Каждый баррель в цене

О налогообложении в нефтяной отрасли

О налогообложении в нефтяной отрасли

Югорские депутаты предложили Госдуме РФ принципиально изменить систему налогообложения в нефтяной отрасли, чтобы вовлечь в разработку трудноизвлекаемые запасы и увеличить доходы в бюджеты регионов

19 ноября депутаты думы Югры проголосовали за то, чтобы внести в Государственную думу РФ законопроект «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ». Поправки меняют подход к налогообложению нефтяной отрасли, устанавливая вместо налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) налог на прибыль от реализации добытой нефти и попутно залегающих полезных ископаемых, он же — налог на финансовый результат. Предлагаемая ставка — 60%.

По замыслу, на первом этапе нововведение будет действовать только при разработке небольшого числа углеводородных месторождений, расположенных в Ханты-Мансийском автономном округе. Затем практику предполагают распространить на всю нефтедобычу России, кроме месторождений на море и континентальном шельфе РФ. Российские нефтяники, власти Югры и Минэнерго РФ, выступившие инициаторами проекта, утверждают: основная цель новаций — повысить привлекательность старых и «трудных» месторождений.

Изменить. Нельзя оставить

Основной довод инициаторов законопроекта — действующая система налогообложения нефтяной отрасли (сформирована в 2002 году) сильно устарела и делает разработку трудноизвлекаемых запасов нерентабельной.

— Она была временной мерой, ориентированной на изъятие выручки, а не на обложение конечного финансового результата: НДПИ и вывозная таможенная пошлина при экспорте нефти обеспечивают изъятие в пользу государства около 85% от прироста цены на нефть, — поясняет заместитель директора департамента экономического развития ХМАО-Югры Василий Дудниченко. — Однако по мере истощения действующих месторождений, ухудшения структуры запасов и увеличения затрат на добычу нефти, этот налоговый механизм перестал обеспечивать необходимую рентабельность разработки действующих месторождений. Это приводит к тому, что 30 — 40% поставленных на государственный баланс извлекаемых запасов нефти не будут вовлечены в разработку по причине их полной убыточности.

 

Так, по данным Генеральной схемы развития нефтяной отрасли до 2020 года, общий объем запасов, поставленных на государственный баланс в РФ, составляет 22 млрд тонн, из которых, по действующей системе налогообложения, экономически обосновано извлечение только 11,3 миллиарда. «Если заработает налогообложение финрезультата, дополнительно можно будет извлечь 6 — 7 млрд тонн», — говорит первый заместитель губернатора округа Александр Ким.

О том, что действующая система себя изжила, говорят практически ежегодный пересмотр и введение точечных налоговых льгот для добытчиков. Еще один минус: налоговая система сегодня учитывает некий среднеотраслевой уровень затрат, а высокорентабельные запасы нефти имеют относительно низкую налоговую нагрузку, и государство изымает ренту с таких активов не в полной мере. Кроме того, схема крайне негибка к изменениям мировых цен и курсу рубля. Переход на обложение финансового результата, по словам Василия Дудниченко, позволит учитывать макроэкономические изменения, изымать сверхприбыль нефтяников в доход государства и обеспечить рентабельность разработки месторождений, находящихся на поздних стадиях добычи, а также трудноизвлекаемых запасов и запасов, не обеспеченных инфраструктурой.

Сначала на новую систему предложили перевести лишь небольшое количество месторождений в ХМАО-Югре. Для них даже хотят отменить на 2016 — 2018 годы налоговые штрафы. Список пилотов уже практически сформирован — на основе добровольных заявок, поступивших в Минэнерго РФ от нефтяных компаний. Среди них «Газпром нефть», ЛУКойл, Сургутнефтегаз, «Салым Петролеум Девелопмент».

Главное, говорит заместитель министра энергетики РФ Кирилл Молодцов, не навредить. Поэтому по предложению ведомства, объемы добычи нефти на пилотных месторождениях не должны быть существенны для общих показателей отрасли. «В нашем понимании, это общий объем годовой добычи примерно до 5 млн тонн (в стране в целом в 2014 году будет добыто около 526 млн тонн)», — считает замминистра.

Изменить нельзя. Оставить

Нефтяники давно лоббируют переход на такую систему налогообложения: еще в 2010 году возможность ее введения была упомянута в стратегии развития ТЭК. По их мнению, это позволило бы резко расширить круг осваиваемых месторождений, включив в него то, что сейчас отложено из-за нерентабельности, в том числе залежи трудноизвлекаемой нефти. Освоение подобных ресурсов требует крупных инвестиций в технологии и немалых затрат на разработку. В 2013 году средние текущие затраты югорских компаний на добычу одной тонны трудноизвлекаемой нефти (около 70 — 90 долларов за баррель) почти вдвое превышали затраты на добычу такого же объема нефти при разработке традиционных месторождений.

Последние полтора года Минэнерго РФ активно готовило соответствующие поправки в Налоговый кодекс. В июне на заседании комиссии по ТЭК президент РФ Владимир Путин эту идею не поддержал, указав на риски манипуляций, но премьер-министр Дмитрий Медведев поручил правительству к осени подготовить необходимые поправки к Налоговому кодексу. Новое сопротивление нефтяники встретили со стороны Минфина РФ. По мнению ведомства, в долгосрочной перспективе предлагаемый налог создает угрозу для стабильности доходов бюджета: нефтяные компании смогут управлять своими налоговыми обязательствами.

Нефтяников и Минэнерго это, однако, не остановило — они решили заручиться поддержкой регионов. Буквально за неделю до голосования по законопроекту югорских депутатов в Ханты-Мансийске прошло совещание под руководством губернатора округа Натальи Комаровой, где представители Минэнерго, нефтяных компаний и югорской думы активно обсуждали эту налоговую инициативу. ХМАО в изменении налогообложения заинтересован. В итоге, по предложению думы Югры, новый налог будет распределяться между бюджетами в следующем порядке: ставка для зачисления в федеральный доход — 48%, в доход бюджетов субъектов РФ — 12%
(по неофициальной информации, в первоначальном варианте все 60% должны были идти федерации).

Крупнейшие месторождения региона входят в стадию падающей добычи, а 67% в общей структуре сырьевой базы приходится на трудную нефть в залежах баженовской, ачимовской и тюменской геологических структур. «Легкой нефти у нас осталось лишь 30%. Сейчас тот период, когда нужно уходить в глубину. Это другая экономика, и она требует справедливого налогообложения», — поясняет Александр Ким.

Кроме того, как заявил спикер думы Югры Борис Хохряков, Ханты-Мансийскому округу это поможет компенсировать потери, к которым приведет введение с 2015 года в стране «большого налогового маневра». Его суть — в поэтапном сокращении за три года вывозных таможенных пошлин на нефть (в 1,7 раза) и нефтепродукты (в 1,7 — 5 раз) с одновременным увеличением ставки НДПИ на нефть (в 1,7 раза) и газовый конденсат (в 6,5 раза). По предварительным оценкам правительства ХМАО-Югры, окружной бюджет в результате может недосчитаться 3 — 7 млрд рублей.

Вопрос теперь в том, пройдет ли законодательная инициатива через Госдуму. Аналитики нефтегазового рынка соглашаются: поэтапный переход к новому налогу позволил бы отказаться от ряда адресных льгот, счет которым уже идет на десятки. Можно было бы не менять ежегодно законодательство, налог учитывает падение прибыли при ухудшении условий работы. Другое дело, что государство не знает, каков финансовый результат как по отдельным месторождениям, так и по компаниям.

Как заметил Виталий Крюков из АК Small Letters, все понимают, что переход на налогообложение прибыли в нефтянке необходим и в конечном итоге неизбежен, но Минфин боится потерять доходы бюджета. И в ситуации, когда цены на нефть падают, предложение регионов передать им существенную часть поступлений от реализации нефти выглядит для федерального центра неприемлемо.

Депутат югорской думы Евгений Марков напоминает: причиной введения НДПИ в начале 2000-х были многочисленные инсинуации вокруг формирования системы затрат нефтяных компаний, бюджет терял колоссальные деньги. По его мнению, вопрос справедливости определения объема изъятий действительно дискуссионен, «но даже сейчас нарушать баланс интересов, ранее достигнутый государством и нефтяной отраслью, нецелесообразно. Это будет очередная инициатива, которая приведет к разбалансировке системы налогообложения нефтяной отрасли, которая кормит всю страну».
 

Материалы по теме

Дмитрий Медведев поддержал новый налог для нефтянников

Решетников призвал к отмене льгот по налогу на движимое имущество

Некорректный коэффициент

Победа добра над здравым смыслом

ЧЭМК объяснится с налоговиками в суде

Естественный отбор