В поисках здравого смысла
О создании механизма повышения эффективности госуправления и расходования бюджетных средств
В последнее время много говорят о повышении эффективности государственного управления и расходования бюджетных средств. На мой взгляд, это не более чем разговоры. На практике мы постоянно сталкиваемся с неэффективностью и бюрократией органов исполнительной власти. Мой конфликт с чиновниками длится уже полтора года, и на личном примере очень хорошо видна порочность бюрократической системы.
В октябре 2013 года я заключил государственный контракт с министерством природных ресурсов Свердловской области на установку малых архитектурных форм — беседок, информационных стендов и павильонов — вдоль туристско-паломнического маршрута «Симеонова тропа» в Верхотурье. Когда мы приехали их устанавливать, работу удалось выполнить только на трех площадках из семи: площадки готовила другая компания, и отсыпку и обустройство к назначенному сроку она не провела. Я начал обращаться в министерство, просил решить проблему, но ответа не получил. В частных беседах чиновники говорили, что все понимают, но сделать ничего не могут. Мне предлагали установить беседки и павильоны на неподготовленные площадки — по сути, скидать прямо в болото, кусты и на деревья. К тому времени срок исполнения госконтракта истек, и плату за выполненную работу можно было получить только через суд, но если продукция будет испорчена, оплаты не будет. Министерство не могло об этом не знать, но предлагало именно такой вариант. Однако я подобным образом подходить к делу не привык. Я убежден, что нельзя делать работу формально, ради галочки, чтобы тебе в срок заплатили и отрапортовали об освоенных средствах. При таком варианте все в плюсе: предприниматель с деньгами, чиновники с выполненной на бумаге работой. И только паломники и туристы на Симеоновой тропе — в пролете.
Это не единичный случай. В 2011 — 2012 годах мы для того же Минприроды делали установку знаков водоохраны вдоль рек и мостов. Изначально знаки изготавливались с применением светоотражающей пленки, то есть делались в соответствии с ГОСТом. Но буквально через год вышла новая документация, где применение светоотражающей пленки предусмотрено не было, изображение нужно было наносить непосредственно на металл масляной краской, которая, как показала практика, через полгода-год уже начинала облезать. И что вы думаете? Нас заставили знаки, имеющие более высокие технические характеристики, переделать на куски крашеного железа с надписью масляной краской, потому что так написано в техзадании. С формальной точки зрения чиновники правы. Но есть же здравый смысл!
Государству нужно создать механизм оценки эффективности деятельности чиновников с точки зрения не освоения выделенных средств, а реальных результатов проведенных работ
Я понимаю, что корень проблемы в том, как именно государство оценивает деятельность чиновников. В качестве главного показателя эффективности считается 100-процентное освоение бюджетных средств, при этом мало кого интересует, будут ли они потрачены с умом. Поэтому каждый год в ноябре — декабре мы видим сотни и тысячи госзакупок, когда на строительство многоквартирного дома отводится 15 дней, работы, предусматривающие бетонирование, проводятся при 30-градусных морозах, а в недостроенных зданиях клеят обои и завозят мебель. Чиновники саботируют любые попытки подрядчиков делать свою работу качественно, ведь это угрожает их личным интересам. Стремясь защитить себя, они идут на всевозможные ухищрения, попутно нарушая права предпринимателей.
Наша судебная тяжба — тому подтверждение. В апреле 2014 года Арбитражный суд Свердловской области согласился с моими доводами и удовлетворил иск к Минприроды, постановив взыскать 1,66 млн рублей. Апелляционный суд постановление отменил, а суд третьей инстанции отправил дело на повторное рассмотрение. И вот, в январе 2015 года, тот же самый судья, который годом ранее вынес вердикт в мою пользу, основываясь на тех же самых материалах, выносит новое постановление: в удовлетворении требований отказать, а встречные иски Минприроды — о взыскании 300 тыс. неустойки и процентов на неустойку — удовлетворить. Мало того, на рассмотрении Арбитражного суда находятся еще два иска Минприроды ко мне: об обращении взыскания на залог в размере 100 тыс. рублей и внесении в список ненадежных поставщиков, закрывающий возможность участвовать в госзаказе. Как видите, судиться с чиновниками, даже если эта тяжба вызвана желанием сделать работу качественно и все обстоятельства вроде бы на твоей стороне, очень затратно!
Разорвать этот порочный круг в одиночку, кажется, не под силу никому, это надо делать общими усилиями. Государству нужно создать механизм оценки эффективности деятельности чиновников с точки зрения не освоения выделенных средств, а реальных результатов проведенных работ. Сами чиновники должны осознавать свою степень ответственности за общий результат и искоренять в себе привычку валить собственные проблемы и ошибки на предпринимателей, с которыми работают. А предпринимателям стоит отстаивать свои права на качественное выполнение работ и предавать публичной огласке возникающие конфликты. Только внимание общества к данной проблеме способно сдвинуть ситуацию с мертвой точки.
Автор: Пташников Александр, предприниматель