Автомобиль, полис и немного нервно

Автомобиль, полис и немного нервно Темпы прироста страховых премий падают. Самая трудная ситуация складывается в ОСАГО, где тарифы несоразмерны выплатам, и в каско, где полисы дороже, чем в Европе   

Журнал и аналитический центр «Эксперт-Урал» подготовили рейтинг страховых компаний Урало-Западносибирского региона по итогам работы за девять месяцев 2013 года. Тенденция к замедлению темпов роста премий, которую мы констатировали на протяжении года, актуальности не потеряла. За три квартала объем взносов составил 71,9 млрд рублей, это на 8,3% больше, чем за аналогичный период 2012-го. Годом ранее было 24%. Картина в среднем по России аналогичная: 12,3% против 23%. Москва в 2013-м растет существенно быстрее регионов: 15,4% и 9,2 % соответственно.

Как и год назад, драйвером рынка стало страхование банковских заемщиков: прирост по Уралу — 11,3% (все сравнения — три квартала 2013-го к трем кварталам 2012-го). По-прежнему быстро прирастает жизнь (37,9%), ощутимая динамика в сегменте страхования сельхозрисков и имущества граждан (20,6% и 13,1% соответственно).

Провалились ДСАГО (почти минус 50%) и добровольное страхование ответственности (минус 14%), на месте топчется ДМС. В целом по Уралу обязательные виды прирастают быстрее добровольных (10,1% против 7,7%). В других регионах ситуация та же — 10,6% и 8,8% соответственно. На общем фоне снова выделяется Москва: здесь добровольные взносы увеличились на 16,8%, а обязательные — на 6,2%. Данные из столицы выглядят исключительно позитивно: опережающий рост добровольных видов в теории свидетельствует о повышении доверия к услуге страхования. Однако нужно делать скидку на вмененные услуги (страхование от несчастных случаев, жизни, каско при банковском займе), которые не являются рыночными по сути.  

Дно автогражданки

Проблемы в сегменте ОСАГО — самом близком большинству граждан — проявляются все отчетливее (про них мы писали не раз, например, см. «Загон для страховщика» , «Э-У» № 17 — 18 от 29.04.2013). Недовольство размерами и сроками выплат и раньше было велико (за первый квартал на российских страховщиков поступило 70 тыс. жалоб). Сейчас оно, очевидно, возрастет еще больше. Автовладельцам сложнее станет получить не только компенсацию, но и сам полис. Например, лидер сегмента Россгосстрах (РГС), на который год назад на Урале приходилось 42% сборов, резко сократил активность (падение взносов — 8%), теперь на его долю приходится только 35%. Среди других крупных компаний сокращение премий зафиксировано у Югории и Ингосстраха. Сокращение бизнеса по ОСАГО у этих трех компаний наблюдается по всей стране.

Кроме того, с полисом ОСАГО страховщики стали предлагать дополнительные услуги. По данным Федеральной антимонопольной службы, с марта от частных лиц из 46 регионов поступило более 700 подобных жалоб. Названия всех компаний в ФАС не раскрывают. Говорят только об одной — Россгосстрахе. В 19 регионах антимонопольщики выдали РГС предупреждения о прекращении действий, нарушающих закон о конкуренции, в восьми — возбудили дела о злоупотреблении доминирующим положением, в шести — признали нарушителем.

У Россгостраха достаточно специфичный портфель: при средней стоимости полиса по стране в 3,14 тыс. рублей у РГС он стоит 2,85 тысячи (сказывается широкое присутствие компании в малых городах). В Москве автогражданка существенно дороже (4,42 тыс. рублей), средняя планка Россгосстраха — 4,12 тысячи.

Страховщиков понять можно: о том, что тарифы по ОСАГО слишком низкие, они говорят не первый год. Расходы на ведение дел в этом сегменте съедают иногда половину тарифа (уровень выплат по Уралу — 57%). Плюс — изменилась судебная практика, что привело к взрывному увеличению средней выплаты — с 25,5 тыс. рублей в третьем квартале 2012-го до 30,5 тысячи. «Единственное, что мы можем сделать, — занизить стоимость выплат или разориться», — заявил недавно президент РГС Данил Хачатуров. По его мнению, обязательная продажа дополнительных полисов — инициатива агентов. В следующем году ситуация может еще усугубиться, если Госдума примет поправки в закон об ОСАГО, которые увеличат выплаты (в сумме по жизни и «железу» с 380 до 900 тыс. рублей) и оставят на прежнем уровне взносы. 

Для нас остается загадкой высокая убыточность ОСАГО по отдельным субъектам Урало-Западносибирского региона. Ее нельзя объяснить ни различием в стоимости полиса, ни количеством автомобилей на душу населения, ни соотношением полисов каско и ОСАГО. Так, наименее благополучными являются совершенно разные Челябинская, Оренбургская и Курганская области.  

Снизить издержки как в ОСАГО, так и в каско, на наш взгляд, могли бы прямые продажи (тогда пропадет необходимость платить агентам). Сейчас их доля невелика — 23% и 12,6% соответственно (по сравнению с 2012-м эти показатели сократились). Однако изменить систему реализации не так просто (подробнее см. «Приехали», с. 56).  

Другой вариант сокращения издержек и стоимости автополисов — франшиза. Сегодня страховщики предлагают этот продукт в сегменте каско, хотя популярностью он не пользуется (очевидно, на полной страховке настаивают банки). На Западе ситуация обратная — большинство страховок с франшизой.

Аналогичную схему не так давно глава комитета Госдумы по финансовому рынку Наталья Бурыкина предложила ввести в ОСАГО. Минфин поддержал идею, но против выступил Российский союз автостраховщиков. Бурыкина также указала, что на законодательном уровне необходимо рассмотреть возможность объединения полисов каско и ОСАГО. Но реализация этой инициативы выглядит малореальной.

Будет сложно

2014-й для страховщиков вряд ли станет простым. Изменение судебной практики, сужение открытого рынка в банковском страховании (банки передают клиентов кэптивам) и корпоративном сегменте нанесли сильный удар по прибыли. По данным «Эксперт РА», рентабельность собственных средств страховщиков упала до 5%. Прогноз по приросту премий на следующий год — 10%, по рентабельности — 2 — 7%. Если суммы выплат по ОСАГО увеличат без корректировки тарифа, если снизят взносы по страхованию опасных производственных объектов (а такое возможно), то доля убыточных страховщиков, по мнению «Эксперт РА», достигнет 30%.

Позитив лежит в области качественных изменений. В 2013 году российские страховщики повысили качество урегулирования убытков и пересмотрели условия договоров страхования. Также они начали продавать электронные полисы. В 2013 году начала формироваться новая для российского рынка модель продаж накопительного страхования жизни — через банки. Кроме того, страховщики начали активно выходить на рынок малого и среднего бизнеса, используя базу по особо опасным объектам и обязательному страхованию перевозчиков.

Дополнительная информация.

Приехали

Александр КолясниковСтоимость автострахования возможно снизить за счет прямых продаж. Но в ОСАГО увеличению их доли мешают инерция и сложность реорганизации каналов реализации, а в каско — боязнь потерять клиента, считает директор департамента автострахования уральской дирекции ЗАСО «ЭРГО Русь» Александр Колясников.

— Ситуацию в сфере ОСАГО из-за низких тарифов вряд ли можно назвать благополучной. Еще больше она может усугубиться после принятия поправок в закон об автогражданке, увеличивающих выплаты, но оставляющих на прежнем уровне премии. Как, на ваш взгляд, будут вести себя страховщики в таких условиях?

— Все игроки так или иначе пересматривают модель поведения на рынке ОСАГО. Проводимая ими политика напрямую зависит от того, как активно наращивался портфель по этому виду в предыдущие периоды. Одни компании уменьшают вознаграждение посредникам, другие — уменьшают присутствие в убыточных регионах. В обязательных видах, на мой взгляд, необходимо активизировать прямые продажи. Но сделать это не так просто: велика сила инерции реализации через посредников, да и для перестройки системы требуется осуществить определенные организационные и технические мероприятия.

— А если говорить об основных тенденциях на рынке каско, какова доля страховок с франшизой? Есть ли положительная динамика?

—  С франшизой продается около 10% полисов. Этот показатель постепенно растет: компании предпринимают усилия по мотивации потребителей, в свою очередь автовладельцы постепенно осознают экономические выгоды такой модели. Но среди страхового сообщества нет единства в вопросе популяризации страхования с франшизой. Есть компании, занимающие в этом вопросе активную позицию, есть безразличные.

— Многие эксперты говорят о каско как о банкостраховании: мол, такой полис оформляют только те, кто купил автомобиль в кредит. Так ли это?

— Не совсем. На кредитные транспортные средства приходится около половины полисов каско. Этот показатель в последние годы не претерпевает значительных изменений. Хотя тенденция к его медленному увеличению все же просматривается. Думаю, это связано с активной работой банков, принадлежащих автопроизводителям.

— Почему в этом сегменте также низка доля прямых продаж?

— Потому что для их развития на начальном этапе нужно затратить немало ресурсов. Продажи через посредников дают быстрый приток подписанных премий, хотя, конечно, стоимость их комиссионного вознаграждения значительно выше среднемировой.

— Дороговизну каско в России можно было бы частично компенсировать появлением единой базы коэффициента «бонус-малус» (КБМ), чтобы автовладельцы получали скидку за безаварийную езду без привязки к компании или автомобилю. 

— Отсутствие единой базы КБМ связано с особенностями конкуренции на этом рынке. Многие компании боятся делиться друг с другом информацией, предполагая, что она может быть использована для «перетягивания» клиентов. Кроме того, головные офисы страховых компаний, гонясь за долей рынка, не видят назревшую необходимость в создании общей базы и снижении убыточности за счет выставления адекватных риску условий страхования. На местах уже давно поняли, что без этого невозможно навести порядок в портфелях.

Но не исключено, что база будет создана. Для этого необходима воля большей части основных игроков или указание законодателя. С учетом опыта уже функционирующей и совершенствующейся базы КБМ по ОСАГО система по каско может быть сформирована в относительно короткие сроки.

— Какую проблему вы назвали бы для каско ключевой?

— На мой взгляд, это невозможность конструирования страхового покрытия под индивидуальные особенности страхователя. Суд исходит из субъективного понятия справедливости, невзирая на положения договора страхования. Участникам рынка рано или поздно придется это учитывать в тарифной политике, что точно не приведет к удешевлению полиса.

Материалы по теме

Законный фактор

Вредный закон

Защити себя сам

Чтобы крышу не снесло