУ. Без финансиста вы никогда не построите грамотный бюджет. Университет себе репутацию создавал почти 50 лет, через два года юбилей будет.

— У вас много платных студентов: вуз на 85% себя обеспечивает. К ним особое отношение?

— Задача в этом году — заработать 85%. По этому показателю среди государственных вузов на Урале равных нам нет. По сути, платные студенты — это наши работодатели. Они платят за свои будущие знания. Но не стоит обольщаться, что деньги — эквивалент диплому. Они получили доступ к преподавателям, исследовательским базам, инфраструктуре, возможности получить актуальное образование. Будешь стараться, получишь диплом, не будешь — отчислим за неуспеваемость.

— Какова доля инорегиональных абитуриентов в общем потоке?

— Около 15 — 20%. Мы заточены на подготовку специалистов для местной экономики. Хотя за знаниями к нам приезжают даже иностранцы: из Гвинеи, Кот-д'Ивуара, Мали, из многих бывших союзных респуб­лик, всего из 25 стран.

— Какие специальности им нужны?

— Мировая экономика, пищевые технологии, ресторанный бизнес, сфера торговли, гостиничное хозяйство и другие.

— Какие у вас с коллективом складываются отношения?

— Деловые, прагматичные. Ректора коллектив выбирает, и мы — единый коллектив. Но при этом я персонально отвечаю за развитие университета перед Минобр­науки РФ. Поэтому буду инициировать любые изменения, которые позволят улучшить его позиции на рынке образовательных услуг, в научной среде, повысят статус среди работодателей, сделают УрГЭУ одним из лучших университетов Урала.  

Материалы по теме

Зачем teacher university быть research university

2014 — год успеха УрГЭУ

Вместе будет быстрее

Мягкая сила высшей школы

Одной идеи мало

Эх, раз. Еще раз?