Мы строили, строили и недостроили
Жилищная политика государства
Россия в сфере жилищного строительства за последние 25 лет добилась многого. Во-первых, сформированы базовые институты рынка (сняты ограничения на частную собственность, функционируют системы госрегистрации прав на недвижимость, оценки и страхования недвижимости). Во-вторых, в несколько раз увеличилась доля семей, способных приобрести жилье с помощью собственных и заемных средств (сейчас она составляет 25 — 30%). В-третьих, сформирован рынок ипотеки (в 2014-м выдано более 1 млн кредитов). Наконец, в разы вырос объем жилищного строительства.
В то же время многие направления оказались как будто забыты. Например, вне рамок госполитики остались люди, доходы которых не позволяют улучшить жилищные условия.
Система градорегулирования, градопланирования и землепользования сегодня не обеспечивает формирования комфортной среды и не является прозрачной (на первом месте зачастую стоят интересы частных фирм, приближенных к власти). Отсюда — отсутствие общественных пространств, провалы в формировании транспортной и социальной инфраструктур, административные барьеры, низкая конкуренция и непонятные правила игры. Не мудрено, что банки считают стройку «мутной» сферой и не хотят ее кредитовать. Главный инвестор новых проектов — граждане, которые «ловят» все риски, но не могут ими управлять.
Прозвучит крамольно, но жажда обеспечить людей жильем постепенно становится главной проблемой рынка. Темпы прироста фонда значительно обгоняли темпы увеличения вложений в его восстановление. В Институте экономики города посчитали: по состоянию на 2012 год в уже построенные дома и коммунальную инфраструктуру нужно было доинвестировать 22,6 трлн рублей (это 36% ВВП). Это бомба и уже не замедленного действия.
А еще в России очень любят иметь собственность (в ней находится 75% жилого фонда, показатель Германии, к слову, — 46%, Голландии — 58%), но не любят нести за нее ответственность.
Есть ли у страны ориентиры, как действовать в этой ситуации? Есть. Как и во многих других сферах, целеполагание закреплено в майских указах 2012 года. Смотрим: снижение стоимости метра путем увеличения объемов жилищного строительства; развитие рынка арендного жилья; поддержка отдельных категорий граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, но не имеют возможности накопить средства; совершенствование условий приобретения жилья; улучшение качества жилищного фонда, повышение комфортности условий проживания; модернизация и повышение энергоэффективности объектов коммунального хозяйства.
В целом — все верно. Дело за малым — превратить слова во внятную политику. И экспертное сообщество даже выработало ее примерные векторы. Первый — территориальная дифференциация и децентрализация. Речь об усилении роли местного самоуправления и сбалансированном градопланировании. Второй — увеличение разнообразия способов улучшения жилищных условий (институты долгосрочного найма и ЖСК). Третий — модернизация застройки и улучшение городской среды. Последний — развитие конкуренции.
Но какими бы глобальными эти направления ни выглядели, все это — частности. Общим же местом политики, на наш взгляд, должно стать стремление нарастить качество жилищного обеспечения, а не количество метров.