Папа — юрист
Иллюстрация - Сергей Айнутдинов |
По законам эволюции
Факторов влияния на процесс — два. Во-первых, растет качество спроса. Меняются цели бизнеса, задачи обращения к консультантам, отношение к самой процедуре: в приоритет выходит не цена услуги, а эффект от ее приобретения. Клиент-предприниматель осознал: мало понимать, по какому вопросу нужна консультация, важно грамотно сформулировать задачу и набраться смелости открыть информацию, необходимую для ее решения.
Во-вторых, в условиях высокой конкурентности консалтингового рынка в силу вступает закон естественного отбора: компанииконсультанты обязаны эволюционировать, чтобы выжить. «Уровень требований клиентов к оказываемым услугам повышается, — констатирует заместитель директора правового направления компании “Порт-Аудит” Оксана Вакульчук. — Это ведет к необходимости внедрения компаниями новых технологий, гибкости, постоянной оптимизации организационной структуры, повышение квалификации консультантов. В таких условиях не теряют своих позиций только те компании, которые способны предупреждать ожидания клиентов, двигаться и развиваться быстрее, чем рынок». Управляющий партнер консалтинговой группы «ФИНЭКС» Антон Воробьев вторит коллеге: «Руководители и собственники предприятий, обращаясь к консультантам, стали более четко формулировать цель и результат, который хотели бы получить по итогам проекта. Теперь консультант, как правило, уже не может “отделаться” шаблонным отчетом или типовыми рекомендациями. Клиенту необходима не услуга как таковая, а удовлетворение потребностей в повышении эффективности бизнеса».
Законы природы бизнеса не должны, однако, стать законами джунглей. Консалтинг как вид деятельности не лицензируется: органа, контролирующего работу компаний нет, внешний контроль качества предоставляемых услуг отсутствует. Игроки, заинтересованные в придании рынку цивилизованности, приходят к необходимости создания органа саморегулирования. В Екатеринбурге, например, в конце 2005 года по инициативе общероссийской консалтинговой группы ADJ Media Consult усилиями нескольких предпринимателей и ученых, озабоченных проблемой качества товаров, услуг, технологий и управления, появилась Уральская палата экспертизы качества консалтинга (УрПЭКК). Ее основными задачами декларированы: объединение на основе специализации консалтинговых групп, их сертификация (по международным стандартам ISO). Любопытная черта — попытка задействовать административный ресурс: палата намерена расширить поле деятельности консалтеров за счет заказов от органов местного самоуправления. «Субъектам, действующим на рынке консалтинговых услуг, тяжело дается признание властей, — считает президент УрПЭКК Надежда Натуральнова. — Отсюда слабая рекомендательная составляющая от органов власти. Предприниматель сам принимает решение о сертификации своего предприятия по международным системам качества менеджмента. Незнание процедуры проверки консалтинговой группы на предмет экономической и моральной корректности приводит его к рискам потери времени и денег». В этом русле деятельность палаты направлена на лоббирование интересов консалтинговых групп и предоставление им объемов работ по внедрению международных стандартов качества при условии административного контроля. Если палате удастся заявить о себе как об эффективном для клиентов посреднике между администрацией и консалтинговым бизнесом, ее усилия оправдаются.
Сила традиции
Роли видов консалтинга перераспределились. Образчик стабильности — стратегический анализ и построение систем финансового управления: их доли сохранились как 4,1% и 7,4% соответственно. Спрос на оценочные услуги сократился на 4%. Ситуацию комментирует директор Ассоциации АЛКО Алексей Долгих: «Количество компаний, работающих в сфере оценочных услуг, в течение прошлого года продолжало расти. Однако прирост по большей части происходил в результате дробления, открытия небольших фирм, что существенно не повлияло на объемы основных участников рынка. Это свидетельствует о сформированности ниши и относительной стабилизации объема услуг».
Динамику рынка определяли направления, развивающиеся темпами выше средних. Это консалтинг в области подбора и управления персоналом — 181%, а также ИТ. По данным РА «Эксперт», на долю сектора информационных технологий приходится уже более 54% рынка. За последние четыре года доходы ИТконсультантов на федеральном уровне увеличились почти вшестеро. Общероссийский бум не обошел стороной регион: за год сегмент рос темпами выше средних (79%) и закрепил за собой долю в 40%. К слову, лидер нашего рейтинга, компания «Прогноз» (Пермь), специализируется на оказании услуг в области ИТ.
Спрос на традиционные виды консалтинга традиционно высок. Вклад юридического консультирования в прирост рынка — второй по значимости (16%) после информационных технологий (58%). Его динамика отвечает общерыночной (46%), а доля в общем объеме рынка сохраняется на уровне 15%.
Интересно, что налоговый консалтинг — неотъемлемая часть юридического — показал скромные темпы роста (20% за год) и снизил долю до 18%. Консультанты разделяют финансовые потоки между этими видами: чаще всего в рамках договора по налоговому консультированию заключаются дополнительные соглашения по юридическому сопровождению бизнеса, причем цену они имеют порой большую, чем цена основного договора. Консалтинг как отрасль инфраструктурная отражает, таким образом, новые условия ведения бизнеса в стране. Предпринимательство все чаще отказывается от использования некорректной налоговой оптимизации. Каждая серьезная сделка проходит тщательный анализ на предмет возможных неблагоприятных налоговых последствий. А это — дело юристов.
Сила в праве
Правильно выстроенная юридическая составляющая сохраняет компанию в зоне безопасного и легального существования. Способ один: профессионально сканировать изменения законодательной базы и практику правоприменения. А то, что правовое поле у нас — как минное, бизнесу объяснять не нужно. Обратите внимание: еще недавно хит-парад услуг консультантов-налоговиков возглавляли предложения разработать схемы оптимизации. Теперь чаще востребованы предложения другого содержания: «Обеспечим юридические приемы противодействия затягиванию проведения налоговых проверок… «Защитим права налогоплательщика при проведении проверок… Процессуальные аспекты защиты прав налогоплательщика в налоговых спорах».
По мере роста компании малого и среднего масштаба стараются обзавестись штатным юристом, крупные — целыми отделами. Но необходимости стороннего консалтинга это не исключает. Рациональна может быть компромиссная форма взаимодействия: специалисты юридических служб клиентов в силах успешно решать текущие задачи, работу в специальных или масштабных областях (например, куплюпродажу активов или оформление прав интеллектуальной собственности) эффективнее выполнять силами независимых консультантов.
Тематический расклад спроса описывает управляющий партнер компании «ЮКЕЙ» Надежда Пронина: «Для крупных предприятий сегодня актуальны вопросы земельных правоотношений, оформление прав на производственные активы, соблюдение корпоративного законодательства. Для предприятий среднего бизнеса востребованы услуги по налоговому законодательству, законодательству по вопросам инвестирования. Реализация любого инвестиционного проекта требует мощной юридической и налоговой поддержки, от которой зависит не только оптимизация налоговых и финансовых затрат, но и снижение рисков при его реализации».
Заместитель директора правового направления «Порт-Аудит» Оксана Вакульчук указывает: «Растет необходимость в комплексности решения вопросов — совместной работе юристов, методологов, финансистов». В погоне за комплексностью клиенты переходят от получения разовых консультаций на абонентское обслуживание, которое позволяет избежать принятия опрометчивых решений, снизить финансовые и коммерческие риски. Исполнительный директор Фонда информирования и поддержки налогоплательщиков Виктор Ефашкин подтверждает тенденцию: «Задачи, которые ставятся корпоративным клиентом, усложняются вместе с развитием бизнеса.
В прошедшем году наметилась тенденция перехода от разовых консультаций к полному юридическому обслуживанию».
Стабильный спрос на традиционный юридический консалтинг сохранится. Этому поспособствует отказ предприятий от оптимизационных схем налогообложения. Для малого и среднего бизнеса удобнее будет комплексный консалтинг в форме абонентского обслуживания, крупные компании востребуют также специализированное юридическое сопровождение.
Дополнительные материалы:
Направленное взаимодействие
Прогресс консалтинговых компаний определен качественными переменами бизнеса их клиентов: предприниматели уже научились формулировать цели и четко ставить консультантам задачи
Вячеслав Козлов, генеральный директор консалтинговой группы «Профессионал» (Челябинск):
— Перефразирую Толстого: если все организации успешны одинаково, то неуспешна — каждая посвоему. Принятие решения о вхождении в компанию консультанта по управлению, как правило, обусловлено проблемами. В большинстве случаев — кризисом роста. При этом, как и прежде, от руководителей звучат ноты возмущения персоналом, который не хочет или не может работать как надо. И все же менеджмент готов начать решение проблем с устранения управленческих промахов. В переговорах мы все чаще слышим: работа с персоналом принесет результат только после того, когда на управленческих позициях сотрудникам создадут условия для выполнения обязанностей.
Появляется новый уровень запросов к консалтинговым компаниям — сопровождение бизнеса в период инновационных изменений. Пример из практики: мы сопровождали клиента в период разработки и выпуска на рынок нового эксклюзивного продукта, снабжение, производство и сбыт которого повлекли за собой существенные изменения в структуре, бизнеспроцессах и управляемости компании.
Управленческий консалтинг — это вложение денег с последующими дивидендами в виде квалифицированных, профессиональных кадров, приносящих компании серьезный доход. На приход «консультантаволшебника» теперь надеются гораздо меньше. Дело все больше движется в сторону совместной кропотливой работы.
Юрий Афанасьев, генеральный директор консалтинговой компании «Активные Формы» (Екатеринбург):
— Для многих компаний процедура привлечения консультантов — уже типовая и рядовая, а не великое событие. Заказчик хорошо представляет, чего он хочет от консультанта, как может использовать этот ресурс и готов измерять его экономическую эффективность. Все меньше вопросов вызывает мера ответственности за конечный результат: есть четко обозначенные регламенты и зоны влияния клиента и заказчика. Запросы клиентов все более квалифицированы и глубоки. Конкретизация задачи в блоке «управление производством» может доходить, например, до учета кислорода при организации рабочего места, а при разработке параметров оценки эффективности деятельности предприятия — до ежедневного отслеживания эффективности каждого сотрудника и оценки дохода, который он приносит компании.
Сроки решения поставленных задач в первую очередь зависят от степени зрелости понимания проблемы. Если заказчик хорошо представляет себе, чего хочет, и знает, какие из местных консалтинговых компаний способны решить его задачу, выбор консультанта очевиден и скор. И вопрос только в планировании и утверждении бюджета. Но возникают ситуации, когда заказчик долго уточняет задачу, тщательно выбирает партнера, сравнивая предложения московских и местных компаний. Тогда консультанты готовят подробные коммерческие предложения, где пошагово расписывается, как будет решена задача и организован процесс. На такой выбор может уйти около года.
Игорь Теущаков, директор ЗАО «Ассоциация “Налоги России”» (Екатеринбург):
— Сегодня основная масса средних и крупных предприятий считает консалтинг неотъемлемой частью процесса принятия управленческих решений. К консультанту все больше обращаются не только для снятия текущей проблемы, но и для получения прогнозов и рекомендаций с целью максимально снизить риски в будущем. Все чаще приглашают не одного консультанта, а нескольких: например, иностранные партнеры привлекают консультантов, имеющих международный опыт, и одновременно — знающих местную специфику.
Компании перестают ставить задачи создания «серых» схем в бизнесе, наоборот, формулируют цель вывода компании на цивилизованные рынки с прозрачной экономикой. Предприятия стали привлекать консультантов для анализа затрат и получения рекомендаций к их оптимизации и снижению: многие начинают понимать, что экономить можно не только на налогах, но и за счет использования различных финансовых механизмов, включая привлечение более дешевых денежных средств. И увеличивать капитализацию бизнеса — через объединение активов компании, переоценку основных фондов, выведение акций компании на биржу. В любой компании существуют внутренние резервы. Сторонний взгляд консультанта, имеющего опыт в различных отраслях промышленности, может принести немалую пользу в их открытии.
Подготовила Ирина Миронова