Smart и человек

Цифровая экономика

Цифровая экономика

Мэрия Москвы не так давно провела опрос среди жителей, представителей бизнеса и власти, пытаясь выяснить, какой город является «умным». Оказалось — тот, что экономит время, гарантирует комфортную и безопасную среду, обеспечивает прозрачное и технологичное взаимодействие с городскими сервисами. Очень человечные ответы. Без искусственного интеллекта, бигдаты, виртуальной реальности, без эпплсторовского и интернет-вещевого душка. И это удивительно.

Еще три-четыре года назад термин smart city был окружен облаком из датчиков, ЦОДов, аналитических систем, оптоволоконных кабелей, шин, протоколов, платформ. Власти, не особо погружаясь в проблемы территорий, раздумывали, чего бы еще такого внедрить. Теперь же в центр всего, по крайней мере на словах, становится человек.

Передовые города мира этот подход развивают давно. Например, в плане «Умный Лондон» 2013 года первые два приоритета предполагают вовлечение в управление граждан и предоставление им максимально возможного объема информации. Следующие два касаются развития потенциала инновационных предпринимателей и только затем речь заходит о технологиях. Проект, которым столица Великобритании гордится, — Talk London, интернет-портал, где проходят дискуссии, опросы, Q&A-сессии, фокус-группы. На нем политики консультируются с горожанами, чтобы оценить результативность и востребованность предлагаемых мер.

Seoul Digital Plan 2020, принятый в начале 2016-го, в качестве ключевого приоритета определяет социальный капитал. Власти планируют создать платформу, через которую граждане смогут отправлять свои предложения, здесь же можно будет проводить общественные слушания. Власти хотят, чтобы инициативы развития города исходили от жителей.

Вена пошла еще дальше — ее администрация начала привлекать горожан в качестве инвесторов в солнечные электростанции. При желании они могут оплатить всю солнечную панель или ее половину, а затем компания Wien Energy «арендует» панели и ежегодно выплачивает гражданам 3,1% от стоимости покупки. Поскольку такие панели приходят в негодность за 25 лет, фирма остается в выигрыше.

На данный момент реализация таких проектов в российских регионах кажется чем-то космическим. Обоюдное недоверие между властью и обществом, нежелание кооперироваться, неразвитость креативных индустрий сводит подобные инициативы на нет.

Но давайте будем справедливы. Даже в таких условиях в той же Москве, например, появилась платформа «Активный гражданин», позволяющая горожанам включаться в управление территорией и устранение ее проблем. 

А значит, и у нас есть шанс не на таком уж дальнем горизонте увидеть территории, где люди по собственной воле участвуют в местных проектах и конструктивно дискутируют с властью, где настроена система совместного потреб­ления продуктов и повторного использования ресурсов, где развивается высокотехнологичная экономика и где город служит человеку, а не человек городу.   

ПАРТНЕР НОМЕРА

 

Материалы по теме

Шесть проблем цифровизации. В кампусе ВШЭМ УрФУ обсудили судьбу умных городов

Математическая война объявлена

Играем с первой цифры

Мы научились разговаривать на равных

В Сургуте создадут Центр IT-инноваций для энергетики

Возможен ли в России технологический рывок?