Бой за высотку

Бой за высотку

В российских вооруженных силах идут квартирные войны: жилье дают офицерам, которые, хотя и числятся на службе, работают на «гражданке». Квартиры они получают вне очереди по медсправкам, фиксирующим сомнительный диагноз типа клещевого энцефалита. Тем, кто честно отдает долг Родине, крышу над головой приходится выбивать в суде.

Дверь с табличкой «Запасной выход» нам открыла девочка лет семи с большими умными глазами. Хотела поздороваться, но засмущалась и спряталась от незнакомцев с фотокамерами за маму. На руках у мамы, начальника медсанчасти капитана Елены Борисенко, еще один малыш, двухгодовалый. А жилплощадь с узким как траншея коридором и маленькой комнатой — мамин кабинет в переходе между медсанчастью и клубом. «Квартирка», где и вздохнуть страшно, того и гляди, кухонную утварь заденешь, считается лучшей в части. Остальное «жилье» командир части № 28331 (Екатеринбург, бригада связи № 59) Евгений Кондратьев показывать отказался. Семьи офицеров обосновались в каптерке, клубе, канцелярии и даже в столовой. Это незаконно, но другого варианта нет.

Меркантильные офицеры

Большинство классных специалистов ушли из вооруженных сил еще в 90-х. Остались по преимуществу те, кому из-за возраста идти особо некуда, да такие, кто пытается извлечь из армии максимальную выгоду. Как? Например, находясь «в распоряжении командира», не ходить на службу, тайно работать на гражданке, получая одновременно деньги и в части, и в фирме, а уволившись «по болезни» — вне очереди получить квартиру.

Каким образом попасть в «распоряжение командира»? Для этого нужно подать рапорт на увольнение. Согласно п. 11 ст. 38 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», окончанием службы считается дата исключения военнослужащего из списков. В соответствии с п. 16 ст. 34 положения «О порядке прохождения воинской службы» уволенный военнослужащий на день исключения из списков личного состава части должен быть полностью обеспечен всеми установленными видами довольствия. Пока этого не произойдет, он будет находиться в распоряжении командира и числиться в списках личного состава части как военнослужащий. В российской военной юридической среде сейчас много споров о том, должен ли такой человек ходить на службу и исполнять обязанности. Так как единого мнения у военных юристов на этот счет нет, по всей стране находящиеся «в распоряжении» появляются в своих частях, как правило, только в день выдачи денежного довольствия.

Свободного времени у таких «военнослужащих» полно. Чтобы грамотно им распорядиться, лучше всего устроиться в частную фирму. Конечно, ФЗ «О статусе военнослужащих» определяет, что военнослужащий может заниматься лишь научной, творческой или педагогической деятельностью, и только тогда, если она не препятствует выполнению обязанностей военной службы. Но как это проверишь, если в фирме платят зарплату «в конверте»? Кроме того, с 2002 года военнослужащие, согласно Конституции РФ, получили паспорта, а в паспорте нигде не написано, что какой-нибудь Васильиваныч, представляющийся экономистом, числится помощником командира по финансовой работе в одной из воинских частей.

Ипотека отдыхает

В 2000 году вышел приказ министра обороны РФ № 80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в вооруженных силах РФ». Ст. 12 гласит: военнослужащий, уволенный по состоянию здоровья, достижению предельного возраста или в результате оргштатных мероприятий, жильем обеспечивается вне очереди. Приказ имеет силу, несмотря на то, что новый Жилищный кодекс вообще не рассматривает права внеочередного получения жилья. Существует разъяснение Минобороны: приказ № 80 подлежит применению в части, не противоречащей новому кодексу. Но это разъяснение не имеет юридической силы и не принимается во внимание при рассмотрении дел в суде. Отслужив ровно десять лет (военное училище входит в срок службы), имея заболевания, которые дают какое-то ограничение по годности, вы имеете право написать рапорт и ждать в распоряжении командира жилья вне очереди. И работать тем временем «на гражданке», так, чтобы об этом никто не узнал. Многие молодые офицеры любыми путями стараются заполучить себе «хронические» диагнозы, чтобы их признали ограниченно годными, и уволиться по состоянию здоровья. В итоге государство принимает меры по обеспечению военных жильем, но с выходом приказа № 80 все новые квартиры через суд получают военнослужащие-внеочередники, выигрывая один за другим процессы у тех, кому жилье положено по очереди.

— Ситуация характерна для любой части, где плохое положение с жильем. Но у меня, наверное, она самая плохая: образовалась большая группа молодых офицеров, признанных негодными и претендующих на квартиры, — рассказывает Евгений Кондратьев. — В этом году мы получили на часть пять квартир, и все отсудили себе «больные» внеочередники. Эти люди не ходят на службу, более того, работают на стороне. Знаем, что работают, но доказать не можем. Получается, что в армии сейчас выгодно быть больным. Этой лазейкой в законе пользуются не только в моей части, не только у нас в округе, но и в других округах, где я служил: Сибирском и Северо-Кавказском.

Я не имею фактов для обвинения медиков в подкупе. Но часто возникают сомнения в законности медицинских освидетельствований, выданных претендующим на квартиры офицерам. Гипотетическая взятка врачу в этом случае окупится с лихвой. Не решая эту проблему, мы порождаем такие ситуации в будущем.

Есть и конкретные примеры. Так, у 44-летнего прапорщика Любови Пономаренко квартиру увели из-под носа. Она получила документы на жилье, но въехать не успела — внеочередники успешно отсудили право на квадратные метры. 
Офицеры и прапорщики, ожидающие жилья в очереди еще с советских времен, вплотную приблизились к предельному возрасту, до которого им разрешено нести службу. Квартиры из-за большого количества внеочередников они получить не могут: без справки об ограничении годности здоровья по достижении предельного возраста их увольняют без обеспечения жильем.

По словам военных, добиться искомой медсправки очень непросто. По неофициальной информации, в Екатеринбурге такая бумага стоит около 100 тыс. рублей. Собрать эту сумму какому-нибудь прапорщику с зарплатой в 7,5 тыс. рублей нереально. По всей видимости, придется «пожилым воякам» доживать в подсобках без надежды на собственный угол.  Изменить ситуацию можно, увеличив срок обязательной службы в армии с 10 до 20 лет, считают военные юристы. В этом случае число внеочередников сократится на порядок: кому захочется еще десять лет ждать момента, когда можно будет уволиться и с помощью медсправки получить квартиру. Второй вариант — сократить перечень болезней, согласно которым военнослужащего можно признать частично годным к службе. Проверить, действительно ли офицер болен клещевым энцефалитом или энурезом, сложно. Проблема в том, что инициаторами таких поправок выступают только те военные, которые не один десяток лет стоят в очередях на жилье. Остальным на это наплевать

Материалы по теме

Брежнев сегодня

Мир в этом году

Доитель изнуренных жаб

Наша тормознутая история

В Березниках началось строительство микрорайона Усольский

Время не ждет