Близорукий ситуативный филантроп
Бюджеты на 2011 год сверстаны с нарочитым человеколюбием: вероятно, сказывается приближение выборов. Возможное негативное экономическое последствие такой направленности - всплеск инфляции.На Урале подходит к концу период бюджетного планирования на грядущий год. Раньше всех региональный бюджет на 2011 год одобрила Тюменская областная дума: третье чтение состоялось 29 октября 2010 года. В Свердловской области документ во втором и третьем чтении принят 16 ноября. Третье чтение в Башкортостане прошло 25 ноября. На Южном Урале бюджет утвержден в последний день осени. К моменту сдачи номера в печать отставал только Пермский край: парламент Прикамья собирался рассмотреть законопроект в последнем третьем чтении на декабрьском заседании.
«Эксперт-Урал» проанализировал бюджетные документы пяти системообразующих для Урала регионов. Конечно, в работе мы использовали проекты, а они в ходе парламентских дебатов не раз менялись. Так что данные в публикации и параметры бюджетов, окончательно утвержденных в статусе регионального закона, могут различаться. Тем не менее основные тенденции налицо. Когда мы сравниваем параметры бюджетов-2011 с бюджетами-2010, то имеем в виду первоначальные ожидания на 2010 год, которые формировались в конце 2009 года. Очевидно, что бюджетные планы на текущий год также многократно пересматривались за последние 11 месяцев.
Доходы
Структура доходной части региональных бюджетов, судя по планам на 2011 год, нормализуется - приближается по многим параметрам к докризисной ситуации. В первую очередь это касается доли налога на прибыль в суммарных доходах. В среднем по рассматриваемым бюджетам на него снова придется 37% в 2011 году (год назад, при планировании бюджета-2010, его доля не превышала 29%). Особенно отрадно восстановление ситуации в Челябинской бласти. Как мы помним, поступления с прибыли компаний в первой половине 2009 года в области опустились до нуля, однако на будущий год южноуральцы рассчитывают получить с них почти 30% совокупных доходов регионального бюджета.
Таблица 1. Доходы региональных бюджетов на Урале
Параллельно снижается доля федеральных перечислений в бюджеты областей. В кризис федеральные трансферты стали выходом из ситуации обвального сокращения поступлений налога на прибыль для регионов, их доля в доходах региональных бюджетов резко выросла. Но сейчас этот процесс пошел вспять: если год назад, планируя бюджеты-2010, в среднем по рассматриваемым пяти областям доля федеральных средств закладывалась на уровне четверти от совокупных доходов, то теперь - только 18%.
Самыми скромными в использовании денег из центра остаются Средний Урал (9% от совокупных доходов бюджета) и Прикамье (11%). Больше всех сокращение федерального финансового потока планирует юг Тюменской области: на 2010 год их расчетная доля составляла 43,1% доходов, на 2011 - 27,7%. Причина - продолжающаяся программа переноса налога на добычу полезных ископаемых в федеральный бюджет.
Тем не менее влияние антикризисных мер на структуру доходов региональных бюджетов заметно. Единственная стабильно растущая на протяжении последних четырех лет статья доходов - поступления от акцизов. По бюджетным планам, на начало 2008 года суммарные по рассматриваемым регионам доходы от сбора акцизов были не более 20 млрд рублей. По ожиданиям на начало 2009 года - уже 25 миллиардов (едва ли не единственная выросшая статья собственных доходов областных бюджетов в тот момент). В планах на текущий год - 32,5 млрд рублей акцизов в пяти рассматриваемых субъектах федерации, на будущий год - 39 миллиардов. Итого имеем почти двукратный рост сборов за кризисный период с 2008 года.
Безусловно, индексация акцизов стала мерой бюджетной господдержки. В 2008 году акцизные поступления в среднем по рассматриваемым областям не превышали 4% суммарных доходов регионального бюджета. Лучше всего с акцизами работали в Башкортостане - 7,5% от совокупных доходов. В Тюменской области им едва ли придавали значение - не более 1,3% поступлений в казну. Теперь значимость акцизов в областных бюджетах выросла более чем в два раза: средняя плановая доля по рассматриваемым областям на текущий год - 9,1%, на 2011 год - 9,2%. Больше всего изменения почувствовали в Пермском крае: доля акцизов в доходах бюджета увеличилась с 4,9% в 2008 году до 14,3% по планам на 2011 год.
Расходы
Области, более всего пострадавшие в кризисное падение - Свердловская и Челябинская, восстанавливают докризисную структуру бюджета не только по доходам, но и по расходам. Важно: металлургические регионы в 2011 году намерены вернуть нормальное финансирование раздела ЖКХ, урезанное до минимума в 2009 году. На Среднем Урале эта статья расходования средств приросла в 4,3 раза по сравнению с планами годичной давности, на Южном Урале - в 14 раз.
Таблица 2. Расходы региональных бюджетов на Урале
Расходную часть бюджетов всех рассмотренных регионов можно сопроводить громким определением «социально ориентированный» (в меньшей степени это касается Пермского края). В первую очередь это выразилось в увеличении расходов по статье «Образование». По первоначальным планам на 2010 год, по этому разделу суммарно пять субъектов федерации хотели истратить 24,3 млрд рублей, а по текущему видению будущего года - 81,1 миллиарда: рост в 3,4 раза. Во вторую очередь - вдвое выросли затраты по разделу «Здравоохранение»: с 32 до 64 млрд рублей.
Напомним, что в среднем по Уралу на начало 2010 года на долю учителей приходится 12% всех работников, врачей - 10%. Это более пятой части экономически активного населения. (Здесь под врачами и учителями подразумеваем занятых, зарегистрированных по разделам ОКВЭД «Здравоохранение и предоставление социальных услуг» и «Образование», но не учитываем строку «Высшее профессиональное образование».) На зарплаты этих категорий населения по первоначальным планам на 2010 год рассчитывалось потратить почти четверть суммарного уральского регионального бюджета (подробнее об этом см. «Будем как в Зимбабве», «Э-У» № 24 от 21.06.10).
В результате средняя доля социальных трат (разделы «Образование», «Культура и СМИ», «Здравоохранение», «Социальная политика», «Физкультура и спорт») в бюджетах пяти областей по планам на 2011 год переваливает за половину (52%). Год назад доля этой суммы не превышала 30%. Лидером по «человечности» бюджета, стала Свердловская область - две трети совокупных расходов направляются на социальный капитал.
Инфляция
О «человеколюбивости» всех уровней бюджетной системы, запланированной на 2011 год, говорят давно и многие. Думается, что разговоры о сильной социальной составляющей казны будут продолжаться, и не без примеси популизма. Немаловажная причина (как направленности бюджета, так и разговоров о ней) - страна приближается к думским выборам 2011 года и президентским выборам 2012 года. А на врачей и учителей приходится 20 - 25% занятых в экономике.
Финансирование образования и здравоохранения - занятие благодарное и нужное. Настораживает, правда, та внезапность, с которой в 2011 году собираются приступить к этой затее. И как реакция - закономерный вопрос: а не схлынет ли гуманизм властей в 2012 и 2013 годах? Очевидно: любые начинания лучше проводить постепенно и последовательно, а не резкими скачками.
Большая часть отчислений на социальные нужды будет направлена на повышение зарплат врачей и учителей. И снова бесспорно: уровень доходов этих категорий бюджетников в нашей стране недопустимо низок, это нужно исправлять. Но также требуется четко понимать, что резкий всплеск зарплат у пятой части занятых в экономике неизбежно выльется в усиление инфляции, о борьбе с которой так много говорили в конце нынешнего лета - начале осени.
Еще один спорный момент трат на «социалку»: раз доля отчислений на образование и здравоохранение растет, значит, на другие нужды она падает. И хуже всего, что падает относительная финансовая поддержка по сектору «Национальная экономика». Получается, что модернизация и инновации в промышленности (о которых разговоров в последнее время тоже немало) - не приоритеты нашей бюджетной политики. И тут не стоит забывать, что основу экономического роста (следствием которого являются налоговые отчисления и наполняемость бюджета) создают все же промышленные предприятия, а не соцсфера.
Вернемся к доходам бюджетов. Акцизы в последние годы стабильно растут и составляют важную их статью. Конечные плательщики акцизов - потребители: подъем ставки акциза ведет к росту цены и напрямую отражается на кошельке покупателя. С одной стороны, увеличение наполняемости бюджета за счет доходов населения - очевидный ход в ситуации нынешнего кризиса. Мы не раз писали о том, что на уровне жизни населения экономический провал отразился намного мягче, чем на выручке и, тем более, прибыли предприятий реального сектора (по разным причинам: подробнее см., например, «Летел и таял», «Э-У» № 46 от 22.11.10). С другой стороны, не стоит забывать: вызванный акцизами (в первую очередь на горюче-смазочные материалы) рост цен раскручивает все ту же инфляцию. Тому же, заметим, способствует инициатива Минфина РФ в отношении замены транспортного налога (базовая ставка с начала 2011 года снизится в два раза, а владельцы автомобилей мощностью менее 150 лошадиных сил могут быть освобождены от его уплаты при соответствующем решении региональных властей) повышением акцизов на топливо.
Что в итоге? Проинфляционные бюджеты на 2011 год как по части доходов, так и по части расходов. Приоритет расходной части - популистское, на наш взгляд, финансирование благосостояния бюджетников, а не создание основы для будущего роста. Условно говоря, мы занимаем денег из завтра (да еще и под высокий и растущий процент - инфляция!), чтобы проесть их сегодня, но о доходах этого «завтра» не заботимся.