Не могу, но делаю
Корректировка инвестпрограмм энергокомпаний завершена. Треть проектов в ближайшее время должна обрести генподрядчиков. Но спрос на услуги инжиниринговых компаний не обеспечен предложением.Рынок инжиниринговых услуг в электроэнергетике начал выходить из двухлетнего застоя после того, как 11 августа 2010 года правительство РФ утвердило откорректированные обязательные инвестпрограммы ОГК и ТГК до 2015 - 2017 годов. Всего предстоит увеличить мощности на 25,7 ГВт. Принятые два года назад планы генерирующих компаний в связи с изменением экономической ситуации пришлось пересмотреть. Утвердив проекты, генераторы начали готовить конкурсы и тендеры на строительство энергоблоков. Из общего объема проектов в 837 млрд рублей, по данным ОАО «Инженерный центр ЕЭС», контракты уже заключены на 563 млрд рублей, остальные должны обрести генподрядчиков в ближайшее время.
Недавно заказчики-генераторы сделали еще один важный шаг: подтвердили обязательность выполнения инвестпроектов в конкретные сроки, заключив на ближайшие пять лет договоры на поставку мощности (ДПМ) с оператором расчетов на оптовом рынке электроэнергии и мощности. В договорах записаны четкие технические характеристики станций, компоновка оборудования, топливо, цена, сроки. Правительство РФ, с одной стороны, гарантирует инвесторам компенсировать их затраты на строительство в рамках ДПМ от 494 тыс. до 1,78 млн рублей за 1 МВт в месяц. С другой - грозит серьезными штрафами за срыв сроков. Определенность финансовых параметров в рамках договоров помогает привлечь кредитные ресурсы для осуществления инвестпроектов по четким ставкам. Поэтому вопросы возврата инвестиций на проекты генераторы через ДПМ, считается, решили.
Теперь на первый план выходит инжиниринг - нужны опытные компании, готовые выполнить под ключ крупномасштабные инвестиционные проекты в срок. А такие можно пересчитать по пальцам. Это реальные риски при выполнении программ. «Людей, понимающих в энергостроительстве настолько, чтобы быть инжиниринговым специалистом высокого уровня, единицы», - оценивает масштаб проблемы директор по внешним коммуникациям ОАО ВО «Технопромэкспорт» Наталья Стародумова.
Почему не готов рынок
Дефицит квалифицированных инжиниринговых компаний и специалистов закономерен: с 1990 года в электроэнергетике страны не велось масштабных строек - не возникало и этой компетенции как самостоятельного вида коммерческой деятельности. Рынок начал складываться в 2003 - 2004 годах под формировавшуюся инвестиционную программу РАО «ЕЭС России». К середине 2008 года, времени реализации плана, шла распродажа инжиниринговых центров: новые собственники приобретали и осваивали эти активы. Компаниям требовалось время, чтобы выстроить отношения с субподрядными организациями, отработать систему управления проектами. Считалось, что впереди безграничные перспективы. Но грянул кризис. Заказчики разрывали контракты, останавливали финансирование, количество проектов резко сократилось. Крупняк худо-бедно устоял. Маленькие компании, зашедшие в проекты нередко на откатных деньгах, переуступали их и исчезали с рынка. Не состоялись и те игроки, которые, обладая низким уровнем компетенции, инжиниринг строили как сетевой маркетинг: кассовый разрыв по одному проекту покрывали авансом по следующему. Схема требовала каждые полгода по новому проекту. Не набрал портфель - привлекай кредитные ресурсы или падай в яму. Ресурсы вздорожали - вот и попадали.
Объемы контрактов в масштабах рынка сократились до 100 МВт в квартал. Для сравнения: с 2007-го до середины 2008 года такой объем контрактовался ежемесячно. В начале 2009 года, когда было объявлено о реструктуризации инвестпрограмм энергетических госкомпаний, рынок и вовсе замер в ожидании - до августа 2010-го. Спрос на услуги инжиниринговых компаний оказался вдвое ниже прогнозного. К тому же половина законтрактованных проектов не реализовалась. Опытные проектировщики и другие специалисты покидали компании. У ОАО «Группа Е4», например, была заморожена половина объема работ.
Таким образом, дефицит генподрядчиков к моменту старта проектов ожидался - они просто физически не могли вырасти на рынке без денег и заказов.
Тем не менее, если генераторы не выполнят свои обязательства, их ожидают серьезные штрафы. Строить электростанции, конечно, будут. Но кто и как?
Кто как
У каждого игрока в Уральском регионе свой подход к решению проблемы. К строительству крупных электростанций и энергоблоков энергетики привлекают как крупные федеральные инжиниринговые компании, так и более опытных иностранных ЕРС-контракторов, обладающих эффективными стандартами управления проектами. У тех ОГК и ТГК, что уже глубоко в процессе и движутся по проектам, в основном иностранные собственники (Е-ON, Enel, Fortum) и иностранные же генподрядчики. Так, ОГК-4 строит Яйвинскую ГРЭС, ОГК-5 завершает модернизацию Среднеуральской ГРЭС. Ряд объектов реализует ОАО «Фортум». Правда, ЕРС-контракторы (такие контракты подразумевают четко фиксированные сроки и конечную цену) у него отечественные - и сроки пусков в проектные не укладываются, переносятся. Тем же компаниям, которые только планируют начать реализацию проектов, придется тяжелее: на рынке не хватает не только исполнителей проектов под ключ, но и субподрядчиков. Очевидно, ряд генераторов вынуждены будут сами управлять строительством. Немногочисленные инжиниринговые компании сейчас в роли разборчивых невест. Раньше присматривались к каждому выставленному на торги проекту, а теперь выбирают один из трех, в которых предлагают участвовать.
Самим управлять строительством дороже генподряда, считают игроки. От хозспособа в мире отказались давно: его трудно считать, он растянут, погрязает в бумагах, под него сложно привлечь кредитные ресурсы. На мировом рынке прочно царят ЕРСМ-контракты. Наталья Стародумова поясняет: «EPCМ-контракты более адекватны с точки зрения управления рисками и для заказчика, и для генподрядчика. Они отличаются тем, что заказчик активно участвует в осуществлении проекта, менеджмент контролирует его исполнение, выбор подрядных организаций и цену работ, а цена контракта составляется из затрат на осуществление проекта и вознаграждения инжиниринговой компании. Но, боюсь, наши заказчики не пойдут на EPCМ. И главное, не пойдут банки, которые кредитуют инвесторов: проект, реализуемый по модели ЕРС, легче всего трансформируется в привычную банкам модель проектного финансирования».
На российском рынке будут преобладать EPC-контракты: в их рамках генераторы попытаются риски за несоблюдение сроков перевесить на инжиниринг и тем самым избежать штрафов. Опасения такие небеспочвенны, немногие инжиниринговые компании выдержат эти вызовы.
Для иностранцев российский рынок инжиниринга в электроэнергетике остается высоко рискованным, поэтому они не придут, полагает генеральный директор ЗАО «Интертехэлектро» Владимир Бабяк. Крупнейшие инжиниринговые компании если и хотят работать здесь, то только по поставкам оборудования, все строительные и монтажные риски вынужден брать на себя российский подрядчик. Так что ответ на вопрос, кто и как будет строить новые энергомощности, очевиден: кто как может, так и будет выкручиваться.
Что делают на Урале
На 21 декабря намечен пуск Тюменской ТЭЦ-1 мощностью 230 МВт, которую компания «КВАРЦ - Новые технологии» сдала под ключ ОАО «Фортум». Запуск других крупных инвестиционных проектов, как мы уже сказали, этот заказчик перенес: подрядные организации не выдерживают темпов работ. На объекте стоимостью более 60 млрд рублей - Няганской ГРЭС (ЕРС-контрактор - ОАО «Группа Е4») - первый и второй энергоблоки мощностью по 418 МВт и 190 ГКал/час решено запустить одновременно в 2012 году, а не последовательно в 2011 и 2012 годах, как планировалось ранее. Пуск третьего аналогичного блока перенесен с 2013-го на 2014 год. Цена договора генподряда, который летом 2008 года подписали «Группа Е4» и «Фортум», составила 10,4 млрд рублей. При столь внушительном масштабе проекта сроки его реализации крайне напряженные. «Группа Е4» попадала в него непросто: отбор был жестким, требования к инжиниринговым компаниям финский концерн применял в соответствии с международными стандартами. Теперь непросто реализовать строительство.
Таблица. Инвестиционные проекты по объектам генерации в Уральском регионе
Сложность проекта в удаленности стройплощадки от населенных пунктов, отсутствии инфраструктуры (автомобильных дорог, железнодорожных путей, энергетических коммуникаций), созданием которой тоже занималась «Е4». Сюда же можно добавить сложность доставки негабаритного энергетического оборудования: предполагается реконструкция и укрепление мостов на пути следования автомобильного транспорта, усиление дорожного покрытия, углубление русла рек, строительство специальных причалов для барж... Переносы сроков и работу генподрядчиков менеджмент «Фортума» не комментирует, но серьезность ситуации инсайдеры оценивают исходя из того, что концерн активно включается в проекты, чтобы выправить ситуацию своими силами: тут уже не до денег, важно на штрафы не попасть, потеряешь больше.
Сроки сооружения электростанций удлиняет не только отсутствие инфраструктуры в месте расположения стройплощадки, но и нехватка там персонала, в том числе узкоспециализированного. Например, «КВАРЦ - Новые технологии» среди своих проектов в Уральском регионе наиболее сложным считает строительство десятого энергоблока мощностью 660 МВт на Троицкой ГРЭС. генеральный директор ЗАО «КВАРЦ - Новые технологии» Михаил Лисянский: «Троицкая площадка расположена вдали от локализации монтажных и строительных структур, поэтому пришлось решать проблему с переездом и обустройством строительно-монтажного персонала. Сейчас проект в стадии подготовки площадки и рабочего проектирования. Чтобы оптимизировать ситуацию на объектах, мы вынуждены внутри компании развивать компетенцию не только инжиниринга, но и монтажа, и пусконаладки: сталкиваемся с тем, что по ряду субконтрактов на конкурсы никто из серьезных подрядчиков не приходит. Где-то в регионах их просто нет или они заняты в отраслях, где выше рентабельность и больше платят монтажникам, в той же металлургии. Именно на региональном уровне будем привлекать и обучать новый персонал».
Каждая инжиниринговая компания имеет свои фишки. Поэтому берется за все, но уверенно себя чувствует только в ключевых компетенциях. Так, у ОАО ВО «Технопромэкспорт», единственного из отечественных игроков, есть опыт введения в эксплуатацию уже четырех парогазовых установок большой мощности - 450 МВт. Для заказчика это самый весомый аргумент: он понимает, что получит подобный проект под ключ. Новый блок на Уренгойской ГРЭС будет пятым объектом такой же мощности, построенным Технопромэкспортом. Стоимость контракта - 19,2 млрд рублей. Конкурентами на тендере в декабре 2009 года был весь «цвет» отечественного инжиниринга: компании «Атомстройэкспорт», «Группа Е4», «ЭМК-Инжиниринг», «ГлобалЭлектроСервис», «Стройтрансгаз-М». Технопромэкспорт вырвал победу, предложив наилучшие технико-экономические условия реализации проекта.
Но путь победителя тендера к пуску Уренгойской ГРЭС не устлан розами. Особенностью реализации проекта, помимо общерыночных сложностей, станут природно-климатические условия: зима девять месяцев в году. Основные проблемы по проекту-долгострою связаны с тем, что до сих пор в высоких широтах не строили таких крупных энергомощностей. К тому же затянутый период строительства - это всегда увеличение стоимости.
Порождают проблемы и технические регламенты, условия, ГОСТы, значительно отставшие от общемировых, отмечают инжиниринговые компании. «Новые энергообъекты приходится строить по устаревшим стандартам. Реализовать передовые проекты мы не можем, поскольку действующие стандарты лишают нас возможности использовать аналогичные материалы, оборудование, строительные технологии, - говорит Михаил Лисянский. - Эта проблема звучала даже на уровне президента, он дал поручение привести российские технические регламенты к общемировым, но, к сожалению, этот процесс движется крайне медленно. Мы уже сейчас строим, и новые технологии хотим использовать сегодня. Много говорим о модернизации, но очень долго создаем условия для старта этого процесса».
Ищут живую воду
По сути, рынок инжиниринговых услуг в энергетике будет создаваться заново: его объем будет расти по ходу реализации инвестпроектов. Увеличатся сегменты не только нового строительства, но и ремонта, сервиса: как подчеркнул Владимир Бабяк, оборудование большинства электростанций введено в эксплуатацию в 60 - 80-е годы.
Действующие отечественные инжиниринговые компании отмечают: им недостает эффективной корпоративной стратегии, специалистов с компетенциями на стыке технических и экономических специальностей, технического оснащения основных производственных процессов, клиентоориентированного подхода. Им ясно, что заказчикам нужны качественно другие компании, изыскивающие ресурсы развития не в схемах сетевого маркетинга, а в совершенствования систем управления бизнеса. «КВАРЦ», например, признает, что еще два-три проекта может потянуть без серьезных структурных перестроек внутри компании, а далее, чтобы соответствовать масштабным задачам электроэнергетики, нужно серьезно вкладываться в развитие. Однако чтобы решить эти вопросы, генподрядчикам требуется время, которого нет, и деньги, которых им без этих компетенций никто не даст. Заказчик услуг теперь другой: он не заливает наспех инвестиции в плохо просчитанные проекты, как до кризиса. Он желает понимать, возврат каких средств и когда получит, какое оборудование и в какой компоновке ему необходимо. «Разборчивых невест» на рынке немного. К весеннему буму тендеров заказчики и генподрядчики ищут «живую воду» новых решений, чтобы срослось желаемое и действительное.
Дополнительные материалы:
Компании энергетического инжиниринга представлены тремя группами основных игроков. Первая - компании, созданные на базе проектных и научно-исследовательских институтов РАО «ЕЭС», ОАО «Газпром» (ОАО «Инженерный центр ЕЭС», ОАО «Инженерный центр энергетики Урала», ОАО «СевЗап НТЦ», ОАО «Газпром промгаз» и др). Вторая - независимые инжиниринговые фирмы, появившиеся на базе проектных институтов, монтажных и наладочных организаций (ОАО «Группа Е4», ЗАО НК «ЭнергоСтройИнжиниринг», Группа компаний «Интертехэлектро - Новая генерация», Группа компаний «Интерэлектроинжиниринг», ООО «ЕвроСибЭнергоинжиниринг» и др). Третья группа - компании, некогда созданные государством для обслуживания советских объектов за рубежом, но работающие сейчас и на внутреннем рынке (ОАО ВО «Технопромэкспорт» и ЗАО «Атомстойэкспорт»).