Зерно упало
В результате обвала закупочных цен на зерно рост объемов его производства приведет к массовому банкротству сельхозпроизводителей. Если реакции властей на требования регионалов не будет, фермеры Зауралья грозят высыпать зерно на федеральную автотрассу.Cнижение цен на зерно - вновь главная проблема АПК. Погода «помогла»: урожай до 90 млн тонн грозит переизбытком зерновых в стране. Кроме того, на внутренний рынок давит зерно прошлого года - 22,4 млн тонн (напомним, в прошлом году из-за аномальной засухи урожай в стране оказался на 37% меньше 2009 года и составил 60,9 млн тонн). С 1 июля разрешен экспорт, но за июль - август вывезли лишь четверть. Открытие экспорта улучшило положение с затоваркой в Южном федеральном округе, но не в отдаленных регионах Урала и Западной Сибири с их длинным транспортным плечом, по сути удваивающим стоимость зерна при поставках на экспорт. Вторая проблема, мешающая ныне аграриям сбыть урожай, - высокие железнодорожные тарифы. Плюс рост цен на горюче-смазочные материалы привел к дикой диспропорции: за тонну дизельного топлива необходимо отдать 7,5 тонны пшеницы. В результате сдерживаются темпы уборки урожая и посева озимых культур, растет задолженность сельскохозяйственных товаропроизводителей перед бюджетом и внебюджетными фондами, работниками, банками, поставщиками и подрядчиками: львиная доля зерна выращена на кредиты, которые пора отдавать.
Ситуация в Уральском федеральном округе одинакова: крестьянам невыгодно продавать зерно сейчас. Закупочные цены упали ниже себестоимости - до 4, 7 тыс. рублей за тонну. За тонну пшеницы третьего класса дают менее 3 тыс. рублей с учетом НДС. Такая цена возмещает всего 70 - 80% затрат хозяйств, понесенных на производство продукции, и в полтора раза меньше минимального уровня, заявленного на сезон Минсельхозом РФ. Хранить тоже негде - элеваторы наполовину заполнены зерном урожаев прошлых лет и интервенционного фонда.
Сыпь на дорогу
Курганские аграрии требуют от правительства РФ поднять закупочные цены до 6 тыс. рублей за тонну. В этом году в Зауралье увеличили посевные площади и производство зерна. Инвестиции в основной капитал возросли в 1,5 раза. В целом по области валовой сбор прогнозируется более 2 млн тонн. Но рекордный урожай может вогнать в убытки. Фермер Александр Косовских рассказал, что прямые поставки на элеватор невозможны, только через посредников. Если вывозить продукцию в другие регионы, она подорожает из-за высоких железнодорожных тарифов и не выдержит ценовой конкуренции. Из письма курганских аграриев Владимиру Путину: «...Регулирование зернового рынка России не эффективно, не позволяет продавать, вынуждает дарить продукцию. Рынок построен так, чтобы обеспечить внутреннюю продовольственную безопасность по беспредельно низким ценам на радость спекулянтам и с ущербом для производителей».
Курганцы не только поплакались премьеру, но и выдвинули ряд требований. Руководитель Зернового союза Курганской области, генеральный директор ЗАО «Кургансемена» Николай Аржанов уверен: для зауральцев нужен льготный тариф на перевозки зерна в центральную часть РФ, а также на законодательном уровне необходимо решить вопрос о льготах на ГСМ для сельхозтоваропроизводителей. При нынешних ценах холдинг потерпит убытки.
Глава корпорации «НИКО» Анатолий Никитасенко заявил, что следует организовать зерновую биржу на базе ММВБ в Екатеринбурге: «Если не принять срочных мер, через полтора месяца и фермеры, и холдинги будут банкротами». Фермеры Зауралья сгоряча пообещали высыпать зерно на федеральную автотрассу, перекрыв движение.
Предложения курганцев сводятся к давно требуемому: обеспечить систему гарантированного сбыта зерна, твердые цены на энергоносители и низкие процентные ставки по кредитам. Аграрии подчеркнули, что «закупки в интервенционный фонд нужно проводить прежде всего в аграрных зернопроизводящих регионах, таких как Курганской область, где ситуация со спросом острее».
Собственными силами с привалившим урожаем Зауралью не справиться: на региональные потребности приходится чуть более трети из прогнозируемых 2 млн тонн зерна, до 400 тыс. тонн приобретут соседи. Остальное девать некуда. Дотационный бюджет не позволяет сформировать региональный продовольственный фонд, как в Башкортостане и Тюмени. Поэтому основным инструментом против падения цен на зерновом рынке здесь считают немедленное проведение федеральным центром закупочных интервенций. Закупки обещаны в конце сентября, но, по опыту прежних лет, сроки имеют обыкновение смещаться и вовсе рассасываться под утверждения об отпавшей надобности.
Создавай свои фонды
В других зерновых уральских регионах - башкирском, тюменском - на федеральные закупки не надеются: интервенции если и происходят, то слишком поздно, зерна поглощают мало. Поэтому регионы начинают собственные. В частности об этом заявил 12 сентября губернатор Тюменской области Владимир Якушев: «При развитии ситуации тюменцы могут получить тяжелые экономические последствия, а федеральный центр о возможных интервенциях молчит».
В области неплохой урожай: 28 центнеров с гектара против прошлогодних 18. По прогнозам, соберут 1,5 млн тонн зерна. Выращено оно в основном в кредит. Поэтому уже сейчас крестьяне хотят понимать, по какой цене смогут его реализовать. В регионе считают, что проблемами цен на топливо и удобрения Минсельхоз РФ должен заниматься не перед началом посевной, как всегда, а еще в конце минувшего сезона.
Еще раньше отреагировали на резкое падение цен в Башкирии: тут уже в конце августа создали республиканский резервный фонд зерна. Для него привлекут 1,5 млрд рублей заемных средств под гарантии бюджета республики. Фонд аккумулирует 530 тыс. тонн зерна нового урожая: его гарантированно выкупят у аграриев по залоговой схеме (на 12 сентября по республике собрано более 2 млн тонн). О механизме проведения залоговых сделок тут же рассказали республиканские СМИ: он предусматривает определение оператора (им станет ГУП «Башагропродукт»), а также открытие кредитной линии через Башкирское отделение Сбербанка России и заключение договоров (займа, залога и агентского) с сельхозпроизводителями. Крестьяне передадут оператору зерно по фиксированным ценам с правом обратного выкупа на определенный срок (предварительно до 1 марта 2012 года). Если хозяйство не заявит свои права к установленному сроку, зерно остается у оператора.
Элеваторы и хлебоприемные предприятия Башкортостана до 1 декабря будут бесплатно хранить зерно аграриев у себя, а брать только за его сушку, подработку и приемку. В качестве хранителей республиканского залогового зерна отобраны наиболее надежные элеваторы. Координация в деле формирования резервного фонда возложена на республиканский Минсельхоз.
- Продавать зерно ниже себестоимости нельзя, - говорит президент Башкирии Рустэм Хамитов, - мы помогали финансами хозяйствам не для того, чтобы эти средства попали в карманы перекупщиков. Республиканский резервный фонд зерна должен стать механизмом поддержки производителей.
Власти не очень зерновой Свердловской области намерены экстренно (поскольку и здесь фермеры заявили о необходимости госзакупок, чтобы заранее знать, сколько зерна у них купят и по какой цене) начать закупку через некие «предприятия» (какие именно, решится позже). В начале года, когда хозяйства верстали планы, цены на зерно доходили до 9 тыс. рублей за тонну, когда пришло время его реализовать и рассчитываться, упали втрое. Крупные аграрии, располагая собственными мощностями по хранению, сдерживают реализацию зерновых культур, рассчитывая на повышение цен в дальнейшем. Небольшим хозяйствам некуда везти зерно, кроме как отдавать его за бесценок перекупщикам. Помимо внутрирегиональных закупок нужен закон о минимальной цене, резюмирует губернатор Александр Мишарин: если рынок падает ниже, власти предусматривают компенсации аграриям. Во всем мире так. Но закон - дело долгое, а аграриям помощь нужна здесь и сейчас. Иначе средств на развитие не останется.
Обнажившиеся старые проблемы зернового рынка говорят об отсутствии системных решений: будет ли закуп зерна и снижение железнодорожных тарифов, будут ли выделены дополнительные лимиты на приобретение льготного топлива для сельхозтоваропроизводителей? Госчиновники, как всегда, отмалчиваются по всем пунктам.