В тюрьмах детей не спасти
Фото: Светлана Семенова |
Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин предложил включить колонии в нацпроект «Образование», Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) — поднять зарплату сотрудникам, которые отвечают за охрану порядка в этих учреждениях. Однако чтобы изменить внутреннюю среду в тюрьмах, этого явно недостаточно. Да и возможно ли вообще? Отношение к заключенным, в том числе малолетним, не зависит от заработной платы и финансирования пенитенциарной системы. Та же Кировградская колония считалась образцово-показательной и вниманием властных структур обделена не была, но бунтов не избежала. При этом все прекрасно понимают: дети, попавшие за колючую проволоку, озлобленные на весь мир, в месте заключения не только не перевоспитались, но и еще больше уверились в том, что никому не нужны.
А потом чины на милицейских совещаниях говорят о росте уровня преступности, а общество гадает о его причинах.
Разумеется, всех малолетних преступников изменить невозможно: там есть такие, кто убил и не раскаялся. Но велика доля и попавших в первый раз — за мелкое воровство, полунаивное мошенничество. Таких надо менять. Но не в колониях — исправить сложившуюся систему унижения малолетних осужденных в ближайшее время никому не под силу. Между тем провинившиеся дети, которых еще можно вернуть к нормальной жизни, идут в тюрьмы неровным строем.
Если мы сейчас попытаемся изменить систему наказаний для несовершеннолетних, может, нам удастся спасти последующие поколения от криминального будущего. Колонии с этой задачей не справляются.
Мир давно осознал: подросток, попадая в колонию, становится частью криминального мира, поэтому лучше его туда не помещать. На этом фоне идея правозащитников об альтернативных наказаниях для подростков, не совершивших тяжких преступлений, выглядит очень здраво. Речь идет о наказаниях, не связанных с изоляцией от общества. Это так называемый уголовный надзор, при котором несовершеннолетнему назначаются определенные ограничения (скажем, с 8 вечера до 8 утра он должен быть дома, а затем — пойти в учебное заведение и вовремя вернуться из него, каких-то мест посещать не должен и так далее) — они и составляют суть наказания. За соблюдением требований, предъявленных осужденному, в Европе, например, следят специальные инспекции.
...Когда верстался этот номер, поступило сообщение: Кировградская колония расформирована. Можно, конечно, надеяться: ликвидация ВК № 2 произошла потому, что система исполнения наказаний осознала — исправительное учреждение не занималось воспитанием заключенных. Но вернемся к правде: на новом месте малолетних осужденных снова ждут побои и надругательства.