У подножия пирамиды
Хроника переживаний российских болельщиков выглядит примерно так:
70е: «Как думаешь, наши у канадцев выиграют всухую, или Третьяк пропустит одну-две шайбы?».
80е: «Кто станет чемпионом, наши или чехи?».
90е: «Чья будет бронза, наша или финнов?».
2000-й: «У кого больше шансов вылететь после квалификации - у России или Италии?».
2008-й: «Что бы нам еще такого выиграть?!»...
Этот перепад настроений описывает путь к сегодняшней эйфории спортивных побед страны. После того как в мае Россия стала чемпионом мира по хоккею в Канаде, а питерский «Зенит» выиграл кубок УЕФА, кажется: у нас со спортом все так хорошо, что лучше и быть не может. Размечтались: а не выиграть ли нам чемпионат Европы по футболу...
Однако пока мы переживали за «больших» хоккеистов, никто не заметил, что на чемпионате мира среди молодежных команд российская сборная проиграла тем же канадцам. Всухую - 8:0. Вопрос: так ли убедительны наши победы, а главное - есть ли у них будущее? Молодежная сборная составит костяк взрослой аккурат к Олимпиаде в Сочи в 2014 году. Будет чрезвычайно обидно вспоминать май 2008 как пик побед российского спорта. Между тем к тому и идет. Почему?
Потому что подготовка любого профессионального спортсмена - это вершина пирамиды массового увлечения физкультурой и спортом. У ее основания - миллионы пацанов, гоняющих мяч или шайбу во дворах и на школьных стадионах. Чуть выше - тысячи занимающихся в ДЮСШ. Над ними - прошедшие отбор в школы олимпийского резерва, спортшколы. Из них выбираются сотни кандидатов в молодежные команды, фармклубы. Затем - в основной состав. Вершина - сборная страны.
Удобно думать, что раз власти уделяют профессиональному спорту больше средств и внимания, будущее ему гарантировано. Поклонники такой точки зрения обычно вспоминают теннис. Мол, не было ничего в стране, но как только взял ракетку Ельцин, так сразу стали и корты строить, и тренеры нашлись, а теперь наши теннисисты - самые теннисистые в мире. Но мы-то о массовых игровых видах - а там и специфика подготовки, и масштабы совсем другие.
Держава у нас, конечно, разносторонняя: и баскетбол нам нужен, и волейбол, и теннис, и плавание, и прыжки вверх, в сторону, вглубь... Но проблемы везде схожи. Наверху и деньги есть, и отдельные прорывы. А внизу? Тот же хоккей из массового детского увлечения превратился в элитный спорт: здесь все решают деньги, в первую очередь - родительские. Это только кажется, что раз в России десять месяцев зима, крытые катки с искусственным льдом нам не нужны. Сегодня их недостаточно: они строятся, но не все муниципалитеты могут себе эту роскошь позволить. Детских тренеров остро не хватает, зарплата у них игрушечная, что уж говорить о квалификации... А именно они, детские тренеры, стоят у подножия той самой пирамиды, на пике которой заклинаемые нами победы. Пока от денежных потоков с вершины профессионального спорта перепадают им капли. Значит, недоступна она нам, та победная вершина.