Планировать — значит снижаться плавно
Обзор лизинговых компаний Урала и Западной Сибири по итогам I полугодия 2015 года
Гибкость продуктовой линейки и оперативное реагирование на меняющиеся условия — главные инструменты лизингодателей для сохранения бизнеса на падающем рынке
Российский рынок лизинга начал падать в 2014-м, впервые с 2009 года, — тогда сократились объемы новых контрактов. По итогам первого полугодия-2015 — впервые за последние пять лет — начал сжиматься совокупный портфель лизинговых компаний: он потерял 10,3% и вернулся к показателям декабря 2013-го — отметке в 2,9 трлн рублей. По данным рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»), объем нового бизнеса (стоимости имущества) за шесть месяцев 2015-го сократился примерно на 30% (до 244 млрд рублей) по отношению к аналогичному периоду 2014 года, причем из топ-10 компаний этот показатель уменьшился у восьми. В прошлом году стоимость новых договоров упала всего на 13%, а данные анкет участников традиционного рейтинга лизинговых компаний Урала и Западной Сибири показали минус 8%. Заметим, что по результатам того же 2013 года объем нового бизнеса компаний-участниц рейтинга вырос на 30% (см. «Береги портфель»). «Проведенная девальвация рубля отбросила лизинговый рынок на три-четыре года назад», — подводит итог периоду директор компании «АС Финанс» Алексей Лесников.
Вместе с экономикой
Факторы сжатия рынка лизинга очевидны: падение спроса, сокращение инвестиций, возросшая стоимость фондирования. «Итоги первого полугодия 2015 года определяла сложная макроэкономическая ситуация», — разводит руками генеральный директор «Эксперт-Лизинг» Екатерина Плинокос.
По данным Росстата, спад промышленного производства продолжается: в августе он замедлился, но за восемь месяцев составил 3,2% в годовом выражении. Инвестиционные проекты заморожены, продажи техники (особенно импортной — вследствие санкций и девальвации рубля) падают. «Если экономика двигается вниз, то лизинг как инвестиционный инструмент не может двигаться в ином направлении», — формулирует отраслевую тенденцию заместитель генерального директора по стратегическому и организационному развитию компании «Балтийский лизинг» Александр Лебедев.
Однако не только общее экономическое замедление спровоцировало кризис на рынке лизинга. Ключевой проблемой для отрасли практически все участники рейтинга лизинговых компаний Урала и Западной Сибири называют удорожание банковского финансирования.
Шок из-за резкого скачка ключевой ставки в декабре 2014 года испытали игроки всего сегмента финансовых услуг. Но лизинговым компаниям пришлось труднее многих — они были вынуждены оперативно замещать выпавшее банковское фондирование. «И дело не только в стоимости. Чтобы быть конкурентным и вести борьбу за клиента на равных с федеральными компаниями, мы должны иметь быстрый доступ к ресурсам. Банковское финансирование требует, как правило, длительной подготовки документов, в результате срок сделок увеличивается. Поэтому мы перешли полностью на финансирование за счет собственных средств и средств частных инвесторов», — делился опытом на круглом столе в «Эксперт-Урале» Алексей Лесников (см. «Искусство диалога»).
Бюджет как двигатель
Важнейшим событием первого полугодия лизинговые компании считают запуск программы господдержки министерства промышленности и торговли: 8 мая ведомство выпустило постановление о предоставлении субсидий по договорам лизинга автотранспортных средств, собранных в РФ. Согласно постановлению, субсидии предоставляются на сумму скидок по авансовому платежу, который лизинговый оператор дает клиенту, но не более 10% от стоимости транспортного средства. Всего на 2015 год из бюджета планировалось выделить 2,5 млрд рублей. Об участии в программе сразу заявило почти пять десятков лизинговых компаний.
— Рынок лизинга можно условно разделить на две части: сектор крупных сделок, связанный с вагонами, самолетами, судами и другим капиталоемким оборудованием, и более «массовый» сектор в сфере малого и среднего бизнеса, где прежде всего востребованы легковые и грузовые машины, строительная и специальная техника, — объясняет «Эксперту» исполняющий обязанности генерального директора АО «Сбербанк Лизинг» Кирилл Царев. — В крупном бизнесе пока не так много новых сделок, но они есть и будут. Эти проекты относительно долгосрочны, поэтому порой реализуются даже в период высоких процентных ставок. Другая ситуация в секторе малого и среднего бизнеса, который традиционно более восприимчив к меняющимся условиям. Этот сегмент развивается активнее благодаря программе льготного автолизинга за счет роста спроса компаний на обновление парков грузовых и легковых автомобилей.
— С 15 мая по 31 августа наша компания обеспечила клиентам скидки на сумму 220 млн рублей, передав в финансовую аренду 1760 единиц транспорта, — рассказывает генеральный директор компании CARCADE Алексей Смирнов. — По нашим оценкам, программа способствовала увеличению доли лизинга в автопродажах — с 3,5% на конец первого квартала до 7,5% на начало третьего. Более 70% всех автолизинговых сделок, заключенных в июне, были оформлены в соответствии с условиями программы льготного лизинга. Все это, а также такие характеристики автолизинга, как высокая ликвидность предмета лизинга, преимущественно розничный характер сделок и сравнительно доступные условия получения финансирования для клиентов, обеспечили ему гораздо большую устойчивость в сравнении с другими сегментами рынка. Например, объем нового бизнеса в сегменте лизинга легкового автотранспорта сократился всего на 10 — 15%, что в условиях сжатия авторынка и других внешних негативных факторов следует признать неплохим результатом.
Мера господдержки помогла удержать рынок от дальнейшей стагнации и падения, подчеркивает генеральный директор компании «Ураллизинг» Андрей Истомин. В конце августа Минпромторг сообщил, что готов до конца года увеличить объем финансирования программы еще на 1 млрд рублей.
Гибкость и профилактика
Вопросы платежной дисциплины клиентов остаются для рынка одними из самых острых, поэтому фокусировка на риск-менеджменте выходит для лизинговых операторов на первый план, указывают участники традиционного рейтинга лизинговых компаний Урала и Западной Сибири.
Главным риском бизнеса остается рост просроченной задолженности. По общим оценкам, по итогам года она может превысить 10%. Корень проблемы — не снижение качества портфеля, а невозможность заместить некачественный портфель новым.
— Как показывает практика, все клиенты исправно вносят лизинговые платежи первые полгода. Просрочка может возникнуть позже, но к тому моменту компания заключает новые сделки и общий процент просрочки по отношению ко всему портфелю практически не меняется, — делится с «Экспертом» наблюдениями Владимир Добровольский, эксперт Государственной транспортной лизинговой компании. — А в момент кризиса количество новых клиентов резко снижается, и волна просрочек догоняет игрока, процент должников резко возрастает. Количество неплательщиков могло остаться на том же уровне, но из-за общего отсроченного эффекта проблема обнажилась.
Как решают ее лизингодатели?
— Наша задача не забрать технику, пополнив свои активы, а помочь предприятиям, поэтому мы стремимся максимально сохранить лояльность, — описывала на круглом столе в «Эксперт-Урале» накопленный еще в прошлые кризисы опыт руководитель центра продаж «Урал» компании «Элемент Лизинг» Евгения Горустович.
— Мы следуем стратегии профилактики возможных проблем и уже в первой половине года разработали комплекс мер, повышающих финансовый комфорт клиентов в период договора лизинга, — излагает свое видение Алексей Смирнов. — Объективно эти меры способствуют сокращению количества случаев, при которых клиент может не выполнить обязательства и должен будет вернуть транспорт. Одна из разработанных опций — «Лизинговые каникулы», при активации которой клиенты получают возможность пропустить очередной платеж по договору и аккумулировать средства для решения насущных бизнес-задач. Важно, что лизингополучатель может воспользоваться этой опцией в течение договора несколько раз без ущерба для кредитной истории.
— Минимизировать просроченную задолженность и склад конфиската, сохранить своих клиентов и привлечь качественных клиентов от компаний-конкурентов, заработать прибыль и увеличить собственный капитал на падении рынка, — коротко формулирует факторы выживания Алексей Лесников.
Поддерживать режим диалога не только с лизингополучателями, но и с кредиторами, оперативно реагировать на меняющиеся условия, следить за гибкостью продуктовой линейки — вот необходимые элементы риск-менеджмента, считает Екатерина Плинокос: «Критерии — доступность финансового лизинга, создание продуктов и предложений, отвечающих потребностям клиентов, развитие альтернативных источников фондирования. Наша компания готова вносить коррективы в работу, чтобы сохранить имеющийся уровень финансовой устойчивости и обеспечить выполнение всех обязательств перед клиентами, кредитными организациями и поставщиками».
— Следить за качеством портфеля и быстро реагировать на внешние изменения, не забывая про риски, — итожит Андрей Истомин. — Наша компания, как и другие весомые игроки на рынке, прошли испытания кризисом 2008 — 2009 годов. Если портфель сбалансирован и сформирован с учетом рисков, то многие компании пройдут и этот непростой период.
Полет нормальный
Для роста нового бизнеса в лизинговой отрасли текущая экономическая ситуация оснований не дает. Вероятнее всего, рынок продолжит демонстрировать отрицательную динамику.
— Прогноз пока довольно пессимистичный, — говорит Александр Лебедев. — Снижение на 20 — 30% по сравнению с итогами прошлого года однозначно будет. Есть опасения снижения до 30 — 40%. Знаковыми будут предстоящие два-три месяца, когда станет понятно, случится ли традиционный сезонный подъем в рамках года или нет.
Картина по ключевым сегментам, скорее всего, не изменится. Автолизинг, очевидно, станет единственным крупным сегментом, способным по итогам года выдать положительную динамику. Покажут некоторый рост и отрасли с приоритетным финансированием и госзаказами.
— Судостроение, машиностроение, авиастроение, связанные или напрямую участвующие в выполнении программ ВПК отрасли, — перечисляет Александр Лебедев. — Плюс те, где реально есть тренд импортозамещения: производство продуктов питания, сельское хозяйство. И конечно же, отрасли, получающие экспортную выручку.
— По происхождению оборудования в связи с проведенной девальвацией рубля будет востребовано бывшее в употреблении и восстановленное импортное, сопоставимое с ним по техническим характеристикам отечественное, а в связи с девальвацией юаня — китайское, — добавляет Алексей Лесников.
В среднесрочной перспективе оживление рынка возможно в числе прочего и вследствие отложенного спроса. Алексей Смирнов: «Если в 2016 году реализуются сценарии, при которых ВВП страны продемонстрирует рост хотя бы на несколько десятых процента, рынок лизинга отреагирует на это и также покажет положительную динамику. При этом будет задействован фактор отложенного спроса».
Многие участники традиционного рейтинга лизинговых компаний Урала и Западной Сибири уверены: кризис дает преимущества — крупные игроки смогут получить новых надежных клиентов, которые не сумели профинансироваться в других компаниях. Если у бизнеса есть финансовая подушка, он будет искать выгодные возможности приобретения активов по низкой цене. После кризиса выживут компании с хорошим запасом прочности по собственному капиталу и те, у кого лизинговый портфель был диверсифицирован по отраслям с учетом рисков. А постепенное снижение ключевой ставки, что мы и наблюдаем с февраля этого года, поможет принести положительный эффект и оживить рынок.