Индивидуальный. Инвестиционный. Свой
Фондовый рынок
На российском рынке появился новый финансовый инструмент — индивидуальный инвестиционный счет. Его запуск может привлечь массового инвестора и подтолкнуть процесс начала формирования долгосрочного национального капитала
В многолетней дискуссии о судьбе накопительной части пенсии (НЧП) поставлена точка: «Накопительный элемент сохранится, мы должны развивать предсказуемую пенсионную систему, заниматься ее совершенствованием», — заявил на апрельском заседании кабинета министров премьер Дмитрий Медведев. Несколько лет социальный блок правительства настаивал на отмене накопительной части пенсии в пользу обеспечения текущих пенсионных выплат. Публичные заявления чиновников то об изъятии НЧП, то о неэффективности негосударственных пенсионных фондов и частных УК подорвали доверие граждан ко всему рынку инвестиций. «Бенефициарами решения будут все участники финансового рынка», — сказал на следующий день после заседания правительства на семинаре в Екатеринбурге председатель правления НАУФОР Алексей Тимофеев.
Разрешение конфликта чрезвычайно значимо для профессиональных участников фондового рынка. Дело в том, что с 1 января этого года реально заработал продвигаемый ими несколько лет новый инструмент привлечения инвесторов — индивидуальные инвестиционные счета (ИИС). Граждане получили возможность открывать брокерские счета на специальных условиях.
Счет на вычет
Ежегодная сумма ИИС не может превышать 400 тыс. рублей, а срок действия договора должен быть не менее трех лет. На это время брокерская компания по поручению клиента будет покупать для него ценные бумаги и другие финансовые продукты. Владелец вправе в течение года пополнять счет до ограниченной законом суммы.
Максимум установлен не случайно. Главное отличие этого инструмента от стандартного брокерского счета — возможность получения налогового вычета. Законодатель предложил два варианта. В первом налогооблагаемая база по НДФЛ, начисленная по месту работы, уменьшается на сумму внесенных на ИИС средств, и в конце налогового периода инвестор может предъявить право на получение налогового вычета. Если он внес 400 тыс. рублей, вычет составит 53 тыс. рублей (13% от суммы). Вторая модель увязана с льготой при налогообложении дохода: при истечении срока договора вся сумма полученной инвестором прибыли освобождается от уплаты НДФЛ. Первый вариант выгоден работающим гражданам, второй — тем, кто не имеет постоянного места работы.
Несмотря на то, что бюджет в данном случае вынужден нести прямые расходы, инициаторам введения ИИС удалось убедить законодателя пойти на этот шаг: «пряник» должен стать стимулом для появления интереса к фондовому рынку населения — вложения в ценные бумаги дают более высокий в сравнении с банковскими депозитами доход. Это должно привлечь вкладчиков банков, особенно граждан предпенсионного возраста, которые намерены самостоятельно откладывать на старость. Однако первыми «плюсы» увидели опытные игроки. «Такие счета открывают пока в основном действующие клиенты, которые просто хотят воспользоваться налоговыми льготами. Но это временное явление. Мы активно используем этот момент для раскрутки ИИС: в силу вспышки волатильности на финансовых рынках к нам пришло довольно много новичков, которые что-то слышали о возможностях фондовых рынков. Они очень активно интересуются ИИС. Третья категория — новаторы, люди, которые следят за всем новым в жизни», — типологизирует первых клиентов директор Екатеринбургского филиала брокерского дома «Открытие» Виктор Немихин.
— На серии мероприятий, а всего с начала года мы провели по всей стране 84 семинара и конференции, мы доносим до аудитории суть этого инструмента. И видим, что эффект есть: только за первый квартал у нас открыто 1400 счетов, — подтверждает интерес цифрами директор БКС «Ультима» в Екатеринбурге Виктор Долженко. — Клиент может выбирать направления инвестиций своих средств со счетов самостоятельно, а может воспользоваться готовыми предложениями. Наша компания предлагает, например, три стратегии в зависимости от склонности клиента к риску. Ожидаемая доходность на данный момент составляет от 16% до 45% годовых.
Рынок получил стимулы для формирования в экономике базы долгосрочных инвестиций
По словам начальника управления продаж и маркетинга бизнес-дивизиона «Фондовый рынок» Московской биржи Якова Лебедева, для проведения операций на бирже с начала года открыто 18,5 тыс. ИИС, с этим инструментом сейчас работают 23 инвестиционные компании и 13 банков. «В среднем в день открывается 4 тыс. ИИС, при таких темпах мы до конца года сможем получить 50 тыс. счетов», — прогнозирует Лебедев.
«Но», и не одно
Понятно, что прогноз может быть реализован при наличии ряда факторов. Прежде всего нужна уверенность, что государство определило правила игры надолго. К сожалению, судьба НЧП, да и всей пенсионной реформы, показала: исключать этот вариант не стоит. Алексей Тимофеев надеется на лучшее: «Я вижу, что решение о стимулировании инвестиций граждан на фондовом рынке при помощи индивидуальных инвестиционных счетов принято государством осознанно».
Второй фактор — время: не стоит ждать мгновенного результата. Той же пенсионной индустрии потребовалось пять лет, чтобы сделать эффект очевидным: именно через пять лет после реформы случился всплеск передачи НЧП из ПФР под управление частных компаний. Поэтому на начальном этапе важно избежать напрасных иллюзий и, что особенно актуально, — политических спекуляций. «Активные переводы НЧП начались во многом благодаря сарафанному радио. Появились реальные результаты управления, и это повысило доверие. Так и сейчас: люди должны увидеть, что платежи из бюджета — доказательство серьезности намерений государства», — говорит Алексей Тимофеев.
Еще один важный шаг в развитии системы ИИС — создание механизма, защищающего средства массового инвесторов. Как красноречиво показывает скандальная история ухода с рынка екатеринбургской инвестиционной компании «Уником-Партнер», от непрофессионализма брокеров и непорядочности владельцев не защитит даже самая жесткая законодательная база. По словам Алексея Тимофеева, в НАУФОР уже готов и отправлен в ЦБ проект закона о страховании инвестиций на рынке ценных бумаг: «Мы пригласили граждан на фондовый рынок, значит, должны обеспечить необходимый уровень комфорта». Однако на скорое прохождение документа он не рассчитывает: «Закон сложный, интересов много, поэтому в лучшем случае он будет принят на следующий год».
Скорее всего, в процессе апробации ИИС появится необходимость в корректировке законодательной базы. Профучастники рынка уже сейчас указывают на некоторые элементы, сдерживающие приток инвесторов. «Было бы справедливо увеличить лимит инвестирования по ИИС до суммы вклада, по которой предоставляются гарантии государства, то есть до 1 млн 400 тыс. рублей. Кроме того, из правил инвестирования ИИС следует убрать возможность размещать средств на депозиты банков сроком более 1 месяца, это превращает идею ИИС в еще один способ размещения средств в банковской системе. Конечно, предстоит «шлифовка» нормативных актов для налоговых органов, но это произойдет после подачи первых деклараций в 2016 году», — перечисляет элементы настройки генеральный директор екатеринбургской УК «Система Профит» Ираклий Кирия.
Шаг в длину
Сделано, однако, главное — рынок получил стимулы для формирования в экономике базы долгосрочных инвестиций. Практически все эксперты, с которыми мы в последнее время обсуждаем развитие нынешнего кризиса, говорят о необходимости формирования национального рынка капитала. Это главной урок, который мы должны извлечь, в том числе и из навязанной нам «войны санкций».
— Вы можете ввезти в страну какое-то количество креветок через Белоруссию, яблоки — через Сербию, но это не решит глобально задачу роста экономики, — рассуждал на недавней конференции в Екатеринбурге заведующий отделом экономической теории Института мировой экономики и международных отношений РАН Сергей Афонцев. — Потому что вы не можете ввезти капитал. Чтобы быть конкурентоспособной, российская экономика должна производить длинные деньги, которые можно взять на 10 — 15 лет. Мы же все время играли в рефинансирование с Западом, а сейчас пытаемся заигрывать с Азией.
Иллюзии между тем развеиваются, сторонников появления азиатского финансового потока на рынке все меньше. «Не в Китае нужно ресурсы искать, в собственной стране. У нас их — огромная масса, — убежден председатель правления Промсвязьбанка Артем Констандян. — И эта масса находится не в бюджете, не в золотовалютных резервах. Она находится в экономике и у населения. Это триллионы. Нам нужно не ждать, когда откроются западные рынки или вдруг потекут финансовые реки из Азии. Нам нужно развивать национальный рынок капитала. Деньги нужно правильно аккумулировать, трансформировать и направлять в экономику».
— По некоторым оценкам, капитал, который может быть аккумулирован на ИИС в течение пяти лет, способен составить 800 — 900 млрд рублей, примерно треть из которых может пойти на облигационный рынок. Сумма, конечно, не изменяющая структуру финансового рынка РФ, но очень существенная, учитывая, что это не спекулятивный капитал, а длинные деньги. Сроки инвестирования, полагаем, будут составлять от 3 до 5 лет, что в нынешних российских реалиях выглядит вполне долгосрочно, — считает аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Антон Сороко.
До сих пор никакого массового инструмента, кроме банковского депозита, в стране не предлагалось. Но это по определению короткие деньги. Вся имеющаяся инфраструктура фондового рынка за 20 с лишним лет смогла привлечь лишь около 1 млн частных инвесторов, и то во многом благодаря усилиям старейших профучастников.
Брокерское сообщество относится к новшеству весьма серьезно. Пожалуй, впервые в практике российского фондового рынка конкурирующие инвестиционные компании объединяют для продвижения финансовые ресурсы. «Московская биржа выделила на медиакампанию 10 млн рублей, по 5 миллионов вкладывают БКС, “Финам”, “Открытие” и УК “Альфа-капитал”. Это беспрецедентная история на рынке. Инициаторы понимают, что от успеха продвижения ИИС, по сути, зависит, будет ли у нас качественно новый инвестиционный рынок», — подчеркивает Яков Лебедев.
Вопрос заключается в политической воле: до сих пор власти относились к фондовому рынку как к красивой, но бесполезной затее. Появление инструмента, который предполагает прямое финансовое участие бюджета, позволяет надеться на смену тренда.