Протяните руку

Протяните руку

Ко мне кризис пришел после Нового года: салаты закончились, шампанское выдохлось, кошелек усох. Безденежье выгнало на дорогу. Для проституции староват, для пополнения рядов таксистов-нелегалов - в самый раз. Машина не нова, но к уральским морозам привычна, а к городским ухабам равнодушна. Полбака бензина, душевный настрой, улыбка до висков - что еще нужно, чтобы достойно встретить лес протянутых рук?

В предвкушении золотого дождя мозги рисовали уже умопомрачительные картины богатого бытия...

Однако не то что леса рук, но даже захудалой опушки в первые часы вечера я не нашел. Редкие голосующие, что возникали на горизонте, перехватывались мгновенно - асами на побитых «копейках» и встречавших 50-летие Октября «москвичах». В очередь перед потенциальными пассажирами выстраивалось по три-четыре автомобиля, случайно оказавшихся рядом. Наконец и мне посчастливилось первым подъехать к голосующему у обочины деду. Готовый на любую сумму и поездку, я заорал из окна: «Садитесь».

И нарвался: «Вам, я смотрю, делать нечего. Машина вон какая красивая, я уж лучше тому заплачу», и пенсионер мотнул головой в сторону мелкокалиберного выходца отечественного автопрома. Опять у разбитого корыта. Может, моя машина должна жалость вызывать у клиента? Всерьез подумал стукнуть ее пару раз о дерево. Да и стукнул бы, наверное, если бы не увидел «бомбилу» на джипе немецкого производства: такой хоть как побей, жалости не вызовет. А пассажиров собирает.

Наверное, нужно забить точку и ждать «жертву». Про вокзал и аэропорт даже думать бессмысленно: рынок поделен. Кафе или дискотеки? И тут не ждут: малая армия коллег оккупировала территорию. Даже на остановках свободные места заняты. Один «конкурент» сжалился, пустил. Сам такой - главный инженер оборонного предприятия: «А что делать, дети жрать хотят, а ракетами их не накормишь. А вон зам мой на соседней остановке выжидает». Видел я за баранкой и ученых, и врачей.

С работниками ГАИ не сталкивался ни разу, но товарищи баек порассказывали. Милиционер в штатском руку поднял, потом деньги отдал, вот и основание для протокола. Номеров желтого цвета, дающих право на занятие пассажирскими перевозками, нет, значит, штраф будешь платить. А это сегодня сродни катастрофе.

Родилось предложение: водителям, хотя бы тем, кто без работы остался или под сокращение попал, выдавать временные разрешения на извоз. Мы так много говорим о мерах по устранению безработицы и создании новых рабочих мест, но цифры на биржах труда свидетельствуют об обратном. А в рядах «бомбящих» полно безработных, в основном заводчане - слесари, токари, наладчики: специалисты таких профессий сразу работу не найдут. Вот и приходится левачить на стареньких авто. Уж всяко лучше, чем грабить или воровать. Тем более официальные такси потребностей горожан не закрывают.

Я и с милиционером на эту тему успел подискутировать, благо не за рулем был. Тот считает, что раз работает человек, должен налоги платить. По мнению стражей порядка, годовой оборот «нелегального такси» только в Екатеринбурге составляет несколько сотен тысяч долларов. И все мимо кассы. Мне кажется, что хотя бы половина из тех, кто на дорогах извозом зарабатывает при условии выдачи пусть даже временного свидетельства, платить государству будут. Понятно, что придется техосмотр проходить, а может, и медицинское обследование, да и бюрократии не избежать, но желающие работать цивилизованно определенно будут. Штрафами на нелегальный рынок повлиять вряд ли возможно. Вспомните, борьба с частниками не ознаменовалась особыми победами даже в советские времена. Самодеятельный «таксист», издалека завидев гаишника на обочине, бывало, на всякий случай говорил пассажиру: «Так, если что - меня зовут Александр, а вы - мой брат (дед, кум, сват)».

К слову, чиновники уже много лет пытаются придумать, что делать с этим странным и неуправляемым рынком. В российской столице, например, летом прошлого года принят закон «О такси в городе Москве». В нем приведены требования, которым должны соответствовать организации и индивидуальные предприниматели, чтобы числиться в реестре перевозчиков. Согласно документу, авто должны проходить техосмотр не реже двух раз в год. Извоз разрешается только четырехдверным машинам с левым рулем, водитель должен знать город и владеть русским языком. Так вот, даже такая радикальная мера на частный рынок такси не повлияла, а в Москве это до 70% от общего числа извозчиков. «Бомбил» меньше не стало.

В чем проблема? Проект лишь придал тем же официальным компаниям новые обязательства, частники же с иронией отозвались о дополнительных нагрузках на конкурентов. Предпосылок к тому, что закон создаст «человеческую систему», пока не наблюдается. А в Калининграде или, например, в Киеве куда проще поймать такси с шашечками, а не «бомбилу». Там официальные игроки вытеснили конкурентов, существенно снизив цены на услуги.

Главные преимущества для частников от пребывания в тени лежат в экономической плоскости. Официальное оформление документов сейчас до предела усложнено. Как минимум, нужно зарегистрироваться в качестве предпринимателя без образования юридического лица (6 - 7 тыс. рублей, если делать через юрфирму-регистратора), приобрести контрольно-кассовый аппарат или таксометр (8 - 12 тыс. рублей), а потом сдавать отчетность и платить налоги. А если таксист захочет уменьшить свои налоги на топливные расходы и ремонт, придется заводить полноценную бухгалтерию. Зачем? Сейчас он может спокойно возить пассажиров, ни перед кем не отчитываясь и ничего не платя. Дополнительная возня с новым реестром не сделает процедуру «обеления» более привлекательной.

Запретить водителям подбирать людей на обочине нельзя. Запретительные меры у нас приведут только к обогащению гаишников. А вот введение налога на вмененный доход в фиксированном и адекватном размере для частных извозчиков назрело. Амнистия и такой налог, возможно, решили бы часть проблем. Но власти упорно отказываются вводить подобную систему: на них где сядешь, там и слезешь.  

Материалы по теме

Жизнь на посылках

Накатом

Попутчики

ФСБ закрывает Ямал

Неуставные отношения

Левый водитель