Сезон охоты открыт
Малый бизнес в Пермском крае вместо традиционных для других территорий преференций получает новые ниши на рынках.В столовой пермского правительства я познакомился с малым предпринимателем: бизнесмен пять лет руководит клининговой компанией. И нарастила она обороты за счет оказания услуг муниципальным учреждениям: взяла уборку помещений на аутсорсинг.
- Странно, с какой стати они вам деньги отдают? В моем представлении, шумная уборщица - обязательный атрибут администраций, больниц и школ...
- Бабуля с тряпкой - теперь мифический персонаж. Царствование техничек закончилось.
- Охотно бы поверил, если бы сегодня их не видел. Но не в этом дело. С чего бы мне, например, директору школы, отдавать вам зарплату уборщицы? На это место я могу родственников пристроить...
- Уборщиц содержать затратнее: зарплата, соцпакет, помещение для хранения инвентаря. А качество? Потом школьники на штанах катаются! А мы приехали, помыли и уехали.
- Вы к моей логике взываете? Я понимаю, что выгоднее и качественнее. Вопрос другой - зачем мне деньги налево
отдавать?
- Во-первых, директора школ у нас адекватные. Во-вторых, краевое министерство по поддержке предпринимателей (министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края. - Ред.) делает упор на создание новых ниш. То есть отдали уборку помещений, которые государству принадлежат, на аутсорсинг. Вот вам и ниша новая. И малый бизнес развивается, и те же школы на учебе сосредоточились, а не на уборке.
- Что вам, традиционных мер поддержки недостаточно?
- Субсидий на всех не хватит. Но это я уже в чужой огород полез. Биматов (министр развития предпринимательства Пермского края Марат Биматов. - Ред.) этажом выше сидит, вы его и спросите.
Сидящим, однако, я Биматова не увидел. Поймал между совещанием и выездом.
Новые поляны для бизнеса
- Объясните, в чем особенности вашего подхода к развитию малого бизнеса?
- Я вам лучше нарисую. Есть рынок (Биматов подходит к доске и рисует большой круг). На этом рынке работают субъекты малого предпринимательства (выводит окружности меньшего диаметра). Проблема в том, что если мы поддержим отдельных предпринимателей на территории края, то фактически предоставим им возможность увеличить свою долю на рынке за счет других участников (зачеркивает несколько маленьких кругов). Разве это правильно?
- Но в других территориях эту схему активно используют, поддерживая, например, начинающий бизнес...
- Постараюсь образно объяснить. Представьте, что бизнесмен - это охотник. По всей стране предпринимателям выдают патроны - деньги через программы поддержки. Кто-то эти патроны хранит, кто-то расстреливает впустую. Некоторые субъекты РФ выдают и двустволки, то есть предоставляют некие технологии для выхода на рынок. У предпринимателей есть патроны, ружье и он готов охотиться. Но ни один из субъектов РФ на сегодняшний день не дал им новые угодья для охоты. Они пришли в лес, где уже полно охотников, а дичи нет!
- А вы, значит, открываете новые поляны?
- Мы предоставляем новые возможности и создаем новые рынки. Это наш главный посыл. За счет чего? А например, не весь алкоголь, который продается на территории Пермского края, декларируется, и не все предприниматели, особенно в отдаленных территориях, ведут легальную деятельность. С помощью милиции мы освобождаем этот рынок от нелегалов для предпринимателей, которые работают без нарушения законов.
Еще ниша: мы способствуем закупке учреждениями услуг, оказываемых малым бизнесом. Это техобслуживание зданий, клининг, общественное питание, автотранспорт и так далее. На сегодняшний день на выполнении непрофильных для учреждений функций в крае занято 32 тыс. человек. Это рынок, на котором малый бизнес может создать рабочие места, а за счет большей производительности обеспечить высокую зарплату своим сотрудникам и повысить качество услуг.
Другая возможность - крупные предприятия, которые могут отдать и отдают часть своих функций на аутсорсинг. То есть крупный бизнес встраивает в свою цепочку малых предпринимателей, которые за те же деньги показывают лучший результат. Есть малые предприятия, которые за счет современного оборудования более конкурентоспособны, чем цеха отдельных заводов. То есть доля малого бизнеса растет за счет модернизации крупных предприятий, государственного сектора и сокращения теневого бизнеса.
- И какова доля малых в ВРП?
- 13,4%. И наша цель - увеличить долю малого бизнеса, в частности нарастить такой показатель, как численность малых предприятий на тысячу человек. Чем больше малых и средних предприятий, тем сильнее конкуренция, тем качественнее будет товар или услуга. Поэтому мы и не ограничиваем, как другие регионы, например, поступление в наши торговые сети продуктов из других территорий. Пермские предприятия должны в конкурентной борьбе побеждать и становиться эффективными.
Без протекционизма
- Подождите, ведь у вас действует проект «Покупай пермское!». Разве это не вмешательство в рыночные процессы, ведь вы этой программой поддерживаете региональных производителей: неявный, но протекционизм...
- В рыночные процессы мы не вмешиваемся. Мы действуем не административными методами, а методами доведения уровня нашей продукции до признанных стандартов. Понятно, что это поддержка местных товаропроизводителей в увеличении объемов реализации: мы им безвозмездно даем логотип «Покупай пермское!», и лояльные потребители приобретают эту продукцию. Но ведь речь не идет о каком-то грубом навязывании ритейлерам нашей продукции! Они сами решают. Если товар не соответствует их представлениям о качестве, они его и не возьмут. Поэтому мы и помогаем местным товаропроизводителям грамотно сформировать коммерческое предложение, пакет документов. Раньше как было: не пускают сети предпринимателей, они кричат, что их притесняют. Начинаем разбираться, почему не пустили. И выясняется, например, что нет ритмичности поставок: нужно ведь ежедневно поставлять хлеб в определенном объеме в определенные магазины. А еще он должен соответствовать стандартам качества. Так что мы не вмешиваемся, а выступаем переговорной площадкой. Протекционизмом вообще не занимаемся.
Когда в Перми открылась Castorama (входит в состав группы Кingfisher, первой в Европе и третьей в мире сети гипермаркетов товаров для дома и ремонта. - Ред.), там сами начали активно привлекать местных производителей краски, дверей и других товаров к сотрудничеству. Сегодня в магазине представлено несколько десятков пермских производителей. Никакое административное решение не позволило бы ввести такое количество предпринимателей в сеть. А если он зашел, значит, соответствует стандартам.
- А как вы убеждаете сети торговать пермскими товарами в других регионах?
- Не мы убеждаем, а рынок. У нас нет задачи в обязательном порядке на другой территории продавать пермскую продукцию. Но если наш предприниматель благодаря сетям может увеличить объемы и за счет этого снизить цены, то почему бы ему не присутствовать и в других регионах. Наши производители поставляют воду в Удмуртию, конфеты в более чем 30 регионов России от Санкт-Петербурга до Хабаровска и в страны СНГ, картофель - в Краснодар (торговая сеть «Монетка»), Башкортостан, Ростов-на-Дону, в перспективе - Москву и Санкт-Петербург. Поставки идут в том числе через торговые сети METRO, Ашан, Магнит, Глобус, Х5. Таких примеров много.
- Как вам удается транслировать свои идеи в муниципалитеты? Трудно проконтролировать, что происходит с малым бизнесом в нескольких сотнях километров от областного центра...
- Развивать малое предпринимательство очень сложно из кабинета в министерстве. Каким бы большим ни был штат специалистов, реализовать все идеи только с помощью краевого ведомства было бы нереально. Поэтому мы не стали размножать аппарат, а поделились полномочиями с муниципалитетами. У нас 48 муниципалитетов, в каждом есть заместитель главы по экономике, который отвечает за малый бизнес. На территории ретранслирована целевая модель поддержки предпринимателей. Есть целевой показатель развития предпринимательства - количество созданных в малом бизнесе рабочих мест. Мы совместно выделяем отрасли: например, передаем несвойственные учреждениям функции на аутсорсинг. Каждый муниципалитет берет на себя определенные обязательства.
При этом мы понимаем, что никто лучше муниципалитетов не знает, какие условия и инструменты необходимы для развития предпринимательства на конкретной территории. Чтобы дать свободу муниципалитетам, и при этом поддержать их финансово, мы ежегодно проводим конкурс муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства. Теперь благодаря собственным программам муниципалитеты определили болевые точки и методы их лечения. Проводятся тренинги по повышению производительности труда, конкурентоспособности малого бизнеса. Они поддерживают предпринимателей, применяющих энергоэффективные, инновационные технологии.
По возможностям, а не по необходимости
- Инновационному бизнесу вы тоже создаете новые площадки для развития или для них определены другие меры поддержки?
- Совместно с Роснано мы отбираем инновационные предприятия, которые используют нанотехнологии в производстве. В программе есть средства на компенсацию затрат на получение патентов. Половину расходов на патентование мы компенсируем. Согласитесь, это хорошая мотивация. Чтобы развить инновационный бизнес, мы задались вопросом, откуда могут идти инновации. Могут из науки. Где находится наука? В вузах. Два пермских университета получили статус национальных исследовательских. С их участием мы планируем создать инновационный бизнес-инкубатор. Научные работники, выпускники и студенты этих вузов станут предпринимателями. Им и предстоит создавать и коммерциализировать инновационные продукты.
- То есть вы создаете предпринимателей нового типа?
- В каком-то смысле да. Мне близка терминология GEM (проект ведущих бизнес-школ мира по глобальному мониторингу предпринимательства). По ней предприниматели разделяются на две категории в зависимости от мотивов начала деятельности - «по возможности», то есть те, кто использует интересные бизнес-идеи и получает преимущества от своего бизнеса, и «по необходимости», проще говоря, те, кто занимается бизнесом ввиду отсутствия иных возможностей получения дохода. На мой взгляд, основной упор должен быть сделан именно на предпринимателей первого типа, на тех, для кого бизнес - это новые возможности и новые перспективы. И если бы мы из 8 тысяч ежегодно выпускаемых пермских студентов 10% сделали «предпринимателями по возможностям», это был бы огромный рывок вперед.
- Сегодня в малом бизнесе края занят каждый четвертый работающий житель. К каким показателям вы стремитесь?
- Верно, у нас на сегодняшний день в малом бизнесе работает более 225 тыс. человек. Доля занятых в малом предпринимательстве возросла с 2007 года почти в два раза. При этом нужно понимать, что промышленным регионам сложнее обеспечить высокие показатели по малому бизнесу. Очевидно, что в Краснодарском крае, где процветают сферы торговли и туризма, эта доля выше, чем в Пермском крае.
- А что вам мешает развивать малый бизнес в туризме как Краснодарскому краю?
- А мы и развиваем. С 2010 года работаем под слоганом PERManent Holidays. В переводе это означает постоянный праздник, а игра слов указывает непосредственно на место праздника - Пермский край. Концепция отражает все многообразие туристических возможностей региона - это и природные особенности, и богатая история, и обилие мероприятий. Регион ежегодно посещают более 500 тыс. человек, 40% из них бизнес-туристы. В рамках этого проекта мы работаем над созданием территории комфортного пребывания. Это инфраструктура, транспорт, гостиницы, общественное питание. Здесь без малого бизнеса никак.
- Я, деловой турист из Екатеринбурга, место для завтрака нашел не сразу...
- У нас более тысячи точек общественного питания в городе. График работы, конечно, не у всех позволяет позавтракать, но таких тоже достаточно. Приезжему человеку можно найти их по карте города с помощью информационно-туристических терминалов - они стоят в крупнейших гостиницах и торговых центрах, на железнодорожном вокзале, в аэропорту.
- У вас есть обратная связь с предпринимателями? Вы зарегистрировали блог, но в нем не пишете...
- Для обсуждения вопросов о малом бизнесе, программах поддержки и планах министерства на портале g2b.perm.ru есть интернет-приемная, где предприниматели могут обратиться как ко мне, так и к любому руководителю подразделений администрации края. Это уникальная площадка, рекомендую ее посмотреть. Я ведь сам в прошлом из бизнеса, поэтому рвусь решать проблемы, о которых люди пишут. А блог... Я не хотел бы, чтобы он превращался в дубль интернет-приемной. Но пока так и получается. Суть блога, как мне кажется, в другом: в доступе к информации с точки зрения автора как личности. Я серьезно отношусь к этому и трачу много времени на осмысление событий. Легко и ненапряженно не получается. А долго - нет времени. Поэтому и не пишу...