Сломанные амбиции
Динамичное и комплексное восстановление экономики в первом квартале 2010 года уже к лету оказалось «расшатанным», а к концу года сменилось преобладанием пессимистических ожиданий в среде экономических агентов.Минувший 2010-й можно отнести к периоду посткризисного восстановления - весь год реальный сектор экономики Урала и Западной Сибири демонстрировал положительные приросты. Однако динамика восстановительного роста была разной: позитивные ожидания, вызванные экономическим подъемом первого квартала прошлого года, сменились летней стагнацией и инфляционной паникой.
В целом по итогам 2010 года промышленность Урала и Западной Сибири показала прирост в 10% к уровню 2009-го. Это сравнительно неплохой результат, учитывая, что вторая половина 2009 года оказалась вполне успешна. Однако от уровня последнего докризисного года - 2007-го - уральская промышленность смогла отжаться лишь на 2,2% в реальном выражении. Напомним, что планка 2007-го была преодолена промышленностью еще по итогам первого квартала прошлого года (подробнее см. «Ползи, родной», «Э-У» № 21 от 31.05.10). Конец 2009-го - начало 2010 года стали самым успешным и самым динамичным этапом посткризисного восстановления уральской экономики. За лето-2010 и последующий осенний всплеск деловой активности планировалось восстановиться от уровня-2007 еще на 4 - 5%. Не вышло.
Оптимизм первого квартала-2010 начал сдуваться в июне. На протяжении восьми месяцев (с октября-2009) промышленность и основная промышленная инфраструктура демонстрировали синхронную динамику, что говорило о гармоничном росте экономики. Теперь их пути разошлись. Тональность оценок, которыми экономические агенты в нефинансовых отраслях характеризовали текущую конъюнктуру своих секторов, тоже менялась. Пик оптимизма пришелся на июнь и июль 2010 года, но к концу осени снова провалился ниже мартовских значений. Не последнюю роль в негативной оценке текущей конъюнктуры сыграла скромная обеспеченность оборотными средствами. Еще хуже на уральских предприятиях оказалась ситуация с краткосрочными ожиданиями в области спроса на свою продукцию: стабильно державшиеся в первой половине 2010 года ожидания будущего спроса с августа-2010 вошли в крутое пике, продолжающееся до сих пор (см. «Без излишнего оптимизма», с. 26).
В результате по итогам 2010 года уверенней всего в нефинансовом секторе экономики Урала и Западной Сибири на фоне докризисного периода выглядела розничная торговля - плюс 13,5% к уровню 2007 года (хотя потребительский сектор во второй половине минувшего года тоже сильно притормозил). Из производственных отраслей лучше всего себя чувствовал пищепром: прирост к докризисному 2007 году составил 10%, несмотря на засуху, неурожай и ценовые аномалии. Это заслуга производителей Удмуртии и Оренбуржья.
Таблица 1. Промышленность
Хорошую динамику продемонстрировали машиностроители: к уровню 2007 года отрасль показала 8,5% прироста, а над отметками кризисного 2009-го поднялась аж на 29%, став лидером в реальном секторе. Скачок совершили машиностроительные предприятия Пермского края и Свердловской области с помощью направленного им госзаказа.
По-прежнему стабильно в плюсе держатся производители в сегменте нефтепродуктов и органической химии, а с мая-2010 к ним присоединились пермские производители минеральных удобрений.
Таблица 2. Торговля и услуги
До сих пор оправиться от кризисного падения не могут уральские металлурги - минус 11% к объемам производства 2007 года.
Таблица 3. Строительство
Все также плохо чувствуют себя строители и производители стройматериалов. Последние - явные аутсайдеры среди всех представителей реального сектора экономики, их производственные мощности загружены в лучшем случае на три четверти от докризисных показателей.
Дополнительные материалы:
Без излишнего оптимизма
Посткризисное восстановление экономики в 2010 году затухало, а четвертый квартал свидетельствовал о нарастающем пессимизме рыночных агентов, свидетельствуют данные мониторинга предприятий, проводимого Главным управлением Банка России.
2010 год целиком можно отнести к продолжающемуся посткризисному восстановительному росту. Тем не менее уровень загрузки производственных мощностей, в целом оставаясь стабильным в течение всего года, так и не смог продемонстрировать тенденцию к подъему: баланс положительных и отрицательных оценок по рассматриваемой выборке предприятий колебался около нуля с февраля-2010. Одна из причин - большинство предприятий в период кризиса были вынуждены существенно снизить инвестиционную активность. В результате возможность наращивать выпуск оказалась ограничена, скорее, производственными факторами, чем рыночным влиянием.
Кроме того, росту уровня деловой активности препятствовала ситуация с обеспеченностью оборотными (в том числе денежными) средствами. Рост положительных оценок этого показателя прекратился с начала лета минувшего года. У многих предприятий ситуация оставалась напряженной и в четвертом квартале: в оценках доминировали ответы, свидетельствующие о продолжающемся ухудшении.
В результате в ответах на вопросы об изменении экономической конъюнктуры сохранилось преобладание пессимистичных оценок (хотя и незначительное).
Оценки будущего спроса снижаются под конец года традиционно, но в четвертом квартале-2010 краткосрочные ожидания в области спроса, как среди предприятий региона, так и по России в целом, оказались гораздо пессимистичнее, чем годом ранее. Что свидетельствует не только о сезонном спаде, но и общем ухудшении настроения.
Среди областей Уральского региона*, по данным мониторинга предприятий, наиболее активное развитие происходило в Свердловской и Тюменской областях: в четвертом квартале 2010 года преобладали позитивные оценки изменения экономической конъюнктуры и уровня загрузки производственных мощностей. Это произошло во многом вследствие благоприятных изменений на мировых сырьевых рынках и заметного роста цен на основные экспортные товары. В результате совокупный индикатор бизнес-климата, рассчитываемый Банком России, по Уральскому региону впервые с октября 2008 года превысил среднероссийский уровень.
Подготовили Алексей Кориков, Андрей Пономарев
* Свердловской, Челябинской, Тюменской, Курганской и республики Башкортостан.
О мониторинге
Мониторинг предприятий проводится Банком России с 1997 года. Основной используемый метод - анкетный опрос. Получаемая информация о состоянии нефинансового сектора экономики используется ЦБ при принятии решений в сфере денежно-кредитной политики. Участникам мониторинга Банк России предоставляет сводные аналитические оценки изменения экономической конъюнктуры, инвестиционного климата, финансового положения и спроса на банковские услуги предприятий.
К настоящему моменту в мониторинге на добровольных началах участвует свыше 15,5 тыс. предприятий всех регионов России.
По вопросам участия в мониторинге можно обращаться в Главное управление Банка России по Свердловской области по телефону 269-67-18 или на адрес monitoring@e-burg.cbr.ru