Фигура на миллион долларов
Спрос на услуги фитнес-центров растет гораздо быстрее предложения. Развитие рынка тормозит проблема поиска площадок: строить новые помещения негде, а предлагаемые для аренды редко соответствуют техническим требованиям.
В середине сентября в одном из новых бизнес-центров Екатеринбурга откроется второй фитнес-центр (ФЦ) мировой сети Powerhouse Gym (PHG; первый, более демократичный, заработал в городе в конце прошлого года, см. «Агрегат в одну физическую силу» , «Э-У» № 45 от 03.12.07). На общей площади 1,5 тыс. кв. метров разместятся тренажерный зал (300 кв. метров), бассейн, spa-салон. Открытие ФЦ в столице Урала по франшизе мировой сети обойдется екатеринбургским предпринимателям более чем в миллион долларов (имена прямых инвесторов не разглашаются). Новый ФЦ будет работать в премиальном ценовом сегменте, рассчитан преимущественно на бизнес-клиентов. Окупиться вложения должны за пять лет. Управлять центром будет УК «Профит» (Екатеринбург), которая работает в Екатеринбург с еще одним мировым брендом World Gym.
Игроки рынка отмечают: несмотря на высокий спрос на качественные фитнес-услуги, рынок растет крайне медленно. И хотя местные инвесторы и представители федеральных и международных сетей заявляют о желании развивать сети и открывать новые клубы, сделать это удается далеко не всем.
Расслабиться невозможно
На тренировку к 19 часам в фитнес-центр, расположенный в пяти минутах ходьбы от редакции, нужно отправляться минут за 15 — 20. Желающих быть в тонусе так много, что если не прийти раньше, могут остаться самые неудобные места (в углу, в конце зала) и не хватит инвентаря. Если все же успел занять коврик, встать ближе к зеркалу и тренеру, на двадцатой минуте в зале заканчивается кислород. Кондиционеры не справляются с жаром разгоряченных тел. Начинает кружиться голова, закрываются глаза, качество тренировки уходит на второй план. Мысль только одна — поскорее бы в душ и на свежий воздух.
Но и тут не все просто: после тренировки в раздевалках и душевых скапливается огромное количество народу, образуются очереди. И несмотря на все проблемы, тренер каждый день приветствует новичков: в месяц в центре продается около 30 новых абонементов.
В радиусе одного-двух километров от редакции расположены четыре фитнес-центра, и в двух из них картина одинаковая. Причем наполняемость зала от стоимости абонемента не зависит: и в экономичных, и в претендующих на премиум-сегмент число желающих заниматься фитнесом в полтора-два раза больше возможного. Ситуацию можно объяснить тем, что все ФЦ расположены в центре города, здесь много потенциальных клиентов, а значит, особая концентрация спроса. Фитнес-центры с таким количеством желающих не справляются. Следовательно, нужно снять нагрузку. Это могли бы сделать объекты, расположенные в спальных районах. Но опять же на собственном опыте свидетельствую: в «спальниках» фитнес-центров очень мало, в некоторых районах Екатеринбурга их нет вообще.
Вынужденная толкучка
Если сравнивать рынок фитнес-услуг крупных города Урала по количеству и разнообразию игроков, то Екатеринбург будет абсолютным лидером. В столице Среднего Урала, по разным оценкам, около 70 площадок, в том числе немало полностью соответствующих международным стандартам: предлагающих комплекс услуг, дополнительные бесплатные сервисы (питьевую воду, душевые и т.д.), работающих по клубной, абонементной системе. Хотя есть и те, которые с натяжкой можно назвать фитнес-центрами.
Данные о количестве центров и клубов в Перми, Челябинске, Тюмени из открытых источников разнятся: в одних указано, что в этих городах не более десяти качественных объектов, в других — несколько десятков. Местные игроки уверены: отвечающих ключевым параметрам центров и клубов крайне мало. «Если судить по названию, то в Тюмени относят себя к фитнес-клубам более 60 заведений, — рассказывает управляющий тюменским клубом City-Fitness Алексей Карандаев. — Но большинство из них имеют площадь 300 — 700 кв. метров и предоставляют лишь фитнес-услуги (разовые посещения, абонементы), что собственно не имеет отношения к клубной системе обслуживания. Кроме того, маленьким залам трудно поддерживать высокие стандарты сервиса, слишком велики затраты на приобретение нового оборудования и повышение квалификации персонала. На мой взгляд, в настоящем клубном формате в Тюмени работают только два клуба — “Эдельвейс” (с 2002 года) и City-Fitness (с 2007 года, представитель фитнес-оператора “СтратаПартнерс”, работающего в России и за рубежом)».
Из-за неравномерного развития рынка выработать единые стандарты ведения бизнеса в различных сегментах, а значит, и классифицировать рынок региона, очень сложно. Хотя в Екатеринбурге, Перми и Челябинске его структура постепенно начинает принимать четкие очертания. Игроков можно различать главным образом по уровню цен и техническим характеристикам. Первый сегмент — ФЦ экономкласса. К ним относятся объекты, общая площадь которых не превышает 500 кв. метров, а стоимость годового абонемента колеблется в пределах 12 тыс. рублей. В Екатеринбурге в этой категории работает, например, центр фитнеса и красоты «Арт-Джэм», в Челябинске — Discovery.
«Примерно 50% фитнес-центров Перми относятся к бизнес-сегменту, процентов 15% — премиум-классу, остальные ориентированы на так называемый демократичный уровень услуг. Это либо только небольшой тренажерный зал, либо аэробика для женщин, где отсутствуют дополнительные услуги (сауна, солярий, может не быть душевых)», — говорит фитнес-директор сети фитнес-клубов Edward`s Gym (Пермь) Галина Симонова.
Второй сегмент — ФЦ среднего класса. К ним могут быть отнесены все объекты площадью свыше 500 кв. метров, работающие в ценовом сегменте до 1 тыс. долларов за годовой абонемент. Примером в Екатеринбурге может послужить первый Powerhouse Gym (на ул. Серафимы Дерябиной), в Челябинске — I’m Style.
Третий сегмент — премиум-класс. Здесь площадь превышает 1,5 тыс. кв. метров, а стоимость годового абонемента — тысячу долларов. Главное отличие от среднего класса — условие по наполняемости: на одного клиента должно приходиться не менее 2 кв. метров. То есть если площадь клуба 3 тыс. кв. метров, то в нем может действовать не более 1,5 тыс. годовых абонементов. В отличие от среднего сегмента, в фитнес-центрах класса премиум, как правило, присутствуют бассейн, детский клуб, салон красоты, фитнес-бар. В Екатеринбурге к этому сегменту можно отнести Extreme Fitness Athletics (на ул. Уктусской), в Челябинске — «Планету Ариант».
Также специалисты выделяют люксовый сегмент фитнес-индустрии. Специфика таких клубов в том, что цены на абонемент в них не имеют максимума, а также применяется клубная система: предложение для ограниченного числа особо изысканной публики и индивидуальный подход в разработке фитнес-программ и тренировок для каждого клиента. Наиболее яркий пример — фитнес-клуб, расположенный в клубном доме «Тихвин» в Екатеринбурге. Однако такие заведения занимают незначительную долю рынка и как самостоятельные игроки рынка рассматриваются редко. «Их основная задача — придание статуса гостинице или жилому комплексу», — убежден генеральный директор УК «Профит» Дмитрий Корнюхин.
Перспективы для роста есть во всех сегментах рынка: спрос в каждом превышает предложение. По оценкам УК «Профит», в Екатеринбурге занимается фитнесом 0,7% населения. В Тюмени, Перми, Челябинске и того меньше. Для мегаполисов это очень низкие показатели (для сравнения: в Москве — 4%, в Лондоне — порядка 20%). Таким образом, на Урале перспективы для роста спроса, а значит, и предложения, огромны. Как отмечают руководители местных ФЦ, динамика увеличения клиентской базы сохраняется уже несколько лет, расширяется контингент потенциальных клиентов.
«До недавнего времени в одном из наших клубов, работающем в среднем ценовом сегменте, соотношение мужчин и женщин было примерно одинаковое. Средний возраст мужчин был от 35 до 50 лет, женщин — от 25 до 32 лет. Сейчас ситуация меняется: женщин становится больше, возрастные границы расширяются: с 24 до 40 лет. Во втором нашем клубе, работающем в сегменте премиум-класса, половое соотношение и возрастные характеристики сохраняются. Однако общая клиентская база сети увеличивается ежегодно на 10 —15%. И пока нет оснований полагать, что темпы роста будут замедляться», — отмечает руководитель отдела маркетинга и рекламы сети фитнес-клубов Extreme Fitness Athletics (Екатеринбург) Анна Коровина.
«По нашим оценкам, ежегодный прирост клиентов в последние несколько лет по всем сегментам сохраняется в районе 30%. И даже несмотря на такую динамику, спрос как минимум на 30 — 40% превышает предложение. Поэтому можно говорить, что емкость рынка еще очень велика. Как минимум лет пять рынок будет насыщаться», — анализирует ситуацию генеральный директор фитнес-центра «Дэнс-Холл» (Екатеринбург) Екатерина Жданова.
Финансовые объемы фитнес-рынка Екатеринбурга, по разным оценкам, составляют от 20 до 50 млн долларов. Для сравнения: в Тюмени — от 2 до 8 млн долларов. В обоих городах темпы роста — 30 — 40%. И хотя объемы в Тюмени, Челябинске, Перми ниже, чем в столице Урала, перспектив для развития гораздо больше. Что же мешает рынку насыщаться?
Борьба за фигуру
Последние два года многие руководители как местных и федеральных (московских, питерских) сетей, так и единичных клубов громко заявляли о планах количественного развития бизнеса в регионе. Но реализовать их удалось немногим. «Уральский рынок для нас, безусловно, очень интересен. Люди здесь хотят заниматься фитнесом и готовы платить за услуги. Но о каких-то конкретных планах развития говорить сейчас очень сложно. Сохраняется огромная проблема с подбором подходящих помещений, отвечающим нашим параметрам. Мы ждем предложений девелоперов, и как только появятся качественные площадки, сразу начнем активное развитие в регионе», — так на вопросы «Э-У» ответили представители федеральных сетей Gold’s Gym и «Планеты Фитнес».
У фитнес-бизнеса есть два способа для количественного развития: самостоятельное строительство зданий и аренда помещений в различных объектах коммерческой и жилой недвижимости. В обоих случаях возникают преграды. С одной стороны, высокая стоимость земли делает пока самостоятельное строительство ФЦ экономически невыгодным.
«Земля, получаемая под строительство по тендеру, стоит настолько дорого, что возводить фитнес-центр на ней просто невыгодно. Например, площадки в Тюмени, Екатеринбурге обойдутся как минимум в миллион долларов, строительство центра площадью 3 тыс. кв. метров на них — около 5 млн долларов в зависимости от технического наполнения. Средняя рентабельность бизнеса будет порядка 10%, соответственно окупаться он будет не менее 10 лет», — приводит расчеты Дмитрий Корнюхин. С другой стороны, предлагаемые в аренду помещения в строящихся офисных и деловых центрах часто не соответствуют техническим требованиям ФЦ и при этом сдаются собственниками по неподъемным для фитнес-бизнеса арендным ставкам. Опытом делится Екатерина Жданова:
— Предложений по аренде помещений в объектах коммерческой недвижимости очень много. Но большинство из них нам не подходят. У многих собственников зданий стандартные проблемы с проектированием объектов. Например, одна девелоперская компания недавно вышла на нас с предложением арендовать помещение в их новом торговом центре. Мы посмотрели, вроде все замечательно: и местоположение шикарное, и под ФЦ нам готовы выделить целый этаж. Но парковка ТЦ рассчитана всего на 320 машин. А там, кроме нас, крупные якорные арендаторы, предприятия общепита.
Только одному большому фитнес-центру нужно как минимум сто машиномест. Такие ситуации возникают потому, что девелоперы выходят на нас, потенциальных арендаторов с высокими требованиями к помещениям, только на этапе строительства, а не проектирования здания. Еще одна причина, по которой конструктивный диалог с уральскими девелоперами пока не получается: многие предлагают неподъемные арендные ставки. Они не понимают, что наш бизнес отличается, например, от продуктового ритейла. Мы не можем платить за метр как магазин: ФЦ в отличие от последнего забирает все коридоры, за которые магазин не платит, и все места общего пользования. И если у нас, например, площадь центра примерно 2,5 тыс. кв. метров, то годовая аренда в лучшем случае обойдется в 1 млн долларов. Это около 30% всех затрат.
В Перми, Тюмени проблема высоких арендных ставок не менее актуальна, чем в Екатеринбурге: «Предложений о покупке либо аренде помещений под клуб много, но цены очень высокие. Кроме того, готовые площади требуют еще дополнительных вложений, так как строители не учитывают особенности фитнес-помещений. По нашим расчетам, если окупаемость превышает 3 — 5 лет, то вариант даже рассматривать не имеет смысла», — делится опытом Галина Симонова. Алексей Карандаев продолжает: «Ни один фитнес-центр не может конкурировать в части ставки арендной платы с торговлей. Слишком велика разница в норме рентабельности и требуемых объемах площадей. Размер арендной платы в 60 — 80 долларов за кв. метр в месяц считается общепринятым для торговых центров, но абсолютно неприемлем для фитнес-клубов. В этом одна из причин медленного развития фитнес-бизнеса — невысокая рентабельность приводит к долгосрочным проектам, которые пока не интересны российским инвесторам».
Именно зависимость фитнес-рынка от рынка коммерческой недвижимости опосредованно приводит к неравномерному развитию фитнес-центров на территории городов. Объясняет Дмитрий Корнюхин: «Наиболее оптимальное расположение фитнес-центра, на мой взгляд, в спальном районе. Люди смогут сюда как приезжать на машинах после работы, так и приходить пешком из дома. Спрос в спальных районах нисколько не меньше, чем в центре, а конкуренция пока гораздо ниже. Но при этом многие девелоперы, строящие торговые и офисные центры и включающие в них фитнес-функции, считают, что наиболее выгодное место расположения фитнес-клуба — центральная часть города. Застройщики стараются “снять сливки”, располагая ФЦ именно там. Но это, на мой взгляд, неверный стереотип. “Центральные” ФЦ удобно посещать тем, кто работает поблизости. Во всем мире фитнес-услуги имеют шаговую доступность».
Двигай попой
Ситуация с поиском свободной земли вряд ли вскоре изменится. Скорее, даже усугубится — свободных площадок под строительство отдельных клубов будет все меньше, а власти все строже начнут относиться к точечной застройке. Поэтому развитие рынка фитнес-услуг стоит, скорее, связывать с развитием рынка коммерческой недвижимости. А он, согласно заявленным проектам, будет быстро расти. В 2008 году в Екатеринбурге сдадут порядка 360 тыс. кв. метров офисных площадей. К 2010 году в городе появится еще не менее 400 тыс. кв. метров торговой недвижимости. Кроме того, во всех областных центрах Уральского региона заявлены крупные проекты строительства многофункциональных комплексов, которые, как правило, стремятся привлекать к себе в качестве якорных арендаторов фитнес-центры (см. «По разным корзинам », «Э-У» № 30 от 11.08.08).
Рост конкуренции между объектами коммерческой недвижимости заставит девелоперов, с одной стороны, развивать дополнительные функции комплексов и приглашать фитнес-операторов. «Сейчас трудно представить себе торговый центр без фуд-корта или хотя бы небольшой развлекательной составляющей: люди уже просто в него не пойдут. В офисный центр без общепита не сядут арендаторы, а если туда добавить фитнес-центр, то проект может стать еще эффективнее», — отмечает заместитель генерального директора по развитию компании «Олипс» (Екатеринбург) Георгий Корелин. С другой стороны, в борьбе за арендаторов собственники зданий будут более гибко подходить к формированию ценовой политики. Кроме того, игроки видят и еще одну возможность для увеличения темпов роста рынка фитнес-услуг. Если на этапе проектирования и разработки градостроительных планов администрации городов будут принимать решения обязывать комплексных застройщиков включать в свои проекты спортивно-оздоровительные комплексы, фитнес-центры смогут располагаться в непосредственной близости от потенциальных клиентов.
Дополнительные материалы:
Фитнес — занятия физическими упражнениями для поддержания хорошего самочувствия.
Фитнес-центр — сочетание нескольких оздоровительных услуг под одной крышей: тренажерный зал, групповые программы (аэробика, танцы, силовые уроки, йога), единоборства, детский фитнес, аквапрограммы. В идеале фитнес-центр — объект, работающий по клубной системе