Гибкость стали: НЛМК-Урал готов работать со строителями напрямую
Завод НЛМК-Урал - надежный партнер для уральских строителей
Строительная отрасль Урала и России вообще существенно пострадала от снижения экономики. Если что-то и может ее поддержать — это надежный партнер. О том, что завод НЛМК-Урал предлагает уральским строителям, «Эксперт-Уралу» рассказал директор предприятия Сергей Бабий
— Известно, что Группа НЛМК одна из крупнейших компаний-производителей стали в России и мире. Какими предприятиями она представлена в нашем регионе?
— Действительно, Группа НЛМК — компания с мировым именем, к тому же единственная из российских предприятий, кто по итогам 2015 года вошел в пятерку самых конкурентоспособных металлургических компаний мира по версии американской исследовательской фирмы World Steel Dynamics. Финансовое положение Группы считается одним из самых устойчивых в отрасли. Компания растет, несмотря на затяжной кризис на рынке стали — это результат постоянной работы по повышению эффективности всех внутренних процессов.
В Свердловской области расположен большой кластер предприятий, входящих в Группу НЛМК. В Екатеринбурге — это завод ВИЗ-Сталь, ведущий мировой и крупнейший в России производитель трансформаторной стали. Наше предприятие — НЛМК-Урал, расположенное на трех площадках в Ревде, Березовском и Нижних Сергах, — входящее в дивизион НЛМК «Сортовой прокат Россия» вместе с НЛМК-Метиз и Вторчермет НЛМК, расположенных на территории Свердловской области.
На сегодня дивизион «Сортовой прокат Россия» НЛМК представлен в Свердловской области полным производственным циклом от сбора лома предприятиями Вторчермет НЛМК, бесперебойно обеспечивающими нас сырьем, до готовой продукции строительного (НЛМК-Урал) и метизного сортамента (НЛМК-Метиз).
— Завод НЛМК-Урал, недавно сменивший название с НСММЗ, это основа дивизиона?
— Да, можно сказать это ядро дивизиона НЛМК Сорт — производственные мощности завода расположены в трех городах — Березовском, Ревде и Нижних Сергах, доля завода в общем объеме производства сортового проката — практические 60 — 65%, мощности превышают 2 млн тонн (для справки мощности дивизиона НЛМК Сорт составляют около 3,5 млн т/год). Смена названия, которую вы упомянули, продиктована желанием привести в соответствие наименование корпоративной принадлежности и географии. Ведь наша продукция востребована по всей России и за рубежом. Близость производственных площадок к основным транспортным сетям — трассам Р242, ЕКАД и железной дороге — позволяет отгружать продукцию по всей России, а также в страны ближнего и дальнего зарубежья — Казахстан, Узбекистан, Киргизию, Белоруссию, Германию, Словению, Польшу, США, Израиль и другие.
— Расскажите подробнее о сортаменте продукции?
— НЛМК-Урал — один из крупнейших производителей стали в Уральском регионе с производственными мощностями 160 тыс. тонн стали ежемесячно. Мы производим широкую линейку продукции, всю номенклатуру, которая необходима в строительной отрасли. Сортопрокатное производство в Нижних Сергах — это горячекатаная арматурная сталь периодического профиля классов А400 диаметром от 10-40 мм, сталь арматурная периодического профиля термомеханически упрочненная классов Ат800 диаметром от 10-16 мм, А400С — А600С диаметром от 10-40 мм, в Березовском — катанка из высокоуглеродистых, углеродистых, низкоуглеродистых и легированных марок сталей, а также горячекатаная круглая сталь гладкого профиля класса А240 диаметром от 6 до 16 мм, горячекатаная арматурная сталь периодического профиля класса А400 диаметром от 6-16 мм и прокат свариваемый термомеханически упрочненный периодического профиля класса А500С диаметром от 6 до 14 мм.
— Как продукция сертифицируется?
— Вся продукция производится в соответствии с государственными стандартами, в системе «Мостстройсертификации» сертифицировано 14 видов продукции прокатного производства.
Хочу отметить, что мы не останавливаемся на российской сертификации и движемся вперед. Так, мы проходим аудит для получения сертификата по стандарту DIN-488 — это германский национальный стандарт, который позволит нам выйти в первую очередь на немецкий рынок, а также поставлять продукцию в ряд стран Восточной Европы. Кроме того, мы запустили процедуру сертификации по британскому стандарту. Сертификация продукции по иностранным стандартам позволит предприятию выйти на новые рынки сбыта, что будет иметь огромное значение для развития экспорта завода. Программа сертификации по зарубежным стандартам завершится до конца 2016 года. Но уже сейчас мы предлагаем продукцию мирового качества уральским потребителям.
— Правильно понимаю, что вы определили для себя два направления развития — экспорт и «домашний» регион?
— Да, это наши стратегические направления. УрФО второй по величине рынок по объемам стройки после Центрального федерального округа. Конечно, регион нам интересен, мы сконцентрировались на том, чтобы дать нашим партнерам максимально комфортные условия для работы.
Формируя гибкую сбытовую политику, исторически не свойственную нашему дивизиону, мы начали работать напрямую с конечными потребителями, я имею в ввиду крупные строительные компании Уральского региона. Мы предлагаем им удобную логистику, конкурентоспособную цену, высокое качество продукции, оперативную отгрузку, быструю реакцию на потребности наших заказчиков. Это направление будем наращивать, выстраивая долгосрочные отношения с потребителями, учитывая их требования по ассортименту, срокам доставки и условиям оплаты.
Что касается экспорта, то последние пять лет мы целенаправленно отказывались от поставок за рубеж в пользу внутреннего рынка, чтобы максимально закрывать потребности клиента. Сейчас, увидев снижение спроса на внутреннем рынке, мы активно начали развивать экспортные продажи. На самом деле наши производственные площадки достаточно хорошо расположены для экспорта, у нас нет запретительной логистики до Черного моря.
Развивая экспортное направление, понимаем, что оно дает возможность загрузки наших мощностей. Конкуренция на экспортных рынках очень серьезная. Но я понимаю, что за счет внедрения программ по повышению эффективности производства наша себестоимость находится на очень комфортном уровне. С одной стороны, мы обеспечиваем соответствующее качество, которое устраивает наших потребителей, с другой стороны, мы предлагаем хорошие цены.
— Каковы результаты выхода на экспорт?
— Наша гибкая сбытовая стратегия, высокое качество продукции и постоянная работа над снижением затрат позволили нам сохранить загрузку мощностей даже в условиях снижения спроса в России как раз за счет роста продаж на экспортных рынках. Являются ли для нас экспортные рынки ключевыми — пожалуй, нет, все-таки мы производим продукцию для локального спроса. Но та работа, которую мы проделали, — и рост производительности, и расширение продуктовой линейки, и бескомпромиссная работа над повышением качества продукции, помогли нам выйти, можно сказать, за рамки нашей обычной модели — стать успешным экспортером сортового проката на высококонкурентном международном рынке. Цифры говорят сами за себя — только за февраль было продано 44 тыс. тонн заготовки. Это 30% от общего объема всего производства. В марте — 20 тыс. тонн из общего объема. В марте мы произвели примерно 2,5 тыс. тонн арматуры на экспорт, 16 тыс. тонн катанки. В апреле — 13,7 тыс. тонн арматуры.
— За счет чего удалось достичь подобных результатов?
— Мы — компания замкнутого металлургического производства. Наличие собственного поставщика лома позволяет нам быть очень гибкими при формировании цен. НЛМК-Урал начинал свою историю с демидовских заводов, но сегодня это современный завод: одна линия сталеплавильного производства с объемом в 700 тыс. тонн в год была введена в строй в 2005 году, другая линия с объемом в 1000 тыс. тонн в год — в 2007 году, сортопрокатный стан в Нижних Сергах был реконструирован в период с 2004-го по 2007-й, а в Березовском сортопрокатный стан был построен заново и введен в эксплуатацию в 2010 году.
— В чем в первую очередь нуждается строительная отрасль в нашем регионе?
— В долгосрочном планировании. Любой строительный проект — это прежде всего инвестиции, для которых нужно четкое понимание: сколько стоит металл, какие будут процентные ставки и будут ли проданы необходимые объемы. Для инвестора и строителя необходима предсказуемость — тогда можно заложить соответствующие параметры в проекты и понять, что ты в итоге получишь. Нашим клиентам нужны предсказуемые объемы и цены.
— Что является главным в стратегии для внутреннего рынка?
— Сегодня это, естественно, сбытовая и производственная гибкость. Самое главное для бизнеса — чтобы она присутствовала. Понятно, что сегодня внутренний рынок ослабел, потребительский спрос в экономике сжался или растет медленно. Если сегодня потребители по понятным причинам откладывают свои покупки, нам необходимо идти на экспорт.
— Какова доля продукции компании на внутреннем рынке?
— Примерно 23%. Мы обеспечиваем качество, сервис и цены, которые позволяют нашим потребителям закрывать свои потребности с помощью российских заводов. По рынку сортового проката можно сказать, что импортозамещение состоялось, причем это произошло на рыночных условиях, без какой-либо поддержки — клиент сам выбрал лучшее предложение на рынке.
— Что обеспечивает возможность успешной работы в новых экономических условиях?
— Эффективное производство, постоянная работа над снижением затрат при одновременном повышении качества, современное производство, лучшие люди — все это дает нам очень конкурентные преимущества и позволяет быть эффективными. Наша возможность быть максимально близкими к клиентам, осваивать новые рынки сбыта и быть конкурентным по цене позволяет сегодня с уверенностью смотреть в будущее.
Наш шаг в экспорт и в прямые продажи — это новые каналы, которые позволяют нам загружать производство и обеспечивать людей работой. Для любого бизнеса крайне важно развиваться, идти вперед, иметь стратегию развития. Работа с конечным потребителем для нас как для производителя важная составляющая успеха.
Производственные мощности предприятия НЛМК-Урал дивизиона «Сортовой прокат Россия»: до 2,2 млн т/г стали, до 2,0 млн т/г арматурного проката и катанки, направляемой как на реализацию, так и на дальнейший передел на НЛМК-Метиз мощностью 0,5 млн т/г. |
.