«Уральские авиалинии»: посадка разрешена?

8 октября в головном офисе авиакомпании «Уральские авиалинии» (УАЛ, Екатеринбург) прошли обыски и выемка документов, связанных с внешнеэкономической деятельностью.

Сотрудники Уральского таможенного управления при поддержке вооруженных бойцов СОБРа в масках, закрыв доступ руководству компании к серверу с информацией, провели копирование ряда документов, в том числе электронной переписки сотрудников УАЛа годичной давности. По словам представителей таможни, на крайние меры пришлось пойти из-за того, что авиакомпания отказывалась предоставлять информацию по возбужденному в марте 2010 года уголовному делу. Таможня подозревает УАЛ в контрабанде и незаконном ввозе на борту судна А320 блока метеорадара стоимостью более 3 млн рублей.

В тот же день руководство авиакомпании обратилось в транспортную прокуратуру. В головной офис компании прибыл прокурор Максим Гришаев, чтобы дать оценку правомерности выемки документов. Однако вердикт о законности проникновения таможенников и СОБРа в офис будет вынесен не раньше начала ноября.

Конфликт между таможней и авиакомпанией длится уже несколько месяцев. Первая претензия ведомства заключается в том, что УАЛ, закупив с 2006 года 14 самолетов Airbus 320 и 321, не внес 2,7 млн рублей таможенных платежей. «После закупки нескольких самолетов А320 и декларирования их стоимости УАЛ провел за границей модернизацию судов, после которой рыночная стоимость последних выросла. Однако в документах это не указано. Таможенными органами доначислены платежи, но в арбитражном суде авиакомпании удалось отстоять правоту. Мы намерены обжаловать решение первой инстанции в кассационном суде», - сообщили в пресс-службе уральской таможни. Второй эпизод - два уголовных дела по подозрению авиакомпании в контрабанде и незаконном ввозе на территорию России двух метеорадаров. Обыски прошли именно в рамках одного из этих дел.

Коммерческий директор «Уральских авиа­линий» Кирилл Скуратов рассматривает действия сотрудников таможни как рейдерскую атаку, попытку найти нарушения, чтобы инициировать новые дела. По его словам, УАЛ с готовностью предоставляет исчерпывающие ответы на все запросы государственных органов: «Мы были готовы открыть доступ к серверу и без вооруженных захватов. Однако от переговоров сотрудники таможни отказались, нам не были предоставлены ни протокол о выемке документов, ни объяснения, по какому делу проводятся обыски». По некоторым данным, параллельно с головным офисом обыски прошли еще в нескольких отделах авиакомпании.

УАЛ - не первая авиакомпания, которую таможенные органы обвиняют в некорректном оформлении ввезенных иностранных самолетов. В августе 2009 года новосибирская таможня провела обыски в офисе S7 Airlines, которая подозревалась в занижении таможенных платежей при закупках самолетов.

По словам специалистов, есть мировая практика формирования и оценки стоимости авиасудов. Если российские гос­органы она не устраивает, ее нужно менять на земле - информировать авиакомпании заранее о необходимых документах, до того, как самолет вылетел в Россию, а не предъявлять претензии после того, как транспортное средство прибыло в страну и было растаможено.

Материалы по теме

Пустые чемоданы

Учиться не дышать

Точки на полях

Прорваться через облака

Бизнес-классом в регионы

Сургуту лоукост не нужен