Кто крайний

Реформа дошкольного образования

Регионы рапортуют: проблема очередей за путевками в детсады практически решена — соцучреждения растут как грибы. Но качество услуг в них явно не успевает за количественными показателями  

Моему сыну пять лет. Место в муниципальном детском саду он получил в прошлом году. Но предложением мы так и не воспользовались: добираться до дошкольного учреждения пришлось бы полчаса. Удобнее частный сад под боком, хотя цены там раз в 6 — 7 выше. Есть муниципальные сады поближе — целых три, новые и красивые, но попасть туда нереально. Места оккупировали дети военнослужащих, МЧС, полицейских. Я им не завидую: в группе по 32 — 35 человек (по ранее действовавшим СанПиНам, численность группы не должна превышать 10 — 15 детей). Однако частный садик для дочери мы уже не потянем, поэтому заранее (ей всего два месяца) встали в общую очередь. В районном отделе образования дали четко понять две вещи: раньше 3,5 лет вам ничего не светит, но и тогда на те три сада претендовать бесполезно. Вероятно, придется отчего-то отказываться и опять копить на частный. Получается как с бесплатной медицинской помощью: формально она есть и она бесплатная, но на деле зубы, желудок и детей я лечу за свои деньги. На этом фоне январское заявление главы Минобрнауки
Дмитрия Ливанова, что уровень доступности дошкольного образования приближается к 95%, мной как родителем воспринимается весьма неоднозначно. Правда, речь идет о детях от трех до семи лет. Тем, кто младше, а это больше двух миллионов, до этого уровня еще о-го-го.

На Урале и в Западной Сибири проблему дефицита мест «для тех, кому за три» планируют решить до конца года (в Оренбургской области ее уже нет). И это замечательно. Беда в том, что новые детсады надо укомплектовывать педагогами, а где же их взять, у нас и раньше воспитателей не хватало. Еще вопрос, что делать с садами, когда детей станет меньше. А демографический провал неизбежен: малочисленное поколение 90-х неспособно поддерживать нынешний рост рождаемости (в январе — ноябре прошлого года родилось свыше 1,7 млн человек, на 11,4 тыс. детей больше, чем за аналогичный период 2013 года). Готовы ли к этим вызовам региональные власти?

Столбцы и дети

В России за последние два года создано 750 тыс. мест (384 тысячи — в 2014 году) в детских садах. По словам заместителя председателя правительства РФ Ольги Голодец, на эти цели из федерального бюджета два года подряд выделялись суммы по 50 млрд рублей:

— Мы волновались за субсидию прошлого года, потому что средства пошли в апреле, мае. Но субсидия выделена практически в полном объеме — 46,5 млрд рублей. 74 региона в полном объеме создали запланированные места. Переходящие остатки составляют 4,5 млрд рублей и будут освоены до марта.

— К 2016 году число устроенных в детсады малышей превысит семь миллионов, — рассказал Дмитрий Ливанов. — По нашим оценкам, прирост с 2013 по 2016 год составит 800 тыс. человек. Для обеспечения 100-процентной доступности дошкольного образования в 2015 году нам предстоит ввести еще около 350 тыс. новых мест.

В Башкирии в этом году намерены построить 29 детсадов на 4,3 тыс. мест. По данным республиканского правительства, очередь за путевками с 2011 года сократилась с 50 до 7 тысяч, в том числе за счет возврата и перепрофилирования 103 зданий на 8 тыс. мест. В планах Пермского края ввести в строй до конца года 39 детсадов на 6 тыс. мест: это позволит снять вопрос очередей для детей от трех лет. За последние три года в Прикамье создали 18 тыс. мест. В ХМАО — 14,5 тыс. мест, это больше 70 детсадов.

Окончательно с дефицитом мест в 2015 году намерены разобраться и в Свердловской области: на эти цели запланировано 5,4 млрд рублей. Только в прошлом году на Среднем Урале введено свыше 14 тыс. мест, около трети из них за счет «капремонта, уплотнения и возврата в статус детсадов перепрофилированных ранее ДОУ». Всего за три года, по словам губернатора Евгения Куйвашева, в регионе создали 49 тыс. мест.

Самые амбициозные планы — в Челябинской области: в этом году в регионе собираются построить 80 детских садов на 15 тыс. мест. В январе Южный Урал раскритиковали федеральные единороссы: он вошел в число субъектов РФ, где в прошлом году освоили менее 70% денег из бюджета РФ, выделенных на модернизацию системы дошкольного образования. Подгоняют строителей и в Курганской области: здесь до конца года намерены ввести в строй девять детских садов. Региональные чиновники вынуждены лично выезжать на стройплощадки и грозить штрафными санкциями, чтобы соблюдались сроки сдачи объектов.

— Все это напоминает гонку за столбцами, поднять показатели в графиках любой ценой, — считают активисты Общероссийского народного фронта (ОНФ). — При этом цена бывает в буквальном смысле чрезмерно высокой. В рамках проекта ОНФ «За честные закупки» был проведен мониторинг более 40 закупок для строительства детсадов на сумму свыше 2 млрд рублей. Анализ показал, что стоимость строительства одного места в детских садах в некоторых субъектах РФ часто отличается от норм, утвержденных Федеральным агентством по строительству и ЖКХ. Например, в Октябрьском районе ХМАО стоимость одного места в детском саду составила 2,2 млн рублей при нормах в 1 миллион. В другом муниципальном образовании этого же региона — Нижневартовске — планируется строительство детского сада на 320 мест при цене за место 818 тыс. рублей. Объяснить эту разницу можно лишь неэффективностью расходования средств.

— Мы вынуждены наращивать темпы и идти на дополнительные расходы, — сетуют в региональных администрациях. К теме детсадов, а мы должны обеспечить население достаточным количеством ДОУ до 2016 года, усилено внимание со стороны общественных и надзорных институтов. В этих условиях любая копейка под микроскопом рассматривается.

Дошкольное образование получают 6,4 млн малышей — 95% всех детей в возрасте от трех до семи лет

В Генпрокуратуре РФ подтверждают, что контроль в сфере дошкольного образования за последние два года стал жестче:

— В 2014 году прокуроры выявили более 104 тыс. нарушений прав несовершеннолетних на образование, в суды предъявлено более 11 тысяч исков. Органы госвласти и местного самоуправления получили предписания о расширении сети дошкольных учреждений. Результаты есть — в нескольких регионах, например в ЯНАО, очередь на получение мест в детсадах сократилась. При этом остаются вопросы к качеству образования и наличию лицензий.

Опять тройка

— В стране сложилась ситуация, когда регионы не до конца вкладываются в создание условий, необходимых для реализации дошкольных программ, — считает директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО Татьяна Волосовец. — Это подкрепляется тем, что родители до сих пор рады месту в любом детском саду. Сегодня, по данным Росстата, в целом в очереди в детсады стоят 2,7 млн детей. Минобрнауки России фиксирует другую цифру — около 400 тысяч, но это лишь дети от 3 до 7 лет.

Институт совместно с агентством социальных исследований «Социальный навигатор» при участии региональных органов управления образованием подготовил рейтинг муниципальных детских садов России 2014. В исследовании, которое проводится третий год подряд, принимали участие 3969 детсадов из 21 региона. Возглавляет список нижневартовский детсад «Эрудит», всего в топ-25 восемь садиков из ХМАО и один из Удмуртии. ДОУ оценивались с точки зрения условий, созданных для ребенка, педагогического состава и дополнительных услуг. 94,9% детских садов, составляющих основную массу выборки, соответствуют оценке «удовлетворительно». 4,6% — получили «хорошо» и 0,5% — «неудовлетворительно». Отличников в рейтинге нет.

— Тройки за работу ежегодно получают более 95% ДОУ, — рассказала Татьяна Волосовец. — Это неслучайно. Родители сейчас недовольны очень многим: перегруженностью педагога бумажной работой в ущерб детям, переполненностью групп, достигающих 30 — 35 человек… В таком случае становится совершенно очевидно, как порой решается вопрос об уменьшении очередности в детские сады. Выяснилось также, что воспитателей с высшим образованием в стране почти нет. Один из недавних опросов выпускников бакалавриата педагогических факультетов показал, что ребята не готовы идти работать на эту должность, кажущуюся им простой. Они хотят быть управленцами. К счастью, в числе педагогов в детских садах нет и тех, у кого вообще низкая квалификация. В основном это те, кто окончил педколледжи (90%).

Директор Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина обращает внимание на тяжелые условия работы воспитателей:

— В группе до 35 человек. Их надо два раза в день одеть, покормить, спать уложить. Власти вкладывают деньги в кирпичи — строят сады, а педагогов — нет. Вводят новые места, а воспитателей больше не стало, так еще и сокращают постоянно количество помощников, урезают ставки.

 — Процесс привлечения новых воспитателей на вновь созданные места идет очень медленно, — признает Дмитрий Ливанов. — Их количество увеличилось примерно на 1%. Это означает, что растет нагрузка на педагогов дошкольного образования. Эксперты обращают внимание, что значительный рост нагрузки может привести к существенному снижению качества дошкольного образования. Поэтому в региональных дорожных картах мы выбираем взвешенные темпы структурных изменений. Среднегодовое повышение нагрузки на педагогов дошкольного образования не должно превышать 2,5 — 3%, обращаем на это внимание регионов.

— Было бы совершенно не по-хозяйски принимать решения о том, чтобы развивать сеть и при этом не обеспечивать эту работу специально подготовленными профессиональными кадрами, — заявила в конце прошлого года губернатор ХМАО Наталья Комарова. — Мы используем для этого различные возможности, начиная от целевого набора и закачивания стимулированием через назначение достойной зарплаты тем, кто приходит работать в ДОУ.

Вопрос о повышении зарплаты педаго­гам-воспитателям в прошлом году поднимали и в Свердловской области. Премьер-министр Денис Паслер подчеркивал, что из одиннадцати направлений, реализуемых в соответствии с «майскими» указами в Свердловской области, только одно требует особого контроля со стороны органов власти — повышение зарплаты педагогических работников ДОУ: дополнительные средства выделялись для выплат сотрудникам тех групп, которые добавились в сеть дошкольных учреждений.

В России 53,5 тыс. детских садов, из них только около тысячи — частные

— Помимо строительства новых детсадов, что неизбежно ведет к росту бюджетных затрат, в том числе на зарплату, нужны иные инструменты для решения проблемы дефицита мест, — считают эксперты сферы дошкольного образования. — Массовая стройка имеет обратную сторону — в 2017 годы мы войдем в ситуацию спада рождаемости, а что будет с новыми зданиями? Их опять отдадут коммерческим структурам? Еще в 2012 году Владимир Путин предупреждал регионы, что очередь сократится, а здания ДОУ будут пустовать, когда до нас дойдет эхо демографического спада 90-х. Нужно развивать негосударственный сектор в дошкольном образовании.

— Решить проблему дефицита к 2016 году только государственными детсадами невозможно, — соглашается зампред комитета ГД по образованию Алёна Аршинова. — Поэтому нужно помогать и малому бизнесу. Наша задача, чтобы частные сады могли предложить услугу, где родители будут платить на уровне муниципальных ДОУ.

Некоторые более равны, чем другие

Согласно дорожной карте, разработанной Минэкономразвития РФ, в 2016 году доля частных детских садов в системе дошкольного образования должна составить 5%, а в 2018-м — не менее 15%. — Сейчас мы делаем упор на развитие системы негосударственных детских садов, — рассказал Дмитрий Ливанов. — Все препятствия, которые долгое время существовали в этой сфере, устранены. В регионах есть успешные модели поддержки частного дошкольного образования. Например, в ЯНАО в частных детсадах обучается свыше 8% детей. Внедряются различные механизмы поддержки — передача в аренду на льготных условиях нежилых помещений, помощь в организации питания и медицинского обслуживания детей. Существует и материальная поддержка частных дошкольных организаций: они получают субсидию на реализацию программы дошкольного образования и возмещение затрат по содержанию детей.

— Несмотря на то, что на негосударственные организации дошкольного образования сделаны большие ставки, до сих пор в стране их количество не превышает 2%, — констатирует Ирина Абанкина. — Косвенные меры поддержки недостаточны. Они не создают условий для равной конкуренции между муниципальными и негосударственными садами. Прямое бюджетное финансирование негосударственного сектора сталкивается с несовершенством нормативно-правовой базы для предоставления субсидий на выполнение им государственного или муниципального задания по оказанию образовательных услуг. Так, в законе об образовании прописано четко, что в полномочиях субъекта РФ общедоступное дошкольное образование в муниципальных ДОУ. Но по отношению к учреждениям дополнительного образования никаких обязательств нет, они имеют право вести такие занятия, но финансировать их регион не обязан. Поэтому если я не прохожу лицензирование как тип учреждения дошкольного образования, у меня нет возможности требовать бюджетного финансирования, и из местного бюджета может быть выдана лишь субвенция или субсидия на возмещение расходов. Индивидуальные предприниматели, другие типы организаций оказываются в сложном положении. Нам требуется развитие законодательной базы.

— Вероятно, ситуация изменится, когда в России появится сертификат дошкольника, который позволит родителям отдать ребенка в частный детский сад за счет государства, — выражают надежду эксперты. — Разработать такой механизм в декабре прошлого года поручил премьер-министр Дмитрий Медведев. Региональные власти должны будут выдавать сертификат, обеспеченный бюджетными ассигнованиями, семье, которая сама решает, куда с ним идти — в частный детский сад или муниципальный. Предполагается, что сумма, заложенная в сертификат, будет колебаться в зависимости от региона, но должна полностью покрывать все затраты.

— Ожидание этого документа не должно стать причиной менее активной политики по поддержке частных садов, — считают участники рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности». — В подавляющем большинстве регионов отдается приоритет развитию муниципальной инфраструктуры дошкольного образования. Причина медленного развития негосударственного сектора — отсутствие реальной системной поддержки. Чтобы изменить положение, нужна вовлеченность всех уровней власти. В Перми, например, в январе принято решение о снижении ставки на аренду муниципального имущества для частных детских садов, а в ХМАО региональное правительство одобрило законопроект, который уравнивает права на финансирование из окружного бюджета деятельности всех дошкольных образовательных учреждений вне зависимости от их организационно-правовых форм. В Югре же активно продвигают формат билдинг-садов, которые предлагают располагать на первых этажах многоквартирных домов.  

Дополнительные материалы:

Таблица. Топ-10 рейтинга муниципальных дошкольных образовательных учреждений 2014 года

Частные детские сады долгое время работали в России полулегально — в стране отсутствовала законодательная база относительно их организации в квартире или частном доме. Только в феврале 2014 года появились нормы, регулирующие предоставление услуг дошкольного образования в жилых помещениях.

Без выбора
В 2014 году власти Пермского края решили свернуть популярную социальную программу «Мамин выбор» и перераспределить средства, заложенные на выплату пособий по уходу за ребенком, направив их на открытие дополнительных мест. «Мамин выбор», идеологом которого выступил экс-губернатор Олег Чиркунов, стартовал в 2008 году в 14 муниципалитетах Прикамья. Он предусматривал компенсацию за непредоставление мест в муниципальных детских садах в размере от 700 до 5 тыс. рублей. Эти деньги получали 36 тыс. семей. Часть родителей направляли их на оплату частных садов. Несмотря на протестные акции населения с 1 июля 2014 года выплаты оставили только для малоимущих семей и семей, где растут дети-инвалиды. К 2016 году планируется прекратить выплаты и для этих категорий.   

Материалы по теме

Самобичевание ректоров

Зачем teacher university быть research university

Труд в законе

К реформе экономического образования

Вместе будет быстрее

Логика движения вперед