Adobe по-русски

Adobe по-русски Софтверный гигант в России развивается в ногу с ИТ-рынком. Основные заботы: активизация продаж, победа над пиратами и убеждение потребителей в том, что Adobe - это недорого.

В конце октября Екатеринбург посетила делегация компании Adobe Systems. В столице Среднего Урала она представила новую партнерскую программу (Adobe практически не продает свои продукты самостоятельно, только в редких случаях в США).

Если сравнивать с другими глобальными софтверными компаниями, работающими в России, новая программа Adobe, пожалуй, уникальна. Во-первых, она делит реселлеров на четыре категории: зарегистрированные, сертифицированные, золотые и платиновые (раньше было всего две - зарегистрированные и авторизованные). Зарегистрированным партнером стать просто - достаточно сообщить о себе на сайте компании и принять соглашение об участии в программе. У сертифицированного партнера должны быть сотрудники, прошедшие бесплатные учебные курсы по продуктам компании и сдавшие экзамены по ним. Требований к золотым и платиновым партнерам намного больше, помимо прочего они должны иметь годовой оборот по продуктам Adobe в 300 тыс. и 1 млн долларов соответственно.

Во-вторых, реселлеры уровня от сертифицированных и выше получили возможность компенсации от Adobe за инвестиции в предпродажную работу (что крайне необычно). Грубо: партнер описывает сделку, регистрируя ее на сайте, специалисты вендора рассматривают заявку и при положительном решении зачисляют реселлеру бонус. И не важно, продал он в итоге продукт или это сделала другая компания.

Арсений ТарасовВеличина бонусов (процент от продажи) не разглашается. Известно только, что сертифицированные и золотые партнеры получают компенсацию при минимальной сделке в 10 тыс. долларов. Бонус увеличивается после 50 тыс. долларов (верхний предел суммы сделки при этом - 1 млн долларов). Платиновые реселлеры получают бонус только от сделок свыше 50 тыс. долларов. Величина бонусов одинакова для всех стран. По словам генерального директора Adobe Systems в России и СНГ Арсения Тарасова (пришел в компанию в июне 2011-го, до этого занимал пост главы Siemens Enterprise Communication в России), сейчас у компании около пятисот партнеров в России, в ходе реализации программы их число должно удвоиться. Сертифицированных, как ожидается, будут сотни, а золотых - десятки. Насколько при этом повысится оборот Adobe в России, топ-менеджер сказать затрудняется.

Примат группы А

- Арсений, финансовые результаты Adobe в России вы тоже не можете называть?

- Финансовый год для нас закончился в ноябре. Точных цифр нет, но по ощущениям могу сказать, что мы растем вместе с софтверным рынком России. У нас нет фантастических результатов ни в позитивном, ни в негативном плане.
- Какой процент в бизнесе Adobe составляет Россия?

- Эта информация закрыта. Могу сказать, что по этому показателю мы похожи на остальные глобальные софтверные компании (если сравнивать, допустим, с Microsoft - это не больше 3%. - Ред.).

- Есть стойкое ощущение, что вашему росту сильно мешают пираты. Сколько на данный момент нелегального софта Adobe установлено на компьютерах россиян?

- Я думаю, где-то 70 - 80%. Хотя ситуация улучшается (Adobe начал активную борьбу с пиратством в России в 2009-м году. - Ред.), но не так быстро, как бы нам этого хотелось.

- Дороговизна - на любом форуме, при любом обсуждении продуктов Adobe эта претензия звучит рефреном.

- Я поясню суть нашего подхода. В основном продукты, которые мы предлагаем, - это профессиональные инструменты: станки, средства производства. С их помощью люди зарабатывают. Это не какие-то инфраструктурные вещи вроде операционных систем. Средства производства никогда не стоили и не должны стоить дешево.

Большинство организаций, производящих интеллектуальную собственность в России (зачастую при помощи наших программ) - видео- и аудиоконтент, фото, веб и печатные издания - ревностно относятся к результатам своего труда. Они понимают, сколько было вложено в создание продукта. Но при этом воруют инструменты, с помощью которых этот продукт создается.

- 25 тысяч за Photoshop, на мой взгляд, все-таки дороговато.

- Во-первых, это цена профессионального пакета. И она невелика относительно того, что зарабатывают современные фотографы. Я недавно провел мини-исследование. Выяснилось, что в среднем они берут в час (в зависимости от региона) 2 - 6 тыс. рублей. То есть для них продукт окупается в среднем за шесть-семь часов.

Во-вторых, для непрофессионалов, домашних пользователей есть линейка Elements (упрощенные варианты продуктов Adobe для работы с видео и фото). Ее стоимость в среднем не превышает 100 долларов, а во время акций - меньше тысячи рублей.

- А почему такие продукты, как Reader или Flash player, вы предоставляете бесплатно?

- Приложения для потребления контента для непрофессиональных пользователей мы даем бесплатно. Софт для зарабатывания денег - платно. Думается, это честный подход.

Воруют все

- Как боретесь с пиратами?

- В первую очередь обращаем внимание на юрлиц и интернет. Домашних пользователей практически не трогаем. В компании есть целый отдел, который занимается поиском контрафакта. Я сам иногда по субботам сажусь и в поисковиках ищу фразу «скачать фотошоп бесплатно», «скачать adobe бесплатно».

- Много находите?

- Достаточно. У меня есть два занимательных наблюдения. Первое - многие сайты ссылаются на триальные  (работают 30 дней) версии наших программ, которые совершенно спокойно можно скачать и с официального портала Adobe. Второе - подавляющее большинство контрафактных файлов содержат вирусы. Время, когда люди были альтруистами, взламывали софт и выкладывали его для всеобщего скачивания, прошло. Думаю, что индустрия вирусной и хакерской заразы, которая крутится вокруг известных софтверных брендов, по объему даже превышает величину бизнеса наших сертифицированных партнеров.
Также активно ведется антипиратская деятельность в регионах. Например, с августа 2011 года в Екатеринбургеработает Юрий Козубенко -  юридический представитель Adobe, отвечающий за УРФО. Благодаря этому мы рассчитываем на активизацию деятельности правоохранительных органов по защите исключительных прав Adobeв регионе.

- Есть ли у вас точная статистика по количеству дел, возбужденных по факту нарушения авторских прав Adobe?

- Точные цифры есть по 2010 году. По статистике Управления К МВД РФ, которое занимается борьбой с преступлениями в сфере высоких технологий,Adobe заняла четвертое место в России по количеству дел, возбужденных по фактам нарушения прав правообладателей. В общей сложности мы поддержали 681 уголовное дело в отношении пиратов, не учитывая дела BSA (BusinessSoftwareAlliance). Это почти на 35% больше, чем в 2009-м. Не могу сказать, что

Урал ярко выделяется на «пиратской» карте. Свердловская область с 20 делами стала шестой в России. В тройке лидеров - Москва и Московская область (170 уголовных дел), Новосибирская область (57 дел) и Красноярский край (52).

- Назовите самые громкие дела.

- Около двух лет назад один из жителей Екатеринбурга, после недели условно-досрочного освобождения, решил заработать денег установкой нелицензионных программ и был пойман правоохранительными органами. В итоге, он был отправлен обратно в колонию, получив к своему неотбытому сроку еще и срок по 146-й статье.

Еще одно из громких дел - это Adobe против Сергея Микиртумова: он изготавливал контрафактные копии софта компании и продавал их в Москве. Кроме применения к Микиртумову наказания в виде 3-х лет лишения свободы условно, суд взыскал с него компенсацию в размере 7,4 млн рублей. В прошлом году Арбитражный суд города Москвы взыскал с ФГУП Ростехинвентаризация (Федеральное БТИ) 1,5 млн рублей. Также в 2010-м возбуждено дело по факту использования нелицензионного софта Adobe в российском офисе LG.

Самое свежее событие - в сентябре этого года в Астрахани суд приговорил двух граждан за нарушение авторских прав к реальным срокам заключения. Такой вердикт - исключительно редкое явление при рассмотрении дел о защите интеллектуальной собственности. Обычно преступники отделываются условным наказанием и штрафом.

Скепсис и тяга к новому

- На одном из форумов я прочитал, что Adobe не работает со школами. Это действительно так?

- Мы давно реализуем крупные школьные проекты. Буквально недавно поставили софт для московских школ со скидкой 99%.
Наши дети будут жить в совершенно другом мире. (При этих словах Арсений Тарасов разворачивает ко мне ноутбук и показывает ролик на YouTube под названием «Baby thinks a magazine is a broken iPad» («Ребенок думает, что журнал - это сломанный iPad».) Цифровая реальность для нашего поколения все-таки является чем-то внешним. Но нынешние школьники будут в нее интегрированы. Иногда кажется, что это страшно. Но неизбежно.

Поскольку мир быстро меняется, уверен, что в ближайшем будущем станут востребованы профессии, связанные с новыми цифровыми способами общения (веб, видео, журналы, дизайн). И дети, которые учатся пользоваться инструментами создания данной информации, через десять лет окажутся очень востребованными на рынке труда.

- Почему в России нет разработки Adobe?

- Так сложилось исторически. Офис Adobe в России был открыт лишь в 2006 году. Центры компетенции к тому времени сложились уже в других местах. Я не исключаю, что в перспективе какая-то часть разработки может оказаться в нашей стране. Но пока местное отделение занимается только маркетингом и поддержкой продаж.

- А локализацией?

- Она происходит в штаб-квартире (Сан-Хосе, Калифорния, США). Русский входит в один из ключевых языков, поддерживаемых корпорацией. Его включают во все релизы.

- Сейчас один из главных мировых и российских модных трендов - «облачные» вычисления. Реально ли ваши продукты скрестить с данной технологией?

- Реально. У нас буквально недавно была запущена концепция creative cloud. Ее суть - позволить людям работать с продуктом собственного творчества (фотографиями, видеороликами, газетами и т.д.) на любом устройстве. Вся информация хранится в «облаке».

- Почему Adobe не поддерживает ИТ-стартапы, как та же Microsoft?

- Adobe с ИТ-стартапами в России не работает. Да, мы софтверная компания, но наша целевая аудитория - креативные компании, креативные люди, и именно их мы стараемся пока поддержать, проводя конкурсы, выделяя какие-то гранты.

- Всем известна «войнушка» между Apple и Adobe, связанная с применением в iPhone и iPad флэш-плеера. Стив Джобс не раз говорил, что ваш продукт слишком медлен для его устройств. Лукавил?

- Я вам могу задать ответный вопрос по аналогии: я независимый производитель газа, почему меня нет в вашем доме?

- Газпром?

- Именно потому что в России в большинстве регионов есть один монополист, доставляющий газ в дома. Flash Player дает возможность пользователю быть независимым от производителя аппаратной платформы и позволяет доставлять любой контент и приложения от широкого круга поставщиков из интернета напрямую в браузер, не обязательно из магазинов контента и приложений, принадлежащих производителю платформы.

- Чем работа в России отличается от стран СНГ или от стран Европы?

- Я вижу две особенности. Во-первых, российский рынок очень благодатный. Здесь люди восприимчивы к новым идеям, позволяющим улучшить их бизнес.

Но, во-вторых, россияне скептически относятся к внедрению передовых технологий. Они предпочитают сначала посмотреть, как решения работают на Западе, и перенять самое эффективное.

Материалы по теме

Против ветра

Шесть теорем президента корпорации «ДатаКрат» Николая Яковлева

Интернет Югры набирает скорость

Мегафону нужна Югра

Видеотрансляция с конференции «ИТ-отрасль Урала»

Влегкую