Оживление на фабрике джеймсов бондов

Оживление на фабрике джеймсов бондов На рынке фитнес-услуг уральской столицы после существенного снижения цен начал восстанавливаться спрос. Игроки вынуждены улучшать качество услуг, но для дальнейшего динамичного развития денег недостаточно.

Мрачный силач в черной одежде и повязке на лбу с надписью «кризис» выходит к клиентам и предлагает помериться силами в арм-реслинге, фото выкладывается на сайте: так в фитнес-клубах Екатеринбурга развлекались еще совсем недавно. Но к январю-февралю ободряющие акции стали не актуальны: клиенты усвоили уроки кризиса, рынок почти восстановил прежние объемы, силач-инструктор вернулся в зал к прямым обязанностям. Фитнес мегаполиса прошел испытания с незначительными потерями, показав накачанные за десять лет развития бицепсы и трицепсы. Спад потребительского спроса в сегментах премиум- и эконом-класса составил 10 - 15%, средний бизнес-сегмент просаживался до 20 - 30%. Никто из крупных и средних игроков не ушел с рынка, продолжают открываться новые площадки: в сегментах среднем и премиум по две-три в год, в экономе - с десяток новичков (причем не обязательно клуб с тренажерным залом, а, например, съемный зал под аэробику). Среднегодовой темп прироста рынка - 5%. Екатеринбург по-прежнему выступает абсолютным лидером среди крупных городов Урала по количеству и разнообразию игроков: здесь наряду с местными рынок делят международные и московские операторы, привлекаемые в столицу Урала высоким платежеспособным спросом.

Упал - так отожмись

Две главные перемены изменили рынок уральской фитнес-индустрии. Первая - потребители услуг стали заметно экономить и хотят быть уверены, что заплатили за качественные тренировки. «Раньше некоторые ходили не столько на персональные тренинги, сколько поболтать, особенно если тренер - хороший собеседник. Главное - им было комфортно, и люди готовы были платить за приятно проведенное время, - поясняет исполняющая обязанности генерального директора клуба Fresh Fitness Анастасия Юркова. - Теперь возросла требовательность клиентов, дайте им через два-три месяца подтянутую фигуру». Ольга Калягина, генеральный директор фитнес-центра NRG Sport (бизнес-сегмент чуть выше среднего, клиенты - деловые люди, работающие в центре города), вторит коллеге: «Если в 2008 году существовала прослойка потребителей, которые покупали фитнес-карту для статуса, то сейчас - для достижения результата, в итоге мы имеем 75% продления карт».

Перемена вторая - клубы и центры, напуганные оттоком клиентов и потерей доходов, с начала 2009 года снизили цены в среднем на 20% и стали предлагать рассрочку. Это помогло вернуть людей. До кризиса за карту мидл-клуба уральцы готовы были платить от 700 до 1000 долларов в год, за годовое членство в премиум - 2000 тыс. долларов и больше. Цены стремились только вверх и были выше, чем на более развитом московском рынке, и гораздо выше европейских, которые ниже московских. Побывавший в европах клиент спрашивал в екатеринбургском клубе премиум-класса: «Почему у вас годовая карта стоит, как в лучших фитнес-домах забугорья? Там на эту сумму список услуг в разы длиннее, есть даже отдельный детский боулинг, не говоря уже об обязательном виде из окон тренажерного зала на парковую зону. А вы за что такие деньги берете?». Молчание было ему ответом. Дескать, кому дорого, тот тут не ходит. Как и большинство региональных потребительских рынков фитнес-услуг, екатеринбургский начинался в основном с клубов «для богатых».

Таблица: Крупнейшие фитнес-клубы и фитнес-центры Екатеринбурга премиум и бизнес-класса по состоянию на 01.03.2010*

Теперь игроки заметно умерили аппетиты и демонстративно взяли курс на «демократичность и доступность». «Мы сократили расходы на интернет, на связь, но решили не экономить на клиентах, на воде и полотенцах. Комфорт все равно окупится, из мелочей создается впечатление о клубе», - говорит Ольга Калягина. Помимо корректировки ценовой политики, клубы стали работать над качеством услуг, расширяли продуктовые линейки. Например, в аэробных программах, утверждает представляющая Урало-Сибирский университет фитнес-индустрии Анна Зиньковская, стали популяры силовые направления, которые не используют сложных координационных движений, но позволяют нарастить мышечную массу. Второе популярное направление развивается под лозунгом «разумное тело» и ориентируется на растяжку мышц, осанку, здоровье спины и позвоночника и включает различные комбинированные программы.

Дайте зажигалочку

Цены высокие, потому что клубов в Екатеринбурге по-прежнему слишком мало, утверждают игроки: конкуренции нет - рынка нет. В Москве их более двухсот, а в продвинутом Питере на единицу населения еще больше. Подписывая договор на франшизу с американским брендом Powerhouse Gym, УК «Профит», например, обязалась открыть в уральской столице десять клубов в разных сегментах - по одному в год. При этом считает, что рынок готов съесть в разы больше - потенциал его огромен. До кризиса популярность здорового образа жизни и фитнес-услуг в Екатеринбурге росли прямо пропорционально росту благосостояния населения. Посещали фитнес-клубы 1,5% горожан. В развитых странах - 10%.

Сегодня на рынке действуют с десяток крупных (1,5 - 3 тыс. кв. м и более) клубов и центров, в том числе сетевых, несколько десятков средних (от 500 до 1500 кв. м) и небольших (менее 500 кв. м) студий. Всего количество игроков вместе с маленькими «дворовыми» студиями и клубами, входящими в инфраструктуру отелей, подошло к сотне. Самые крупные по количеству посетителей (до 5 тыс. человек в месяц) - три сетевые клуба управляющей компании «Профит»: два - международной сети Powerhouse Gym в премиум- и бизнес-сегменте, один - международной сети World Gym в премиум-сегменте. Международная сеть Extreme Fitness Athletics (премиальный сегмент) претендует после пуска новой площадки стать в этом году самым крупным игроком (в сумме более 8,5 тыс. кв. м). Три московские сети также осваивают екатеринбургский рынок: Orange Fitness и CityFitness, управляемые компанией «Страта Партнерс», а также «Империя Фитнеса» (одноименные клубы в среднем сегменте). Действуют и две местные сети - пионеры рынка: «Данс холл» и «Фитнес шейп», имеющие по две-три площадки в среднем сегменте). Хотя точной статистики по рынку нет (не все площадки предоставляют данные), но большинство экспертов сходятся в оценках к приведенной картине игрового поля.

Единственное, в чем клубы конкурируют, считает Анастасия Юркова, - перетягивают друг у друга качественный персонал. С увеличением количества игроков на рынке разрастается проблема его нехватки. Ее пытаются решить 15 частных учебных центров. Но клубы, предъявляющие высокие требования к персоналу, как правило, занимаются его переподготовкой. Суть проблемы - не в качестве проведения тренировок: Набор услуг стандартный: посещение фитнес-зон, тренажерных залов, саун, клубные полотенца, вода. Проблема в том, что не все хорошие спортсмены, тренеры, преподаватели физкультуры способны работать в клиентоориентированном бизнесе. Потребитель же упорно идет «на инструктора». У многих открывающихся клубов главный вопрос: где звезду-то взять, «зажигалочку»? Пока новички отшлифуются и дорастут «под клуб», нужна пара-тройка профи, готовых работать здесь и сейчас, приносить прибыль. Проблема решается банальной перекупкой небольшого количества известных на весь город и везде востребованных звезд. Яна Владимирова

Сетевым клубам позволяют не гоняться за звездами при подборе тренеров отлаженные технологии: кандидат должен закончить институт физкультуры, быть мастером спорта, обладать хорошим русским языком, быть коммуникабельным, презентабельным - выглядеть спортивно, дисциплинированным. Все остальное можно подтянуть. Но если технологичный подход годится для крупного сетевого бизнеса, то для небольших авторских клубов нужны тренеры, творчески подходящие к каждой тренировке. Клиент должен непременно почувствовать драйв, уйти счастливым, утверждает Яна Владимирова, учредитель и генеральный директор недавно открывшейся велнесс-студии «Онегин Фитнес». Выход один, полагает она: самим выращивать таких спецов в клубах из «юных дарований с харизмой и горящими глазами».

Кран, откуда всегда течет кэш

Факторы, которые препятствуют развитию рынка, отмечают все игроки - это отсутствие готовых площадей и дорогая аренда. Помещение нужно строить именно под фитнес-центр. У него должна быть «проходимость» по воде, вентиляции, электричеству. Получить землю невозможно: она продается только на аукционах и слишком дорого. Площадки, не запроектированные под фитнес, по техническим условиям для аренды часто не годятся. Девелоперы предпочитают строить торговые площади: цена аренды выше. А в фитнесе, чтобы бизнес был актуален, порог - 400 - 500 тыс. рублей за кв. м. При окупаемости в пять лет рентабельность бизнеса составляет 20 - 25%. Открыть новый клуб в среднем сегменте стоит 10 тыс. рублей за кв. м, в премиуме - 30. В Москве цены такие же.

Что движет людьми, открывающими клубы? Если верить признаниям игроков, - благородное желание растиражировать пример амебообразного 40-летнего мужчины, который однажды в понедельник приходит в клуб, худеет на 40 кг, приобретает V-образную фигуру, начинает новую жизнь покорителя женских сердец - Джеймса Бонда. Фитнес - бизнес «красивый» и «очень полезный», он позволяет людям быть здоровыми. В то же время, заявляют некоторые игроки, из-за вложения длинных денег он непривлекателен. И до сих пор осуществлялся на средства, заработанные в других секторах экономики, например, в металлургии, строительстве. Но почему тогда дотянулись до местных амебообразных бондов активно заполняющие рынок московские и мировые сети?

- Рынок привлекает именно тем, что в спальных районах он не насыщен, а потенциал у него большой, - говорит Анастасия Юркова. - Кроме того, риск вложений не такой, как у других бизнесов. Заполненный за полтора года на 100% (норма) новый клуб начинает приносить постоянную прибыль не столько за счет контрактов, сколько от дополнительных услуг - персональных тренировок, солярия, массажа, продажи спортивной одежды, косметики, то есть всего того, что идет плюсом к клубной карте.

В позе орла

2009-й был тревожным, непрогнозируемым. В этом году у игроков присутствует осторожный оптимизм. Они ожидают, что замороженные проекты «отогреются», будут открываться новые фитнес-клубы. Из центра, где на данный момент ниши премиум и мидл уже довольно плотно заняты, игроки двинутся в те спальные районы, где нет полноформатных фитнес-центров. «Видна такая тенденция: дворовые клубы потребитель покидает в пользу полноформатных, с большим набором услуг, пусть немного дороже. Для потребителя наиболее интересны площадки от 1 тыс. кв. м. Но и небольшие фитнес-площадки в спальных районах тоже будут развиваться, потому что расположены близко к дому, у них привлекательное соотношение цены и качества», - аргументирует Ольга Калягина.

Именно за сетевыми проектами будущее, говорят специалисты сферы фитнеса: они лишний раз доказали живучесть. За ними стоят отлаженные технологии и финансовая мощь. Хотя москвичей, отмечают игроки, сильно тряхнуло. Им приходится перепозиционироваться, более гибко адаптировать технологии клубной системы для Уральского региона, например, вводить систему месячных абонементов и прочее.

В центре города в премиум-классе перспектив у новых игроков останется немного: Extreme Fitness Athletics открывает в этом году в ТЦ «Алатырь» огромную площадку на 4 тыс. кв. м. Карта предположительно будет стоить 90 тыс. рублей. Наиболее перспективным рассматривается бизнес-класс везде помимо центра: этих клубов до сих пор мало, а они самые востребованные. Именно в этом сегменте расширялись до кризиса и будут расширяться дальше сетевые игроки, у которых здесь сильные позиции.

Международный сетевой клуб Powerhouse Gym открылся в центре год назад. Здесь на момент пуска уже была продана треть карт из 1100. Чтобы клуб не буксовал и сотрудники с первого же дня работы начали выкладываться на все сто, первый месяц предлагали бесплатное посещение - решили обкатать и исправить все шероховатости. Основной задачей в кризис поставили не вносить изменения в зарплаты персонала. Для фитнес-клуба, который работает на долгосрочных клубных картах, крайне важно, чтобы посетители чувствовали комфорт. Поэтому тренер всегда должен излучать оптимизм, а для этого он должен быть доволен своей работой. Сегодня клуб сегмента премиум заполнен на 100%. Powerhouse Gym ничего не «угадывает»: проводит маркетинговое исследование и открывает именно такой фитнес-клуб, который будет востребован. Площадка в центре - третья по счету, две другие - премиум-класса World Gym и Powerhouse Gym бизнес-сегмента открыты в спальных районах. Четвертый клуб на 1500 кв. м, что оптимально для среднего по размерам клуба, строитcя на Сибирском тракте.

По идее, член сетевого клуба должен иметь право посещать по карте все клубы сети. Но в Екатеринбурге многие клубы сетевых проектов автономны. Fresh Fitnes, открывшийся в августе, планируется именно как местный сетевой: клиенты смогут посещать любые клубы сети - возле работы или возле дома. Ведь известно, что клиент выбирает клубы чаще всего по такому принципу. Fresh Fitness изначально позиционировался и строился как небольшой частный клуб (семейный бизнес) для жилищного комплекса Бажовский. Но он пока стоит недостроенный.
- В январе мы заново оценили свои возможности на рынке и поняли, что можем претендовать не на эконом, а на бизнес-сегмент, даже с плюсом, когда откроем вторую площадку, достигнув 1200 кв. м, чтобы клуб могли посещать и люди, работающие в центре города, - говорит Анастасия Юркова.

Сегодняшнее оживление на фабрике джеймсов бондов во многом обусловлено началом высокого сезона - весной приток клиентов увеличивается на 15%. «Люди устали экономить в кризис на здоровье и планируют инвестировать в себя. Депрессия 2009 года проходит, появляется желание обновиться», - отмечает Ольга Калягина. «Вернувшихся клиентов приятно удивит, что рынок после кризиса стал гораздо богаче и разнообразнее по продуктам», - обещает Яна Владимирова.

Для настоящей активности потребуется значительный приток инвестиций, которые пойдут на рынок после осторожного ожидания 2009 года, говорят игроки. Если в Челябинске, Новосибирске на рынках работают в основном московские деньги, то в фитнес-клубах Екатеринбурга денег больше уральских. Так что новый фитнес-бум станет своего рода индикатором восстановления экономики, а следом и потребительского спроса.

Материалы по теме

Фигура на миллион долларов

Иностранцы осваивают сферу услуг

Большой ремонт

За VAS

Дружба дружбой, а интернет — бизнесом

Средние в прицеле