Спрос, рождающий спекулянтов
Bо время эпидемии гриппа на Урале значительно подорожали противовирусные препараты и средства профилактики простудных заболеваний. По предварительным данным региональных управлений Роспотребнадзора на Урале, в ноябре по сравнению с октябрем рост цен на лекарства составил в среднем 15 - 20% (на некоторых территориях - 25%), на маски - в 6 - 8 раз (c 2 до 12 - 16 рублей). Сравните: в октябре, по информации Росстата, цены на лекарства в стране выросли лишь на 0,3%.Руководитель управления Росздравнадзора по Свердловской области Игорь Трофимов отмечает, что цены поднялись в основном на препараты, наименования которых у всех на слуху: ингавирин, альфарон, ингарон, кагоцел, арбидол, тамифлю. По словам участников рынка, вряд ли стоит считать подъем сезонным: обычно лекарства дорожают максимум на 10%.
Как пояснил руководитель Росздравнадзора по Челябинской области Александр Селютин, поставщики увеличили стоимость лекарственных препаратов из-за создавшегося у населения ажиотажного спроса: цены начали подниматься после сообщений в СМИ о появлении на Урале случаев заражения вирусом H1N1. В аптеках в течение недели смели трехмесячный запас. Естественно, это привело к появлению компаний-спекулянтов. Только Генпрокуратура Уральского округа выявила за неделю более двухсот случаев продажи лекарств с розничной надбавкой, превышающей предельно допустимую на 5 - 50%. Спекулировали не только перепродавцы: по данным прокуратуры Удмуртии, отпускная цена производителей на категорию противовирусных лекарственных средств в последнее время была нестабильна. Так, «ФК Авикон» (Москва) и «Аптека-Холдинг» (Москва) поставляли в республику арбидол по цене завода-изготовителя, но она неоднократно повышалась: на 2 ноября 2009 - 92 рубля, на 9 ноября - 105 рублей, на 10-е - уже 122 рубля.
Теперь обоснованность отпускных и розничных цен на лекарства проверят региональные управления ФАС. Правда, признают антимонопольщики, результаты будут известны нескоро: на проверку повышения цены каждого уходит не меньше недели. Да и привлечь к ответственности возможно лишь единицы: большая часть аптек и оптовиков хоть и существенно повысили цены на лекарства, но не переступили предельный порог, предусмотренный законодательством. Есть и еще одна интересная особенность, которой не преминули воспользоваться производители и продавцы лекарств: в список жизненно важных зачастую включена только одна форма противовирусного препарата, и далеко не самого распространенного. Например, на арбидол в виде таблеток (сегодня практически не производится) наценки ограничены государством. А цены того же препарата в виде капсул уже регулируются рынком.
Тем временем эпидемия гриппа пошла на спад.