Включить стимулы
Медийную повестку прошлой недели взорвало письмо заместителя министра финансов Сергея Шаталова: он предложил провести реформу налогообложения физических лиц. Одни СМИ тут же связали инициативу с давно бродившими идеями введения прогрессивной шкалы НДФЛ, другие увидели в этом скрытое намерение реализовать «закон на роскошь». На наш взгляд, проблема совсем в другом.Профессиональные участники фондового рынка уже много лет говорят: необходимо освободить от НДФЛ доходы, которые получают инвесторы при длительном владении ценными бумагами. Это позволит хотя бы частично увеличить приток долгосрочных инвесторов на фондовый рынок. После долгих уговоров Минфин наконец согласился с доводами. Однако то ли испугавшись выпадения доходов (хотя все эксперты в один голос говорят, что они будут незначительны), то ли пользуясь случаем, ведомство решило продавить свое видение и параллельно предложило увеличить налоговую нагрузку на другие виды инвестиций. Во-первых, в недвижимость. В упомянутом письме замминистра предлагается считать покупку гражданином второй квартиры «инвестиционным вложением», невзирая на мотивацию. Это означает, что приобретение, например, отцом семейства квартиры для пожилых родителей с перспективой передачи ее детям, будет облагаться НДФЛ. Безусловно, на рынке сегодня много инвестиционного жилья, однако не надо забывать, что у значительной части населения его нет вообще, процесс улучшения жилищных условий для большинства граждан растягивается на годы, и жизненных ситуаций, далеких от целей извлечения из недвижимости дохода, может быть множество. В итоге экономический эффект от меры неоднозначен, не просчитан, а идеологический уже выглядит отрицательным.
Во-вторых, еще более нелогичной представляется идея увеличения налоговой нагрузки на владельцев банковских депозитов. Сегодня они платят НДФЛ только в том случае, если ставка по депозиту превышает ставку рефинансирования на 5,5 процентных пунктов. Минфин предлагает, во-первых, снизить эту планку, что, по сути, означает начисление налога на доходы на все банковские вклады, а во-вторых, начислять дополнительный налог на полученный вкладчиком доход по банковским депозитам, превышающий 1 млн рублей в год. Под налоговый пресс попадают таким образом все состоятельные вкладчики. Между тем, как показывает статистика, доля VIP-вкладов в банковской системе в последние годы резко выросла (в то время как пенсионные вклады идут на убыль). Состоятельные вкладчики становятся для банков серьезным источников пассивов. Дополнительное налогообложение развернет их в другую сторону, например, к покупке недвижимости за рубежом. Выиграет ли в этом случае банковская система, а с ней и экономика, большой вопрос.
При введении налоговых новаций не стоит сбрасывать со счетов экономические факторы. Налоговая система в России в целом отстроена, сейчас необходима лишь грамотная корректировка законодательства, которая позволит включить дополнительные стимулы или убрать ненужные препятствия. Однако, как показывает практика минувшего года, именно эти факторы чаще всего рассматриваются финансовыми ведомствами в последнюю очередь.