Ненормативный бизнес
На спокойном и с виду устоявшемся рынке консалтинговых услуг Среднего Урала — скандал. Директор екатеринбургской фирмы «Компания Техмаш» Леонид Раппопорт собрал пресс-конференцию, на которой публично обвинил екатеринбургское представительство московской юридической фирмы «Городисский и партнеры» в неэтичном и даже враждебном отношении к клиентам. И неожиданно всегда сдержанные и корректные юристы включились в дискуссию: одни открыто поддержали обвинение, а другие, наоборот, выступили в защиту коллег по цеху. Как оказалось, на рынке назрели весьма серьезные проблемы.
Суть конфликта в следующем. Больше года назад начался спор вокруг использования товарного знака «KLINAR» между фирмой КОМОС и «Группой Техмаш». ООО «КОМОС» подало заявление в ФАС о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ООО «Группа Техмаш», ООО «Компания Техмаш» и ООО «Техмаш-Энергоресурс», а также заявление о возбуждении уголовного дела по статье 180 УК (незаконное использование товарного знака). На момент подготовки статьи оба дела не закончены. Но нас интересует не предмет разбирательства, а возникший в результате конфликт.
По словам Леонида Раппопорта, учредителя всех трех компаний с названием «Техмаш», он обратился к фирме «Городисский и партнеры» и заключил с ней договор от имени «Техмаш-Энергоресурса» на оказание услуг по патентованию изобретений, регистрации товарных знаков и так далее. Однако через некоторое время выяснилось, что выбранный консультант обслуживает конкурента — компанию «КОМОС».
— Внезапно для нас, — рассказывает Леонид Раппопорт, — компания «Городисский и партнеры» начала проводить враждебные действия: по поручению нашего конкурента она составляла на нас же жалобы в органы ФАС и заявления в милицию.
Директор филиала фирмы «Городисский и партнеры» Сергей Егоров излагает ход событий посвоему. Он считает, что Леонид Раппопорт прекрасно был осведомлен, что его конкурент получает консультации в компании «Городисский и партнеры» и заключил договор преднамеренно: «Очернить нас, обвинить в неэтических отношениях с нашими клиентами и каким-то образом повлиять на ход следствия — вот истинная причина этого скандала, затеянного Леонидом Раппопортом. Как только я понял это, я отказался от сотрудничества. У нас в договоре есть пункт: в случае конфликта интересов между заказчиками общество, то есть мы, оставляет за собой право выбора на выполнение работ. Мы воспользовались этим правом в пользу ООО „КОМОС“».
Некоторые коллеги по цеху считают, что юрист в данном случае должен был отказаться от обслуживания обеих сторон. Евгений Шестаков, директор Агентства юридической безопасности «ИНТЕЛЛЕКТС», убежден: в процессе работы у консалтеров накапливается много информации, которая может быть использована во вред бывшим клиентам, «поэтому юрист должен самоустраниться и сказать — я не могу занять здесь ничью сторону, обратитесь к другой юридической фирме». Владимир Ширяев, адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро «Оферта», придерживается другой позиции. В разосланном после пресс-конференции релизе он так выразил отношение к происходящему: «„Городисский и партнеры“ оказались втянуты в конфликт интересов двух хозяйствующих субъектов… Обвинение, которое выдвигает группа компаний „Техмаш“, требует четких доказательств, которые не были представлены».
Для разрешения подобных ситуаций как раз и необходим кодекс корпоративной этики, считает Владимир Ардашев, управляющий партнер ООО «Ардашев и партнеры». Он пришел на пресс-конференцию, чтобы поднять именно эту проблему: «Мы здесь собрались не для того, чтобы пилить опилки и обсуждать поведение наших коллег. Мы должны заглянуть в будущее и понять, что нас ждет».
Директор компании «Лев» Евгений Артюх убежден, что настало время создания полноценной саморегулируемой организации, объединяющей консалтинговые компании региона: «Да, объективно мы конкуренты. Но мы не должны переходить ту грань в конкуренции, которая начинает разрушать рынок. При всей разности интересов мы плывем в одной лодке». Евгения Артюха беспокоит тот факт, что сегодня доступ к юридической практике в России имеет любой желающий, причем даже без специального образования (исключение составляют адвокаты, которые должны состоять в саморегулируемой организации и вести бизнес по совместно разработанным правилам). Это приводит к тому, что рынок наводняется сомнительными услугами: «Мне, например, недавно предлагали „продать“ своего клиента за 90 тыс. долларов. Да, государство не обязывает нас вступать в саморегулируемую организацию по примеру арбитражных управляющих или адвокатов. Но мы должны сделать это добровольно».
Юристы — народ амбициозный, и прийти к согласию им всегда непросто. Но недаром говорят: юрист — что доктор. Люди этой профессии издавна следуют и принятым законам, и неписаным правилам этики и морали. Разработать и поддерживать эти правила в силах только сообщество профессионалов. Видимо, случившийся скандал послужил толчком к созданию общественной организации консультантов: как нам сообщил Евгений Артюх, начались активные переговоры. Организация профессиональных участников рынка будет не только разрешать внутренние споры, но и отстаивать общие интересы. Найдена даже первая проблема, требующая консолидации сообщества — произвол судебных приставов. Евгений Артюх уверен: объединение состоится до конца этого года.
Екатеринбург