Когда здравого смысла недостаточно
Развитие бизнеса и эффективность управленческих решений напрямую зависят от качества бизнес-образования, считает директор по исследованиям Московской школы управления Сколково Владимир Преображенский.— Рост налоговой нагрузки и административные барьеры негативно влияют на развитие среднего бизнеса в России. Эти проблемы федеральный кабмин в сентябре предложил решить с помощью введения дорожной карты по смягчению давления на предпринимателей. Однако многие эксперты считают, что этого недостаточно: нужны меры, позволяющие малым компаниям вырасти до уровня средних. Владимир Владимирович, вы согласны с таким тезисом? Какие препятствия мешают малому бизнесу подняться на ступень выше?
— Растут не потому, что позволяют или не позволяют. Вспомните кого-нибудь из тех, кого уважаете за дела, и согласитесь со мной: они росли вопреки препятствиям и несмотря на отсутствие мер. Для небольших компаний переход в средний размер непрост. Во-первых, традиционный для всего мира «бонус роста» — доступность финансирования в обмен на прозрачность и корпоративные правила управления — в России работает, но медленно и не так выразительно, как мог бы. Процентные ставки высоки, сроки коротки, интенсивность «неденежной» конкуренции между банками могла быть выше. Во-вторых — нелегко со специалистами, а привычка активно растить своих людей, вкладываясь в их развитие, только начала закрепляться у лидеров. В-третьих, распространенная практика делового оборота нередко создает преференции существующим или «согласованным» игрокам, тем самым искусственно повышая барьеры входа для новых и «несогласованных». Это убивает конкурентную среду и сжимает возможности для роста. Но главный барьер, мешающий «из штанов выпрыгивать», — всегда в собственной голове. Решиться и расти по-умному непросто. И здесь современное деловое образование бывает весьма кстати.
— С какими запросами бизнесмены приходят в Сколково? Какие пробелы в знаниях они стремятся восполнить?
— Запроса всегда два, только смешиваются они в индивидуальных пропорциях. Первый — научиться быть более эффективным в бизнесе, своем или нанимателя. Второй — понять «в моменте» ответ на вечный вопрос «зачем?»: что делать дальше со своей жизнью — в бизнесе и не только. Современные школы такую потребность людей деятельных понимают и ценят — и конструируют индивидуальные образовательные траектории, встраивая возможности для рефлексии и саморазвития в учебные программы.
Что касается знаний, назову три крупные темы, пользующиеся устойчивым спросом. Первая — как управлять ростом: было 20 сотрудников — стало 800; работал в одном городе — теперь в пятнадцати; инвестировал в год миллионы рублей — теперь думаю о десятках миллионах долларов, и так далее. Вторая тема — как выходить за рамки уже освоенной бизнес-модели: в видимой перспективе — только сжатие прибыльности, надо срочно что-то новенького добавить в портфель. Как правильно не только придумать, но и исполнить разворот бизнеса: и текущему бизнесу не навредить, и новые возможности открыть. Этому можно и нужно учиться. Третья тема — как современно управлять сложными операциями, включая организационный дизайн и управление мотивацией, своей и персонала. Все эти знания и навыки становятся востребованными, когда, чтобы эффективно развиваться, просто здравого смысла, работоспособности и скорости не хватает.
— Главное требование заказчиков к любому обучению остается неизменным — наличие у преподавателей практического опыта по заявленной теме. Это так?
— Есть преподаватели — и преподаватели. Первый тип — кого слушают с удовольствием и запоминают, кто провоцирует к размышлению, формируя новые ассоциации в голове, кто умеет втянуть в диалог и сделать класс «живым». Второй — специалист, который тренирует определенные навыки — индивидуальные или групповые, он оставляет после себя в голове новую практическую рутину, готовую к применению. Для обоих этих типов полезно иметь практический опыт — однако намного более важно хорошо делать свое дело в классе. Третий тип: менторы, которые опираются в первую очередь на отрефлексированный профессиональный опыт, могут дать совет по конкретному проекту, рекомендовать решение для выхода из проблемной ситуации. Понятно, что такое разделение условно, и в реальности каждый хороший преподаватель — это какая-то смесь одного, двух или всех трех типов.
— Как создавать эффективные бизнес-кейсы — через описание прошлого или через разработку сценариев будущего?
— Бизнес-кейс готовит нас к будущему, помогая усвоить уроки того, что уже случилось. А в сценариях ты как бы проживаешь будущее и тем самым готовишься к решениям в условиях неопределенности. Сценарные дискуссии формируют будущее, поскольку непосредственно влияют на представления о нем у тех, кто это будущее создает своими действиями сегодня и сейчас. И то, и другое — несомненное творчество, только жанры разные. Кстати, при случае обратите внимание, часто ли вам удается в разговорах о будущем переключиться с традиционного самоуспокоения «этого не может случиться, потому что …» на ключевой вопрос «а что я буду делать, если это случится?». Хорошие сценарные упражнения помогают такому переключению.
— Один из последних трендов на рынке бизнес-образования — компании отправляют учиться не одного-двух сотрудников, а целые команды, которые быстрее и эффективнее справятся с поставленными задачами. Как можно объяснить такую тенденцию?
— Речь идет об умных лидерах, которые ценят свое время и решают одновременно две задачи. С одной стороны, используют программу для совместного планирования стратегий и проектов для своего бизнеса.
С другой — вместе, командой, осваивают новые приемы управления, проговаривают в деталях то, на что обычно не хватает времени в текучке, словом, растят качество команды. Кстати, важный побочный продукт — рост кадрового резерва путем делегирования полномочий заместителям ключевых игроков на период совместного обучения
— Вы заговорили о лидерах. На ваш взгляд, какими сегодня качествами должен обладать руководитель, чтобы обеспечить стабильное развитие компании? Насколько вообще это важно? Есть мнения, что для успеха достаточно следовать определенной системе.
— Хороший лидер точно должен уметь делать две вещи: воодушевлять и делить ответственность. Причем одно без другого не работает. Это только в кино герои глубокомысленно говорят «Хочешь сделать хорошо — сделай сам». В управлении эта фраза обычно прикрывает неумение доверять и делегировать.
— Какие программы в Сколково ориентированы на перспективных директоров среднего бизнеса?
— Во-первых, «Сколково Практикум. Программа для директоров». Она построена вокруг четырех ключевых управленческих тем: развития бизнеса, организации, себя и людей, интегрированного управления финансами. Студенты проводят в школе четыре весьма интенсивных «четырехдневки» (с четверга по воскресенье) — по одной в месяц, с погружением, то есть с проживанием на кампусе. Много успевают. Во-вторых, программа Executive MBA (EMBA). Более продолжительная (17 модулей) с существенно большим объемом как «академии», так и практики и с выраженной международной компонентой.