Стремление к нулю
Уральская стройка переживает резкое снижение темпов роста, падение спроса и увеличение долговой нагрузки. Отсутствие системных драйверов не позволяет говорить о скором оживлении отрасли
Журнал и аналитический центр «Эксперт-Урал» представляют рейтинг строительных компаний Урала и Западной Сибири по итогам 2013 года. Ранжировать предприятия отрасли мы начали еще в середине 2000-х. Тогда из всех представленных на рынке игроков мы пытались оценить исключительно подрядные организации. Но вычленить в структуре выручки строительно-монтажные работы оказалось чрезвычайно сложно. С 2006 по 2012 годы ранжирование не проводилось, а затем мы решили возобновить рейтинг: оставлять один из инфраструктурных секторов экономики без внимания показалось некорректным.
В рейтинг традиционно вошли сто крупнейших компаний, подавляющее большинство которых работает в сегментах промышленного и дорожного строительства. Компании, занимающиеся возведением жилья, из-за относительно небольшой величины проранжированы отдельно.
Цена стоит
Последние три года строительный рынок имеет тенденцию к деконсолидации: в 2011-м десять крупнейших компаний держали 59,4%, в 2012-м — уже 54,7%, в 2013-м — 50%. На наш взгляд, это исключительно позитивный тренд.
Как и в прошлые годы, топ-100 участников рейтинга можно сразу разделить на две группы — Стройгазконсалтинг (СГК, контролирует его Руслан Байсаров; здесь и далее, говоря о холдинге, мы имеем в виду совокупность его уральских активов) и остальные. Выручка СГК в 2013 году составила 100,8 млрд рублей, у ближайшего преследователя — УК «Уралэнергострой» — 23,1 миллиарда.
Лидер рейтинга играет в другой лиге, и рассматривать его стоит отдельно. Доходы Стройгазконсалтинга в 2013-м упали на 18,8% (все сравнения — к предыдущему году, если не указано иное). В 2012-м они снизились на 31%. О причинах негативной динамики мы уже писали. В 2012-м она объяснялась сокращением инвестпрограммы Газпрома и усилением конкуренции в сегменте нефтегазстроя: активно теснить СГК принялись Стройтрансгаз, контролируемый Геннадием Тимченко, и Стройгазмонтаж братьев Ротенбергов (подробнее см. здесь).
Падение 2013-го обусловлено завершением крупных строек (таких как газопровод Сахалин — Хабаровск — Владивосток, нефтепровод ВСТО-2, первые пусковые комплексы Бованенковского месторождения, системы магистральных газопроводов Бованенково — Ухта и т.д.) и отсутствием новых сопоставимых проектов.
Без Стройгазконсалтинга сотня компаний в 2013 году увеличила выручку на 7%, показатель 2012-го — 28,1%, 2011-го — 32,3%. Потому мы можем говорить о резком падении темпов прироста доходов.
Разобьем 99 участников рейтинга на страты, чтобы посмотреть, зависела ли устойчивость компаний от их размера. Топовая десятка (без СГК) по совокупной выручке приросла в 2013-м на 17,4%. Компании с 11 по 20 место оказались еще более проворными — плюс 21,6%. Дальше меньше позитива: с 21 по 50 место — снижение на 13,2%. А вот с 51 по 100 место — увеличение на 3,9%.
В 2012-м мы рисовали ровно ту же картину: прирост по стратам — 31,5%, потом вверх до 40%, вниз до 10% и снова вверх до 18%.
Но выручка — показатель, слабо свидетельствующий о внутренней эффективности компаний. Репрезентативней валовая прибыль. У 99 компаний в 2013-м ее объем снизился на 5,1%. Опять же посмотрим на показатели четырех подгрупп: прирост на 1,3%, падение на 2%, 4% и 17,8% соответственно.
Чтобы картина рынка вышла законченной, посмотрим на рентабельность продаж (отношение валовой прибыли к выручке). Показатель топ-10 — 5,6%, далее — 5,4%, 7,9% и 7,3%.
Перейдем к выводам. Во-первых, полученные данные означают, что строители в 2013 году вынуждены были держать цены, при этом себестоимость работ ощутимо выросла. Во-вторых, наиболее устойчивыми оказались крупные компании и крепкие середняки (предприятия с объемом бизнеса в пределах 5 — 12 млрд рублей).
В-третьих, отчетливо видно, что наиболее подвержены негативному влиянию топовые и относительно небольшие компании. Очевидно, мелкие заказчики начинают сворачивать проекты прежде остальных.
Наконец, четвертый вывод — ни о каких сверхприбылях речи не идет. Пятая часть участников рейтинга показала либо валовой убыток, либо рентабельность на уровне 0 — 1,5%. В наиболее печальном состоянии строительные активы Газпрома (валовая прибыль 1,5 млрд рублей 2012-го в 2013-м превратилась в убыток в 347 миллионов) и компания «Стройтрансгаз-Урал» (в 2012-м убыток составил 210 млн рублей, в 2013-м — почти 345 миллионов).
Если говорить о чистой прибыли (мы этот показатель не очень жалуем, поскольку компании могут им манипулировать), по ней рентабельность 99 компаний рейтинга и вовсе составила 1,75%. К слову, чистая прибыль в 2013-м у 99 предприятий приросла на 26,4%. СГК, хорошо проживший 2012-й, в 2013-м получил чистый убыток в 6,6 млрд рублей. Главную роль в этом провале сыграл СГК-Уренгойавтодор (убыток — 3,9 млрд рублей).
Долги растут
В этом году мы решили проанализировать деятельность стройкомпаний по еще одному признаку — объему задолженности. Для чистоты подсчета вновь исключим из рассмотрения Стройгазконсалтинг (его доля в общей кредиторской задолженности сотни компаний составляет почти 25%, в краткосрочной — 22%).
Начнем с дебиторки. В 2013 году ее объем у 99 компаний прирос на 19,8%. Лучше всех с должниками работали Спецуправление подводно-технических работ-10, трест Сибкомплектмонтажналадка и «Ява Холдинг» (последний снизил величину дебиторки в три раза). Хуже — Уренгоймонтажпромстрой, Уренгойдорстрой, ЮВиС, Запсибинтерстрой, Гарантстрой, Ямалнефтегазстрой. Чемпион, нарастивший дебиторку в четыре раза, — Второе пермское управление «Уралхиммонтаж».
Главный негативный момент — с 2010-го объем дебиторской задолженности у 99 компаний перманентно растет. За четыре года он увеличился почти в 2,3 раза.
Теперь о кредиторке. Рассмотрим подробно только краткосрочный сегмент (на наш взгляд, он наиболее важен). У топ-99 обязательства приросли в 2013 году на 11,9%. Вроде бы некритично, но, во-первых, это вдвое больше, чем в 2010-м. Во-вторых, сравним долг с суммарной валовой прибылью — 233 млрд против 27,3 млрд рублей. На прошлой неделе мы писали о том, что тяжелое положение с кредитной нагрузкой сложилось в отрасли пассажирских авиаперевозок (см. здесь). На конец 2013 года игроки, удерживающие почти 85% рынка, накопили 229 млрд рублей краткосрочных обязательств и 66 млрд рублей долгосрочных, что в четыре раза больше их суммарной валовой прибыли по итогам года. В стройке мы только по краткосрочке видим разницу в 8,5 раза.
Посмотрим на степень текущей платежеспособности (отношение краткосрочных обязательств к среднемесячной выручке). За формальную нормативную планку возьмем три месяца. Здесь мы руководствуемся законом «О банкротстве». В нем прописано, что показатель несостоятельности — наличие у предприятия просроченной более чем на три месяца кредиторской задолженности свыше 100 тыс. рублей. Сразу оговоримся, если эта планка достигнута, это не значит, что компания неплатежеспособна. Однако ее финансовое состояние может вызывать вопросы.
Взглянем на участников рейтинга. В определенные нами жесткие рамки укладывается всего 22 компании. Налоговики обычно проводят водораздел на шести месяцах. Если воспользоваться этой чертой отсечения, то к благополучным предприятиям добавятся еще 42. Итого — 64. Положение трети участников рейтинга все же вызывает опасения. Сразу у 11 из них краткосрочные обязательства больше их годовой выручки.
Если вновь обратиться к стратам, то у крепких середняков (с 11 по 20 место) текущая платежеспособность наименьшая — 5,3 месяца. Показатель топовой десятки — 7,4, компаний с 21 по 50 место — 5,9, с 51-го по 100-е — 6,7.
Дороги тянут вверх
Теперь взглянем на рынок в функциональном разрезе. Ситуацию в промстрое мы подробно описали всего два месяца назад (см. здесь). Потому остановимся на этом сегменте очень ненадолго. Суммарная выручка предприятий сектора (опять же без СГК) приросла в 2013 году на 7,4%. Валовая прибыль снизилась почти на 18%.
Отрасль после развала начала 90-х не может собраться до сих пор. Для нее характерны ограниченная конкуренция, низкий средний уровень компетенции как подрядчиков, так и заказчиков, дефицит инжиниринговых компаний, трудности с импортом технологий, наконец, взаимное недоверие участников рынка.
Дорожники (в рейтинге этот сегмент представляют 20 компаний) в 2013-м по выручке приросли на 5,6% (из расчетов мы исключили «СГК-Уренгойавтодор»). Однако в этом сегменте стоит сделать акцент на показателях валовой и чистой прибыли. Первый увеличился за год на четверть. А второй из минус 62,8 млн рублей превратился в плюс 1,68 миллиарда. Очевидно, что работа с себестоимостью проведена интенсивная.
По кредитам у дорожников тоже все неплохо. Краткосрочные обязательства в 2013-м увеличились всего на 3,5%. Средняя степень текущей платежеспособности находится на уровне четырех месяцев.
Судя по цифрам, сектор дорожного строительства пока имеет запас прочности.
Теперь о жилье. Выручка компаний, преимущественно работающих в этом секторе, в 2013 году увеличилась на 16,1%, а объем ввода домов — всего на 5,4% (см. здесь). Очевидно, что цена недвижимости и работ (как говорили многие аналитики) на месте не стояла.
Но расходы компаний росли опережающими темпами, из-за этого показатель чистой прибыли ухнул на 30,7%.
Перспектива не слишком радужна. Промстроевцы могут существенно нарастить выручку только в одном случае — если крупные госкорпорации запустят новые проекты.
В нефтегазстрое уповают на «Силу Сибири» (общую транспортную систему для Иркутского и Якутского центров газодобычи, которая обеспечит доставку сырья через Хабаровск во Владивосток). В нее Газпром намеревается вложить 55 млрд долларов. Но пока проект реализуется не без проблем. В конце сентября уже уволенный замначальника Чаяндинского управления компании «Газпром добыча Ноябрьск» Виктор Селин опрометчиво заявил: транспортировка топлива с Чаяндинского месторождения по «Силе Сибири» начнется не в 2018-м, как планировалось, а в 2020 году. Правда, гендиректор «Газпром добыча Ноябрьск» Константин Степовой эти слова тут же опроверг.
В электрострое все тоже не слишком позитивно. Большинство крупнейших проектов (вроде Няганьской ГРЭС или БН-800) завершены. Наиболее активный игрок на поле новых мощностей «Фортум» закончит масштабную инвестпрограмму в 2015-м.
Дорожники могут уповать только на бюджет. Но лишних денег у муниципалитетов и государства, вынужденных тратиться на социалку, нет. Судя по проекту главного финдокумента, который в начале октября одобрило правительство, уже в 2015-м расходы по статье «Национальная экономика» (сюда входят инфраструктурные проекты, в том числе и дороги) сократятся на 13 млрд рублей, в 2016-м — на 209 млрд рублей. В 2017-м до планки 2014-го не доберут 180 миллиардов.
Про перспективы рынка жилья мы писали достаточно много (последний раз — в августе, см. здесь и здесь). В среднесрочной перспективе на этом рынке особого оживления ждать не стоит. Потребитель сегодня закредитован. В апреле руководитель центра макроэкономического анализа Альфа-банка Наталия Орлова замечала, что в 2013-м 90 — 95% вновь взятых займов уходило на обслуживание процентных платежей (подробнее см. здесь). Никаких признаков улучшения ситуации нет. Это означает, что главный драйвер жилой стройки — ипотека — становится все более недоступной.
Единственный позитивный момент — госпрограмма по строительству в регионах 25 млн кв. метров социального жилья (по 30 тыс. рублей за квадрат). Но субъекты Урала не особо активно встраиваются в этот поток. Других драйверов пока не просматривается.