Будьте здоровы, это дешевле
Я — обладатель обыкновенного страхового медицинского полиса. Он лежит в боковом кармане сумки и почти никогда оттуда не извлекается — скорее, талисман, а не документ, подтверждающий право на оказание своевременной и качественной медпомощи. Упрекнуть меня в безграмотности не получится: я в курсе, где именно застрахован и на какие услуги могу рассчитывать. Некоторое время назад я честно пытался этими услугами воспользоваться. Когда подкосила простуда, отправился в поликлинику. Отстоял три часа с температурой выше 38 градусов в обшарпанных коридорах бок о бок с дремлющими пенсионерами. Хотя нет, вру. В завершение второго часа пытался прорваться в кабинет (я все же налогоплательщик, а с работы меня еще никто не отпускал), но теми же пенсионерами был контратакован. Долгожданный прием длился минуты три — замученный медик даже глаз от стола не оторвал, выписал витамин С и отправил восвояси. Позже, уже в частной клинике, выяснилось, что у меня бронхит. Пришлось пить антибиотики. Та же ситуация с зубным врачом: пломбу, поставленную в бюджетной больнице, я на следующий день проглотил вместе с чаем. Младшего сына тоже пришлось вести в частную клинику: такое решение было принято в огромной очереди на прием к терапевту. Старшему за свой счет купил лекарство для инъекции. Можно было поскандалить, но ведь этот же врач будет делать ему укол, и в конфликтной ситуации не оказалось бы больнее. Вы спросите, почему я не поменял медика. Я не могу терять время, лекарство ребенку нужно было именно в тот момент, нового специалиста искать было некогда. По той же причине я не составляю жалобу в страховую компанию. Нет времени ждать, пока пройдет экспертиза, пока будет вынесено решение, пока мне рекомендуют другую больницу. Да и страховая компания в бой не рвется — полноценного медстраха у нас нет. Сегодня большинство из них как кассиры — только переводят деньги поликлиникам и больницам, а за качеством их работы не следят. Проще пойти в частную больницу. Они в программе ОМС тоже участвуют, и в идеале должны подталкивать государственные, муниципальные лечебные учреждения на другой уровень работы. Но пока их слишком мало, чтобы изменить ситуацию, да и мотивации работать с пациентами по полисам ОМС у них недостаточно.До 2013 года, хотя закон и разрешил частникам участвовать в оказании медпомощи наравне с госмедучреждениями, желающих было немного — тарифы, по которым оплачивалась работа коммерческих клиник в системе ОМС, были ниже себестоимости оказываемых медуслуг. С нынешнего года система ОМС перешла на финансирование медучреждений по полному тарифу. Это стало дополнительным стимулом, но оптимизма частникам не прибавило:
— Есть тарифы, которые нас устраивают, например, на сосудистую хирургию, но коммерческая привлекательность большинства направлений очень низкая. Так называемый полный тариф для частных организаций не включает многое, без чего нормальных медуслуг не получится. В частности расходы на покупку оборудования стоимостью более 100 тыс. рублей. Кроме того, остается неясным механизм формирования планового задания — по какому принципу тарифная комиссия выделяет частным клиникам количество услуг. И что будет, если клиника перевыполнит плановое задание — условия оплаты в этом случае также не регламентированы. Нужно четко сформулировать требования к проведению проверок, регламент надзора над соблюдением финансовой дисциплины.
Не устраивают частников и заложенные в тариф стандарты: прием врачом одного пациента должен длиться 12 минут, их бюджет согласен оплатить. Понятно, что за этот скромный отрезок времени провести тщательный осмотр специалист не сможет.
И все же эксперты уверены — встроить частную медицину на взаимовыгодных условиях в систему бесплатного здравоохранения реально. Так, в рамках государственно-частного партнерства можно создавать медцентры по слабо представленным пока направлениям. Кроме того, частные клиники могут проводить высокотехнологичное лечение, которое сегодня квотируется. Как правило, большая часть квот уходит в руки федеральных лечебно-профилактических учреждений, в то время как в частных клиниках некоторые виды лечения стоят дешевле. В некоторых регионах принимают собственные меры. В Москве, например, обещано понизить арендную плату для клиник, которые будут бесплатно принимать пациентов по полисам ОМС. Но самое главное условие — включение в тарифы на оплату ОМС инвестиционной составляющей и расходов на амортизацию.
Прекрасно понимаю, что быстро ситуация не изменится. До тех пор я готов платить живые деньги частникам. Но как быть тем, кто себе этого позволить не может и вынужден довольствоваться предлагаемым качеством услуг? Теоретически есть инструменты, чтобы это качество повысить. Они прописаны, но не работают. Причина — слабое взаимодействие между получателями услуг, страховой компанией и лечебным учреждением.