В России с любовью
Группа строительных компаний ASTON Group— одна из крупнейших на рынке недвижимости Восточного побережья США (центральный офис расположен в городе Финикс, штат Аризона). За 30 лет построила более 4 тыс. объектов, из них около 90% — жилой фонд. Работает в США, Мексике, Италии, Белоруссии, Украине.
По словам главы компании Энди Уэлча (в строительном бизнесе 28 лет), особый интерес для его бизнеса представляет российский рынок. В поисках новых территориальных ниш в ноябре 2004 года он создал на Урале дочернее предприятие ASTON Group и в ближайшее время намерен начать в Екатеринбурге активное строительство.
— Господин Уэлч, почему именно Россия?
— Хочу усложнить себе жизнь. (Смеется.) Я люблю эту страну. В России, особенно в ее регионах, я вижу огромные возможности для развития бизнеса: здесь очень высокая потребность в жилье, более добросовестная конкуренция. Хотя крупнейшие американские строительные компании вряд ли сюда потянутся: многочисленные акционеры не готовы так рисковать. Я же выступаю частным инвестором, поэтому вся ответственность на мне.
— Как вы остановили выбор на Урале?
— В отличие от большинства иностранцев, начинающих работать в России, я, прислушавшись к совету личного адвоката — русской эмигрантки, решил сфокусироваться не на столичном, а региональном рынке. Присматривался к Воронежу, но там рынок не готов принимать запланированные проекты, затраты не окупить. В Сочи широкие возможности, но насторожила неуверенность потенциальных партнеров: им нужны были только деньги, но они сами не могли определиться, что лучше строить — жилье или отели. Зато в Екатеринбурге партнеров удалось найти быстро. Без них не обойтись: строительный бизнес в стране достаточно закрыт, доступ к информации ограничен, а у местных наработаны контакты, они знают рынок. Здесь у меня появилась возможность разрабатывать проекты, участвовать в управлении, а не только вкладывать деньги и наблюдать со стороны.
— Как вы оцениваете перспективы развития уральского рынка?
— Учитывая опыт предыдущих лет и текущие тенденции, можно предположить, что в ближайшее время объем предложения на уральском рынке недвижимости будет расти. Тем более, согласно генеральному плану развития Екатеринбурга до 2025 года, предусматривается увеличение объема жилого фонда с 25,6 до 42,0 млн кв. метров, обеспеченности жилищным фондом с 19,7 до 28 — 30 кв. метров на одного человека.
В 2006 году мы ожидаем существенного увеличения числа сделок, совершенных при помощи ипотеки.
— Что вы намерены строить в Екатеринбурге?
— По улице Радищева мы спроектировали 25этажный комплекс премиумкласса «Астон Плаза», который станет самым высоким жилым зданием Екатеринбурга. Его площадь — более 30 тыс. кв. метров. Дом будет отвечать всем требованиям, предъявляемым к подобным апартаментам. Кроме того, планируем выступить в сегменте недорогого жилья: застроить целый квартал в Железнодорожном районе на пересечении улиц Кунарская и Кишиневская — «Астон Парк». Проект общей площадью более 50 тыс. кв. метров предполагает возведение восьми 16 — 19этажных зданий и торгового центра. Строительство обоих проектов мы планируем начать уже в первой половине 2006 года.
— Как оцениваете риски?
— Я считаю, что строительство жилья — менее рисковый бизнес, чем возведение деловых или торговых центров. С содроганием вспоминаю пустующий в течение нескольких лет бизнескомплекс в Колорадо. А самая худшая ситуация в сегменте жилья — когда продается 80 — 90%. Потери возможны, но они значительно меньше.
— Сколько планируете вложить?
— В оба объекта уже инвестировано порядка 3 млн долларов: это проектирование, создание необходимой инфраструктуры, обязательные платежи. По моим оценкам, на момент окончания строительства вложения превысят 50 млн долларов. Часть ресурсов — средства западных банков и кредитных организаций, заинтересованных в инвестициях в Россию.
— Чьими силами реализуете проекты?
— В Екатеринбурге есть ряд сильных местных компаний, одна из них в ближайшей перспективе, возможно, станет нашим генеральным подрядчиком. В США технологии организации строительного процесса несколько отличаются от существующих в Екатеринбурге. Там четко разделены функции девелопера и подрядчика: первый готовит проект к строительству, инвестирует в него, определяет концепцию и осуществляет продажи, второй — ведет строительство. Aston Group в первую очередь занимается девелопментом. Кроме того, в США и девелоперы, и банки, их финансирующие, привыкли к тому, что у конкретного проекта есть конкретный генеральный подрядчик, который отвечает за весь комплекс строительных работ на объекте, своим имуществом и репутацией гарантирует и сроки, и качество.
— Амбициозные планы потребуют исключительных материалов—
— Необходимости везти изза рубежа многие стройматериалы я не вижу, хотя некоторые, конечно, нужны. Поразило и обрадовало то, что в диалоге с властями я открыл для себя возможность организовать производство здесь. Это касается не только строительных материалов. К примеру, почему бы не наладить производство систем «умный дом» — электроники для жилых помещений— Здесь цены на подобную технику слишком высоки, не каждый может себе позволить.
— Значит, вы чувствуете себя комфортно…
— Всегда сложно выходить в новый регион: условия сильно разнятся. Поэтому важны местные партнеры. Несмотря на то, что формальностей здесь достаточно, власти охотно и открыто идут на контакт.