Соединяя звенья
Чтобы программы повышения энергоэффективности в государственном и бюджетном секторе заработали, нужно объединить информационно-аналитические системы разных уровней власти. Центральным звеном предлагается сделать муниципалитет.Tемой очередного заседания комиссии по модернизации при губернаторе Свердловской области стало повышение энергоэффективности региональной экономики. Напомним: областная комиссия создана в апреле этого года (на федеральном уровне, при президенте России, орган действует уже год), ее первые два заседания были посвящены преимущественно постановкам стратегических задач. Сейчас речь уже идет о решении конкретных вопросов.
Комиссия представляет интерес для экспертного сообщества как новый инструмент экономической политики, оэтому мы следим за ее работой. И уже подчеркивали: орган будет работоспособен только в том случае, если ему удастся правильно расставить приоритеты и сконцентрировать организационные и финансовые ресурсы, имеющиеся у региональной власти (см. «Сугубо прагматичный взгляд», «Э-У» № 14 от 12.04.10).
Нестыковки
Выбор проблематики и постановка перед комиссией задач губернатором Свердловской области Александром Мишариным выглядят, безусловно, актуально: «Только энергоэффективная экономика может быть конкурентоспособна на мировом рынке. Реализация программ энергосбережения даст результат в первую очередь для бюджетной сферы. Это позволит направить высвободившиеся ресурсы на решение других насущных проблем».
Бизнес давно понял - рубль, вложенный в энерго- и теплосбережение, дает два. Поэтому частные компании специально мотивировать не надо. Так, энергетики уже начали оптимизировать затраты на счет установки приборов учета, теплонакопителей, применения энергосберегающих ламп, использования современных строительных конструкций при возведении новых объектов. Генеральный директор «МРСК-Урал» Валерий Родин сообщил на заседании, что его компания в течение пяти лет направит на программы энергосбережения 5 млрд рублей, в том числе на предприятиях, расположенных на территории Свердловской области, - 2 миллиарда.
Главный вопрос теперь в том, как мотивировать к экономии население, а также государственный и муниципальный секторы, привыкшие обогревать атмосферу. Федеральные власти выход вроде нашли: в конце 2009 года принят специальный закон об энергосбережении, обязывающий госпредприятия, муниципалитеты, бюджетные учреждения проводить энергетическое обследование зданий, принимать и выполнять программы энергосбережения, устанавливать приборы регулирования потребления ресурсов. Однако пока насаждаемые сверху инициативы реализуются с трудом. Это происходит из-за отсутствия полной нормативной базы, элементов стимулирования и разъяснительной кампании (см. «До форточки», «Э-У» № 26 от 05.07.10).
Как стало ясно на заседании комиссии, в процессе реализации закона выявились и другие ограничения.
Прежде всего - нестыковка элементов формирующейся информационной системы, отслеживающей внедрение новых технологий в госсекторе. Сегодня это разветвленное многоуровневое (федерация, отельные субъекты и муниципалитеты) образование. И оно часто дает сбои. На проблемы указывает член управления топливно-энергетического хозяйства администрации города Екатеринбурга Андрей Щербинин:
- На уровне федерации определены девять органов исполнительной власти, которые должны запрашивать информацию у субъекта федерации и муниципалитетов практически об одном и том же, но в разных формах в разные сроки. Главное звено, отсутствующее в системе, - понятие «территория». Им должно стать муниципальное образование как низовой сегмент, обеспечивающий организацию и анализ информационных потоков, отслеживание тенденций планирования и реализацию мероприятий по энергоэффективности в различных отраслях экономики города на всех этапах: при производстве, транспортировке и потреблении энергоресурсов. Только комплексная работа даст синергетический эффект, ее объединяющим звеном должна стать именно муниципальная информационная система.
Предложение разумное, а поскольку администрация Екатеринбурга дальше других городов России продвинулась в создании такой системы, региональной власти есть смысл включиться в ее продвижение. Свердловская область имеет все шансы выступить экспериментальной площадкой в деле создания инструмента планирования, учета и анализа энергоэффективных мероприятий.
Не перекладывая ответственность
С тезисом Андрея Щербинина сложно не согласиться еще и потому, что большая часть полномочий и компетенций в части реализации программ энергосбережения, в том числе, безусловно, и в части финансирования, ложится на муниципалитеты. Деньги - одна из ключевых позиций. В отличие от частных компаний, у муниципалитетов практически нет свободных ресурсов, которые могли бы быть направлены сейчас на экономию средств в будущем.
В этой связи одним из наиболее приемлемых инструментов видится энергосервисный контракт: компания на свои средства поставляет муниципалитету или бюджетному учреждению оборудование или технологии, а плата за них идет из тарифа на услугу, причем постепенно и за счет сэкономленных ресурсов. Выгода очевидна для всех сторон, поэтому многие участвующие в заседании комиссии представители бизнеса заявили, что намерены активно использовать этот механизм. Тем более что в августе этого года вышло постановление правительства, снимающее ряд рисков в применении этой схемы. В федеральный закон о закупках, на основании которого бюджетное учреждение или муниципалитет должны отбирать исполнителей таких контрактов, внесены два серьезных дополнения. Первое - к контрактам установлены особые требования, второе и главное - сформированы принципы формирования начальной цены. А именно в несовершенстве механизма отбора исполнителей госзаказов (сейчас он идет исключительно на основании предложенной цены) участники рынка и видели основные недостатки.
Однако компании, готовые работать по такой схеме, хотели бы устранить еще один, по их мнению, важный риск - риск оплаты контрактов со стороны заказчика. Вот что в этой связи предложил на рассмотрение комиссии генеральный директор НПО Автоматики Виктор Шалимов. «Мы сейчас ведем три проекта по установке энергосберегающего оборудования для муниципальных образований Свердловской и Челябинской областей. По нашим расчетам, в результате этого экономия электроэнергии составит от 25% до 50% от нынешних объемов. То есть база для возврата средств по энергосервисным договорам есть. Но дело в том, что все объекты обслуживают не сами муниципальные образования, а нанимаемые ими организации. И уверенности, что эти организации будут выполнять свои обязательства, у нас нет. Мы считаем, что региональная власть должна взять на себя часть ответственности и предоставлять в таких случаях гарантию муниципальному образованию».
Безусловно, проблема есть: в доходной части муниципальный уровень сегодня наиболее уязвим. Но, на наш взгляд, такая постановка вопроса порочна изначально. Во-первых, не надо лукавить: закон об энергосбережении значительно расширяет нишу для частного сектора. Для предприятий, выпускающих или поставляющих из-за рубежа оборудование, это такой же коммерческий проект, как и любой другой со всеми сопутствующими рисками. Во-вторых, не стоит в очередной раз перекладывать ответственность с одного уровня власти на другой. Если муниципалитет заинтересован в экономии ресурсов, его глава должен брать на себя и полномочия, и обязанность нести ответственность за подписанный им контракт. Иначе мы никогда не добьемся эффекта.