Нечеловеческие продажи

Нечеловеческие продажи Рынок автоматизированной торговли перспективен. Для его развития нужны законодательное закрепление правил игры, налоговые льготы и качественная аналитика

В начале октября власти Екатеринбурга обнародовали проект схемы ликвидации нестационарных торговых сооружений. В 2013 году комитет по товарному рынку планирует убрать с улиц города около тысячи ларьков и киосков, а через несколько лет они должны исчезнуть полностью. Альтернативой им могут стать вендинговые аппараты (вендинг - торговля продовольственными и непродовольственными товарами с помощью автоматов без участия продавца).

Консервный ряд

Насыщенность рынка торговых автоматов в странах мираПо данным Национальной ассоциации автоматизированной торговли (НААТ), в стране насчитывается 50 - 55 тыс. вендинговых аппаратов. По оценкам одного из ведущих игроков вендингового рынка России компании Uvenco, их до 80 тысяч. Некоторые аналитики говорят о 120 тысячах. По мнению заместителя генерального директора холдинга Uvenco Антона Коломина, точное количество автоматов подсчитать невозможно: степень консолидации рынка невысока.
Участники рынка считают, что около 40% аппаратов установлено в Москве, 20% - в Санкт-Петербурге, примерно по 8% - в Екатеринбурге и Новосибирске.

Наиболее популярная продукция, распространяемая через вендинговые аппараты в России, - кофе (около 60% машин) и снеки (до 30%). В Европе непродовольственное направление более развито: автоматы продают газеты, книги, цветы, контактные линзы, балетки, зарядные устройства для телефонов, детские пустышки и прочее. Но и в европейских странах основной ассортимент продукции находится в пределах 30 наименований. Вендинговый бизнес в мире, согласно отчету KPMG «Global M&A: Outlook for Retail», составляет около 1% от общего объема розничной торговли. В некоторых странах (Японии, США, Великобритании) автоматизированная продажа достигает 3 - 5% оборота розничной торговли, а по отдельным товарным группам и 10%. По России или Уралу данных у аналитиков нет. Известно лишь, что в Москве годовой объем рынка вендинга оценивается в 3 - 4 млрд рублей. Это в лучшем случае 0,3% от оборота розничной торговли в столице (в 2011-м - 1,2 трлн рублей).

Россия отстает от развитых стран и по числу автоматов. Например, один аппарат в Великобритании обслуживает 107 человек, в Японии - 23, в нашей стране - 2860. Если сравнивать мегаполисы, то в Москве на 100 тыс. жителей приходится 97 автоматов, в Нью-Йорке (даже с учетом агломерации, а это в сумме 20 млн человек) - тысяча, в Париже - 4,8 тысячи. На Урале мы очень грубо можем обсчитать только Екатеринбург - на 100 тыс. жителей приходится около 200 автоматов.

Российский вендинг находится на начальном этапе развития. По данным центра маркетинговых исследований «Маркет аналитика», крупнейшие вендинговые фирмы - «Ассорти», Uvenco и «СИБА-Вендинг» - суммарно занимают около 30% рынка. Высокой конкуренции среди игроков нет. По мнению директора компании «ВендМи» (Челябинск) Альберта Маннанова, крупные компании заняли «жирные» места под автоматы в государственных учреждениях, учебных заведениях, офисах, торговых центрах. Остальные площадки - улицы, подъезды жилых домов, остановки, вокзалы, аэропорты - свободны.

Котел с неприятностями

По данным вендинговых компаний, стоимость одного автомата варьируется от 40 до 400 тыс. рублей. Минимальный порог входа на рынок - 100 тыс. рублей. Основные затраты - приобретение оборудования, продукции, сервисное обслуживание и арендная плата. «Один автомат окупается почти год, десять можно отбить всего за полтора», - констатирует Альберт Маннанов. Срок возврата средств зависит от ассортимента: наценка на снеки составляет в среднем 60%, на кофе 200 - 300%, а на кислородные коктейли - около 500%.

Поскольку вендинг в России - бизнес молодой, особых барьеров для его развития нет. Тем не менее несколько рисков просматриваются отчетливо. Первый - отсутствие качественной аналитики. Без цифр невозможно выстраивать эффективную маркетинговую политику, следить за конкурентами.

Второй - отсутствие законодательства: документов, регулирующих оказание услуг посредством торговых автоматов, нет. Нормы носят общий характер, содержатся в разных актах. В Гражданском и Налоговом кодексах понятие «торговый автомат» присутствует, но его определение не прописано. По мнению юриста НААТ Александра Родина, ясное законодательство в вендинговой сфере будет способствовать развитию автоматизированной торговли. Нормы права выделят этот бизнес среди прочих, учтут условия оплаты товаров и определят сферы продажи. Это поможет избежать конфликтных ситуаций с государством, контрагентами и потребителями.

Третий риск - завышенная арендная плата в торговых и бизнес-центрах, а также госучреждениях. Например, в Екатеринбурге стоимость площадки под один автомат в торговом комплексе составляет 3 - 10 тыс. рублей ежемесячно.
Наконец, существенный риск - суровый климат. Менеджер по продажам ЮМВенд (Екатеринбург) Иван Мисочка констатирует: «На улицах крайне мало торговых автоматов, потому что зимой бойлеры, нагревающие воду, замерзают, и для аппарата необходим дополнительный подогрев. Большинство импортных машин не приспособлено работать в холоде».

Хотя эта проблема уже решена - отечественная компания «Уникум» разработала технологию, позволяющую использовать снековые и кофейные автоматы при температуре от -30 до +50 градусов.

Поворот винта

- Потенциал роста у вендингового рынка весьма значителен. По количеству автоматов на душу населения России вполне по силам сравняться со странами Восточной Европы, Латинской Америки, - уверен Антон Коломин. - Сегодня мы видим, что услуга крайне востребована, и вендинг выходит на новый уровень: появляются новые модели торговых автоматов российского производства, которые не уступают зарубежным аналогам. Автоматизированная торговля должна прийти на улицу, заменить архаичные торговые палатки. Должны активно развиваться новые технологии, упрощающие оплату в автомате, делающие покупку еще более простой и доступной.

Другое дело, что во всех развитых странах вендинг на протяжении длительного времени поддерживался государством через налоговые преференции, упрощенную процедуру ведения бизнеса и прочие льготы. В России же госорганы стали обращать внимание на автоматизированную торговлю только сейчас. По словам Антона Коломина, если начинания, которые сегодня заявлены правительствами Москвы и ряда других регионов, будут иметь продолжение, то объем российского вендингового рынка может удвоиться в течение ближайших пяти-семи лет.

Материалы по теме

Бизнес на кончиках пальцев

Что русскому хорошо, японцу…

Бигмак с местной начинкой

Запахло жареным

Фастфуд долгого ожидания

Мы его теряем