«Слоны» не пройдут
Экономика спорта
Универсиада-2023 на фоне запрета на другие крупные всемирные соревнования в России может стать уникальной площадкой для позиционирования региона на международной арене. Обязательное условие — грамотное планирование и работа с наследием
Всемирные летние студенческие игры, несмотря на санкции Всемирного антидопингового агентства (WADA), будут организованы в Екатеринбурге. Такова позиция российских функционеров и Международной федерации студенческого спорта (FISU). Напомним, 9 декабря исполком WADA единогласно принял решение лишить соответствия Российское антидопинговое агентство. В течение четырех лет Россия не сможет принимать крупные спортивные соревнования (Олимпийские и Паралимпийские игры, их аналоги среди спортсменов-юниоров, Универсиады, а также всемирные соревнования международных спортивных федераций, подписавших кодекс WADA), а «если такое право ей уже было предоставлено, оно должно быть отозвано в тех случаях, где это возможно». Решение WADA обязательно для всех организаций-подписантов кодекса и вступило в силу в конце декабря. Россия потеряла право провести ЧМ по пляжному футболу (2021), волейболу (2022), хоккею (2023), водным видам спорта (2025). «Однако повлиять на организацию Универсиады-2023 антидопинговая организация уже не в состоянии: подготовка идет полным ходом, подписаны необходимые контракты, согласованы спортивные объекты, создан оргкомитет», — подчеркивают спортивные чиновники. По данным FISU, процесс открытия заявок на проведение Универсиады предполагает срок в пять лет, а до мероприятия остается всего три года: «Если что-то изменится, естественно, это нанесет ущерб заявочному процессу».
Исполком FISU принял решение о проведении Универсиады в июле прошлого года. К летним играм будут построены несколько спортивных объектов в микрорайоне Новокольцовский: Дворец водных видов спорта с возможностью проводить соревнования по гребному слалому, многофункциональная ледовая арена, центр художественной гимнастики. Ядром всей инфраструктуры станет деревня Универсиады недалеко от выставочного центра «Екатеринбург-Экспо». Всего для состязаний по 18 видам спорта будут задействованы до 30 площадок. Помимо Екатеринбурга соревнования пройдут в Верхней Пышме и Сысерти. Ожидается, что регион посетят спортсмены из 150 стран. По предварительным оценкам, игры обойдутся организаторам в 80 — 85 млрд рублей. При этом федеральный бюджет обеспечит 32 — 33 миллиарда, еще около 12 миллиардов инвестирует бизнес, 40 миллиардов заложены в проекте регионального бюджета на 2020 — 2022 годы.
Оценочная комиссия FISU, изучающая готовность к соревнованиям, в прошлом году посетила около двух десятков объектов, которые предполагается задействовать в проведении Универсиады-2023
Как грамотно организовать мегасобытие, какой опыт уже проведенных мероприятий нужно учесть для эффективного использования построенной инфраструктуры, обсудили участники круглого стола «Эффект Универсиады: как спортивные мероприятия мирового масштаба влияют на развитие территории»*.
Надо быть жестче…
Ожидания велики. У Екатеринбурга уже есть успешная практика организации крупных спортивных мероприятий: в 2018 году город принимал ЧМ по футболу, в 2019 году — по боксу. В этом году пройдет международный турнир претендентов на шахматную корону. Такие состязания помогают привлекать крупные инвестиции со стороны и государства, и бизнеса. Есть и другие положительные эффекты: рост туристического потока, развитие спортивной и городской инфраструктуры, гостиничного сектора, продвижение региона и города в мире и т.д. Чтобы они реализовались, учитывать нужно не только успешный опыт Лондона и Барселоны, но и ошибки, допущенные, например, организаторами ЧМ по футболу в ЮАР и Бразилии. Именно после этих состязаний «белыми слонами» стали называть дорогостоящие стадионы, оказавшиеся де-факто невостребованными. Невысокая загруженность спортивных объектов и инфраструктуры после проведения мероприятий — одна из ключевых проблем наследия крупных спортивных мероприятий. По этой причине в Афинах приходит в запустение олимпийский стадион по бейсболу и софтболу, в упадке стадион для пляжного волейбола и центр по гребле в Пекине, трамплины для лыжников в Гренобле. «Гренобль получил новые дороги, железнодорожный вокзал, два аэропорта, мэрию, полицейские участки, но не все инвестиции были удачными: некоторые спортивные сооружения после однократного использования стали бесполезными», — говорит почетный профессор Университета Париж Пантеон Сорбонна (Франция), почетный президент Международной ассоциации спортивных экономистов и Европейской ассоциации экономики спорта Владимир Андрефф.
У Екатеринбурга есть опыт организации крупных спортивных мероприятий
— Другой яркий пример — Олимпийские игры в Афинах, — отмечает профессор, руководитель департамента финансов Высшей школы экономики — Санкт-Петербург Анхель Барахас. — Они фактически поставили страну на грань банкротства. И, наоборот, Олимпийские игры в Барселоне позволили преобразить город, сделать его очень привлекательным для туристов. Организация таких событий требует четкого планирования. Необходимо понимать, кто финансирует Игры, сколько атлетов и официальных лиц примут участие в Универсиаде, будете ли вы использовать построенные объекты единожды или многократно.
По мнению Владимира Андреффа, главная проблема организаторов — превышение бюджета. Так, по его данным, для Атланты, где в 1996 году проходили летние Олимпийские игры, оно составило 40%. В Пекине (летняя Олимпиада в 2008 году) затраты были больше ожидаемых в 12 раз, в Сочи (зимняя Олимпиада в 2014 году) — в шесть раз.
— Как объяснить этот перерасход? Можно сослаться на какие-то случайные факторы, например, на коррупцию. Но на деле нужно внимательнее относиться к планированию расходной части и жестко контролировать бюджет. Обычно организаторы недооценивают объемы подготовительных работ или переоценивают выгоды, — констатирует Владимир Андрефф. — Чтобы избежать этих последствий, рекомендую провести независимый аудит. Это то, что мы применили во Франции.
И такой аудит должен сопровождать все расходы. Нужно тщательно оценивать экономические эффекты — прямые и индуцированные: что даст это мегасобытие региону, что нужно учитывать в качестве наследия, каким должен быть эффект с точки зрения удовлетворенности жизнью. Проверьте, кто будет пользоваться спортивными сооружениями в будущем и сколько средств нужно для его эксплуатации. Например, жизненный цикл стадиона — 25 лет, потом его потребуется ремонтировать. Главная рекомендация — учитывайте длительные вложения в такие сооружения.
В Казани к Универсиаде-2013 были специально построены 30 спортивных объектов
— Подготовка к столь большому мероприятию требует оценки не только прямых, но и косвенных эффектов. Например, гораздо опаснее для города, если будет не востребована не спортивная, а городская инфраструктура. Стадион можно переделать, разобрать, а градостроительные решения принимаются на долгосрочный период, — предупреждает генеральный директор фонда «Институт экономики города», профессор Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Александр Пузанов.
— Значение имеют абсолютно все факторы, — подтверждает Анхель Барахас. — Какая загрузка будет у вас на соревнованиях, сможете ли вы окупить инвестиции, как это отразится на налогоплательщиках. Например, в Гамбурге жители отказались от организации такого события, потому что поняли, что им придется своими деньгами оплачивать это мероприятие. В России — это средства государства и компаний, но косвенным образом это касается всех.
… конкурентоспособнее…
— Международные мероприятия — это элемент конкуренции между российскими регионами. Посмотрите на Казань, Красноярск или Сочи. Кто-нибудь из них недоволен тем, что там проходили спортивные мегасобытия? Кто-то из этих городов обанкротился? Или, может быть, готов отказаться от построенной инфраструктуры — дорог, спортивных площадок? Нет, — расставляет акценты генеральный директор «Синара-Девелопмент» (компания занимается проектированием спортивных объектов к Универсиаде и, вероятно, будет одним из основных застройщиков) Тимур Уфимцев. — Екатеринбург развивается. Ему нельзя останавливаться. Это как c велосипедом: если перестать крутить педали, быстро упадешь.
— Проблема «белых слонов» существует, но для нас она неактуальна. Самый большой спортивный объект, который будет построен к Универсиаде, — Дворец водных видов спорта. Вопрос о его загрузке не стоит: в городе бассейнов не хватает. Два других объекта — Дворец дзюдо в районе Академический, где наблюдается острый дефицит спортивных сооружений, и Дворец художественной гимнастики в микрорайоне Солнечный, который очень хочет получить новую площадку для соревнований. Оба сооружения изначально значились в планах Минспорта и стояли в бюджете. Нет поводов думать, что после Всемирных студенческих игр они останутся невостребованными, — подчеркивает Тимур Уфимцев. — Главным бенефициаром Универсиады-2023 станет Уральский федеральный университет: он получит жилой кластер в микрорайоне Новокольцовский — 200 тыс. кв. метров для общежитий. В новые здания переедут и некоторые институты УрФУ.
Более 150 тыс. человек посетили Казань за время проведения летней Универсиады-2013. Участниками соревнований стали 11,7 тыс. спортсменов из 160 стран
— К концу 2022 года университет получит современный кампус, который станет точкой притяжения талантов не только из России, но из-за рубежа. Это превратит Екатеринбург в город привлекательный для молодежи со всего мира, — оценивает предстоящие изменения ректор УрФУ Виктор Кокшаров. — Предполагается, что будут построены жилые помещения для размещения 11 тыс. человек и несколько учебных корпусов, включая здание для специализированного учебно-научного центра. Сейчас СУНЦ УрФУ — одно из лучших средних учебных заведений России, но существенно проигрывает другим школам по инфраструктуре. Во время Универсиады сооружения будут использоваться как центры работы со СМИ и аккредитации участников, офисы делегаций, безопасности и т.п. После игр они должны быть переданы УрФУ и приспособлены под учебные корпуса.
По словам ректора, даже после передачи общежитий «Деревни Универсиады» дефицит мест не будет полностью ликвидирован: «Вместимость существующего студенческого городка 8 тыс. человек. В университете учится 35 тыс. человек, из них 28 тысяч — очники, и только треть — жители Екатеринбурга. Остальным нужны общежития. В первую очередь комнаты предоставляются иностранным студентам — более 4 тыс. человек из 90 стран (УрФУ входит в пятерку российских университетов по привлекательности для иностранцев), а это половина мест. Вопросы наследия инфраструктуры, построенной к играм, для нас прозрачны: вся она будет использоваться по назначению. Актуальнее тема инвестиций в объекты. Вложения только в жилые здания без учета внутренних сетей — 12 млрд рублей. Помимо материального университет получит и другие эффекты, например, развитие компетенций — научных, образовательных, прикладных. Мы подготовим большое количество специалистов — по цифровизации, урбанистике, спортивным направлениям и т.д. И, конечно, как и во время ЧМ-2018, УрФУ станет центром подготовки волонтеров.
Летние Универсиады в России проходили в Москве (в 1973 году) и в 2013 году в Казани. Первая зимняя Универсиада на территории России состоялась в 2019 году в Красноярске
— В Красноярске высотные комплексы, в которых жили спортсмены, использовали точно так же, как это собираются сделать в Екатеринбурге. Я посмотрел два здания, преобразованные для студентов, — это очень современный уровень, — делится впечатлениями Владимир Андрефф. — Еще одно положительное наследие игр — система общественного транспорта. Она действительно преобразовалась и работает гораздо лучше. Если в Екатеринбурге запустят вторую линию метро, вероятно, мы также будем наблюдать позитивный эффект.
… и скромнее
— Краткосрочными выгодоприобритателями Универсиады станут гостиницы, рестораны, торговые центры и туристический бизнес, — убежден Анхель Барахас. — В Неаполе (принимал летнюю Универсиаду в 2019 году) доходы магазинов в центре города выросли в два раза.
— Но для того, чтобы они заработали на этом событии, нельзя допускать ошибок ЧМ-2018, — предостерегает доцент Российской экономической школы Кэмпбелл Дуглас. — В Москве в дни проведения мундиаля резко подскочила стоимость номеров в отелях, аренды квартир и автомобилей. Ценники были баснословными — до 20 тыс. долларов. Существенно увеличили тарифы авиакомпании, из-за этого многие болельщики, например, из Бразилии, отказывались от поездок. Позитивным эффектом стало введение электронных виз.
— Если к Универсиаде все будет организовано таким же образом, как в прошлом году, когда региональные, городские власти и бизнес постоянно взаимодействовали, гостиничный рынок может получить долгосрочный, а не кратковременный эффект, — анализирует генеральный менеджер NovotelЕкатеринбург-Центр Марина Карлова. — Сравните, в 2016 году доля зарубежных гостей в Novotel составляла менее 10%, а во время мундиаля выросла до 25%. В 2019 году снижения не произошло. Этот эффект отели должны грамотно использовать.
По оценкам генерального директора УК «Отели Юста» Тамары Клишиной, загрузка в отелях достигла максимального значения за последние несколько лет: «ЧМ по футболу для рынка получился очень удачным. При этом не пришлось, как в Саранске, например, искусственно наращивать мощности, а потом думать, как загрузить эти гостиницы. Рынок сам себя регулировал. Он постоянно развивается. У нас сбалансированное предложение для любой ценовой категории — от “пяти звезд” до хостелов. Существующего номерного фонда достаточно, чтобы принять болельщиков Летних студенческих игр».
— При очевидных выгодах для развития инфраструктуры, имиджа я бы не стал преувеличивать значение ЧМ для туристического рынка. С точки зрения количества привлекаемых туристов, об этом свидетельствует официальная статистика, эффект от прошедшего мероприятия был фактически нулевым. Мы подготовили отличных специалистов в сфере туризма, разработали десятки великолепных маршрутов, но для успешного решения задачи по развитию внутреннего туризма, экспорта туристических услуг не хватило взаимодействия между участниками рынка. Нельзя упускать возможности, которые предоставит нам Универсиада, — комментирует исполнительный директор Уральской Ассоциации туризма Михаил Мальцев.
— Универсиада, действительно, хороший шанс привлечь новых туристов. Это было бы проще сделать, если бы она проходила, например, во Франции или Испании — туристических странах, — считает Анхель Барахас. — Но и Екатеринбург имеет уникальные возможности, чтобы заинтересовать путешественников. Нужно четко понимать, кто сюда приедет, какие туристические продукты вы им будете предлагать, какие мероприятия, развлечения и достопримечательности позволят задержать их на несколько дней. Несколько тысяч человек таким образом остались в Неаполе после соревнований.
— Екатеринбург и регион готовятся не только к Универсиаде, но и к тому, что будет после игр, в том числе к другим масштабным мероприятиям. Развитие индустрии гостеприимства, транспортной и спортивной инфраструктуры заложено в городскую стратегию, принятую еще в начале 2000-х годов, — подводит итоги дискуссии заместитель проректора по международным связям УрФУ, экс вице-мэр Екатеринбурга Сергей Тушин. — Опыт Екатеринбурга показывает, и ЧМ по футболу это продемонстрировал, что мероприятие может быть успешным, когда три субъекта, которые обеспечивают развитие города, — власть, бизнес и городское сообщество, одинаково оценивают целесообразность организации мегасобытия.
Фотографии с информационного портала Свердловской области и www.fisu.net
* Прошел в рамках конференции «Российские регионы в фокусе перемен», организованной Уральским федеральным университетом, Институтом экономики и управления УрФУ, аналитическим центром «Эксперт» и деловым журналом «Эксперт-Урал».