Объекты Универсиады — важное наследие для Екатеринбурга и всей страны

Строительство

Строительство

Появления «белых слонов» опасаться не стоит. Вся строящаяся инфраструктура рассчитана на долгосрочное использование после спортивного мегасобытия

На юго-востоке Екатеринбурга в районе Новокольцовский ведется масштабное строительство Деревни Универсиады-2023. Перед генеральным подрядчиком — компанией «Синара-Девелопмент» поставлена нетривиальная задача: возвести объекты в два раза быстрее, чем это было сделано к Универсиаде в Казани. Среди объектов — Дворец водных видов спорта, общественный центр Универсиады, тренировочное поле, медицинский центр, комплекс из пяти общежитий для спортсменов и гостей на 11 тысяч мест. Как ведутся строительные работы, что будет сделано уже в этом году, каковы планы жилищной застройки Новокольцовского и как новый район будет включен в городскую транспортную сеть, рассказал генеральный директор компании «Синара-Девелопмент» Тимур Уфимцев.

Вышли на крейсерскую скорость

— Строительство объектов Универсиады — очень масштабный проект, который затрагивает честь Екатеринбурга и всей России. Укладываетесь ли в график, с учетом того, что Универсиада стартует уже через два года?

— График очень напряженный. Для сравнения: у нас в два раза меньше времени, чем было в Красноярске и Казани, где также проходили Универсиады. Тем не менее на сегодняшний день мы вышли на крейсерскую скорость по всем объектам. Мы понимаем слабые и сильные места каждого объекта и четко держим руку на пульсе. В текущих условиях, я утверждаю, что объекты Универсиады будут возведены в срок. У нас есть успешный опыт реконструкции к Чемпионату мира по футболу Центрального стадиона Екатеринбурга, мы сдали объект вовремя и с надлежащим качеством в полном соответствии с государственным контрактом. Поэтому нацелены на повторение такого же результата.

— На этот раз вы ответственны за возведение большого количества объектов. Что мы можем увидеть уже в 2021 году?

— На всех начатых объектах строительства к октябрю этого года мы должны закрыть так называемый тепловой контур, чтобы подать тепло на эти объекты и в зимние месяцы заниматься внутренними инженерными и отделочными работами. Это два из пяти общежитий, общественный деловой центр, Дворец водных видов спорта.

— На строительстве задействовано много подрядчиков и субподрядных организаций. Как ведется контроль за сроками и качеством строительных работ — внутренний и со стороны Международной федерации университетского спорта (FISU)?

— Сегодня на площадке работает более 50 подрядных организаций. Наша задача как генподрядчика обеспечить координацию работ, каждый должен реализовать свой фронт работ в четко обозначенные сроки. Строительный контроль в принципе обязателен для каждой площадки. Его осуществляет и генподрядчик, и заказчик в лице Управления капитального строительства Свердловской области. Это рутинная работа.

Представители FISU уделяют большое внимание проектным и планировочным решениям. Второе, что их интересует, — сроки строительства. Вот эти два основных контрольных показателя эффективности они и проверяют во время своих визитов на площадку в среднем раз в квартал. Впрочем, для этого и не обязательно приезжать. Благодаря новым технологиям, они могут наблюдать за любым объектом в режиме онлайн из любой точки мира и приближать изображение до локального участка.

— Делались заявления об уникальности возводимых объектов, особенно Дворца водных видов спорта. Какие инновационные технологии, проектные решения, материалы здесь используются?

— Строящийся Дворец водных видов спорта станет уникальным сооружением в масштабах всей страны и сможет принимать соревнования мирового уровня. Здесь будут два 52-метровых, прыжковый и один детский бассейн, а трибуны смогут вместить одновременно более 5,2 тыс. зрителей. Кроме современных, оборудованных по международным стандартам бассейнов, раздевалок и тренерских для спортсменов предусмотрены помещения для подготовительных занятий: залы для «сухих» тренировок пловцов и прыгунов, зал хореографии.

Мы ориентировались на лучшие образцы, которые есть на сегодняшний день: это Дворец водных видов спорта в Будапеште, который признан лучшим в мире, и спорткомп­лекс в Баку. При этом с точки зрения технологий мы улучшили наш проект в сравнении с аналогами. Как минимум у нас на один бассейн больше. С точки зрения архитектурных характеристик наш объект получился очень интересный. Это уже не просто бассейн, к нему более применимо слово «дворец».

Если говорить о строительных технологиях, на сегодняшний день возводится порядка 10 тыс. тонн металлоконструкций Дворца водных видов спорта — это масштабное и металлоемкое сооружение. Для сравнения: вес Эйфелевой башни почти на 40% меньше.

Уникальность еще и в том, что за два года такие объекты возвести тяжело. И когда это будет сделано, мы себе в карму поставим галочку.

— То есть на объектах екатеринбургской Универсиады не будут пастись коровы, как на стадионах после чемпионата мира по футболу в Южной Африке?

— Да, после проведения масштабных мероприятий есть проблема так называемых «белых слонов». Такие объекты содержать очень дорого, и что с ними делать, не очень понятно. Мы серьезно продумали перспективы дальнейшего использования строящихся объектов. То есть за 30 — 40 млрд рублей мы их строим не на две недели проведения Универсиады. Самое важное — это наследие для города, региона и для страны в целом. Поэтому тот же Дворец водных видов спорта мы сразу рассматривали как объект выходного дня, куда можно приехать всей семьей и интересно провести значительное количество времени детям и взрослым с пользой для здоровья. Кроме того, если говорить о спорте высоких достижений, в Екатеринбурге наблюдается острый недостаток так называемой большой воды, то есть бассейнов олимпийского размера, превышающих 50 метров. Профессиональные спорт­смены (синхронисты, ватерполисты) уже в очередь выстраиваются, чтобы тренироваться в будущем дворце.

Возьмем общественный деловой центр. Это сердце и мозг Универсиады, где будут сосредоточены все функции гостеприимства, безопасности, регистрации, питания. И в то же время, он станет в перспективе учебным корпусом Уральского федерального университета. Техническое задание на проектирование разработано и строительный контроль объекта ведется со стороны УрФУ. То есть университет утверждал проектные решения, а сейчас смотрит, как они воплощаются. Таким образом, это здание будет четко включено в учебный процесс УрФУ и точно простаивать не будет.

Пять общежитий после Универсиады будут также переданы УрФУ для проживания студентов. Отмечу, что благодаря этому можно существенно снизить дефицит мест. Кроме того, университет будет здесь сдавать за определенную плату жилье иностранным студентам. То есть этот проект можно рассматривать и как условно девелоперский.

Строящийся к Универсиаде медицинский центр, предназначенный для оказания помощи спортсменам и гостям соревнований, впоследствии придется очень кстати для жителей районов Компрессорный и Новокольцовский, тем более что в последнем разворачивается масштабное жилищное строительство. Минздрав РФ сейчас определяет профиль медицинского центра: здесь будет располагаться не только районная поликлиника, но и научная база того же Уральского федерального университета. Насколько я знаю, речь идет о специализации центра в области эндокринологии.

На стадионе будет футбольно-регбийное поле с легкоатлетическими дорожками, небольшими трибунами и помещениями для тренеров и раздевалок. Это также совершенно точно будет востребовано после Универсиады.

Кроме того, возводимые объекты и создаваемая к Универсиаде инфраструктура могут сыграть определяющую роль в решении о строительстве в Новокольцовском кампуса Уральского федерального университета. Соответствующий проект недавно презентовал губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев на стратегической сессии в министерстве образования России. Это совершенно новая история: кампус позволит создать современную образовательную среду, где будут внедрены принципы проектного и междисциплинарного обучения, с образованием мультифункциональных команд. В конечном счете это поможет увеличить число научных разработок промышленного назначения в два раза к 2030 году. Кампус рассматривается даже как системообразующее предприятие. Но чтобы его построить, нужно выиграть федеральный грант, а конкурентов очень много — от Калининграда до Дальнего Востока. До середины августа должны быть определены не менее пяти территорий, которые будут поддержаны государством.

Важно подкрепить заявку не только красивыми картинками, но и какими-то практическими шагами. Оценивать проект кампуса будут по 19 критериям. Должна быть создана транспортная и инженерная инфраструктура, построено жилье для студентов в шаговой доступности, обеспечены широкие возможности взаимодействия науки, бизнеса и образования, условия для занятий спортом. У нас все эти факторы присутствуют. Более того, в Новокольцовском мы начинаем масштабный проект по строительству современного жилья.

Город в городе

— Расскажите о планах жилой застройки Новокольцовского.

— Это новый район в логике комплексного освоения территории (КОТ) в Екатеринбурге. Проект планировки только по землям, находящимся у нас в собственности, защищен на 650 тыс. кв. метров. Здесь будут проживать около 20 тыс. человек. Уровень жилья — класса «эконом» и «комфорт». Предельный уровень зданий — 14 этажей. Уже выдано разрешение на строительство на первую очередь.

Мы позиционируем Новокольцовский как город в городе, поэтому говорим не только про жилье. Мы должны предоставить людям возможность работать и проводить досуг рядом с домом, чтобы снизить до минимума маятниковую миграцию. Сейчас начинает вырисовываться этот контур.

— Рассматриваются несколько вариантов организации транспортной логистики в Новокольцовском — скоростной трамвай и городская электричка. Как решается этот вопрос?

— Сначала об имеющейся транспортной доступности. Новокольцовскому повезло больше, чем другим проектам КОТ, таким как Академический и Солнечный. Еще ни один квадратный метр жилья не введен, а уже имеется три независимых автомобильных въезда, один из которых еще расширяется, к Универсиаде он будет в два раза шире.

В отношении рельсового транспорта дискуссии продолжаются — это может быть городская электричка или низкопольный скоростной трамвай. Но и в той, и в другой конфигурации трассировка предусмот­рена. Эта концепция очень серьезно продвигается с помощью ведущих урбанистов страны: мы привлекли КБ «Стрелка», которое уже год занимается этой работой. Сейчас готовы представить проектные решения, каким образом может быть обеспечена транспортная доступность в Новокольцовском. Там есть как минимум три варианта трассировки, в зависимости от того, что выберут — трамвай или элект­ричку. Мы готовы выступить подрядчиком этих работ. Будет конкурс — будем в нем участвовать.        


                           

Материалы по теме

Город с большой буквы «П»

Кристаллизованный предприниматель

Штаб Центрального военного округа, расположенный в центре Екатеринбурга, хотят окружить забором

В Перми вновь сформируют Градостроительный совет

АЦ «Эксперт-Урал» готовит рейтинг строительно-подрядных организаций Большого Урала

Что лучше для Екатеринбурга – малоэтажное или высотное строительство?