Все под контролем
Динамика выручки крупнейших компаний будет зависеть не только от внешних факторов и ситуации в экономике — существенное влияние на бизнес окажет фискальная нагрузка, связанная с продолжением курса на деофшоризацию экономики
22 октября на рассмотрение в Госдуму РФ внесен очередной вариант законопроекта (первый представлен Минфином в мае этого года, второй в сентябре), в соответствии с которым в России вводятся правила контролируемых иностранных компаний (КИК). Основные положения документа мы попросили прокомментировать партнера практики в области международного налогового планирования PwС Наталью Кузнецову.
— Наталья, с какой целью страны вводят правила контролируемых иностранных компаний?
— Практика введения правил КИК получила широкое распространение в мире, это делают все страны, являющиеся крупнейшими экспортерами капитала. Основная цель — обеспечить своевременный возврат капитала в юрисдикцию материнской компании. И то, что Россия присоединяется к этой группе стран, вполне закономерно.
— Каков механизм контроля?
— В предложенных вариантах законопроекта предлагается считать «контролируемой» компанию, зарегистрированную в офшорной юрисдикции, если ее активы принадлежат российскому юридическому или физическому лицу. Нераспределенная прибыль КИК будет включаться в налогооблагаемый доход контролирующего российского лица. Конечно, это правило имеет свои условия. Например, компания должна располагаться в стране, которая не имеет двухстороннего соглашения об избежании двойного налогообложения с РФ, не обменивается информацией с российскими налоговыми органами и прибыль в которой подлежит обложению по ставке ниже 75% средневзвешенной ставки по налогу на прибыль в РФ (порядок определения средневзвешенной ставки регулируется законопроектом).
Нераспределенная прибыль КИК будет облагаться налогами в соответствии с российским законодательством: 13% для физических лиц и 20% — для юридических. Как я уже говорила, цель государства — вернуть капиталы, поэтому, если КИК уже выплатила российскому акционеру дивиденды, ее налоговая база может быть уменьшена на их величину.
Изначально в майском проекте предлагалось распространять эти нормы на иностранные компании, доля участия в которых составляет 10%, за исключением случаев участия в иностранной компании, которая прошла процедуру листинга и допущена к биржевым торгам по специальному списку Минфина и ЦБ. Эту норму бизнес посчитал достаточно жесткой, и авторы законопроекта выразили готовность к ее обсуждению. В новом варианте закона предлагается распространять правила КИК на компании, у которых доля российских учредителей составляет не менее 50%, а после 2017 года — 25%. То есть текущая версия законопроекта предусматривает переходный период применения положений о КИК, что, конечно, можно только приветствовать.
— Какие виды наказания предусмотрены законом за нарушение правил КИК в обсуждаемом законопроекте?
— На налогоплательщиков будут распространяться стандартные виды наказания, прописанные в Налоговом кодексе, — штрафы, пени. Но это не самое главное. Совет Федерации подготовил и внес на рассмотрение в Государственную думу РФ законопроект, направленный на деофшоризацию российской экономики, в котором предлагается указать как отдельные квалифицирующие признаки в пункте 3 ст. 199 УК РФ уклонение от уплаты налогов путем сокрытия или искажения информации в отношении КИК, контролируемых сделок, а также через подставные компании. В частности уклонение от налогов в крупном размере с использованием подставных компаний, КИК и трансфертных цен предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до шести лет. Указание в качестве квалифицирующих признаков преступления уклонение от уплаты налогов через подставных лиц и сокрытие или искажение информации об офшорных компаниях, а также контролируемых сделках свидетельствует о том, что в обозримом будущем эти темы будут в фокусе внимания фискальных органов.
Отмечу, что вопрос уголовной ответственности особенно актуален в свете еще одного законопроекта, который позволит следователям возбуждать уголовные дела по налоговым нарушениям без участия налоговых органов (предлагаются соответствующие поправки в ст. 140 УПК РФ). В настоящий момент законопроект находится на подписи у президента РФ. Если инициатива будет одобрена, налогоплательщики столкнутся с опасной ситуацией, когда уголовные дела по таким сложным техническим темам, как КИК, и трансфертным ценам будут возбуждаться до проверок, проведенных узкими специалистами (напомним, что в ФНС трансфертными ценами занимается отдельно созданное управление, а работающие в нем люди прошли специальное обучение). В ходе общественного обсуждения целесообразно говорить об этих законопроектах во взаимосвязи.
— На какие аспекты сейчас стоит обратить внимание собственникам и менеджерам компаний, которые потенциально могут попасть под такой контроль?
— Контролируемые лица должны тщательно готовить отчетность, причем качественную, по международным стандартам. Им надо быть готовым к тому, что российские акционеры будут из них душу вынимать, требовать, чтобы они вовремя предоставляли им всю информацию. Владельцам иностранных компаний или долей в них надо иметь четкий план действий. Следует проанализировать всю структуру собственности, проверить все документы, и если есть необходимость и целесообразность, какие-то компании ликвидировать. Если компании действительно занимаются реальной деятельностью, надо провести ревизию и выработать стратегию. Как вариант — пытаться просчитать возможности своевременной выплаты дивидендов в Российскую Федерацию. В любом случае операционные затраты вырастут, и этот фактор нужно учитывать.
ПАРТНЕР ПРОЕКТА | |