Требуется ревизия

Требуется ревизия В условиях глобальной неопределенности бизнес будет сталкиваться с неожиданными угрозами. Для их преодоления потребуются новые подходы управления рисками. Стандарты в сфере риск-менеджмента должны стать более практичными, понятными и едиными

Исследователи давно выявили взаимосвязь между выручкой компаний и наличием эффективных систем управления рисками. Между тем, как показал кризис 2008 года, далеко не все компании, даже уделявшие этому аспекту серьезное внимание, смогли успешно преодолеть последствия спада в экономике. В связи с этим эксперты заговорили о необходимости пересмотра стандартов управления рисками. О роли риск-менеджмента в системе корпоративного управления мы разговариваем с партнером компании «Эрнст энд Янг» (отдел по предоставлению услуг в области управления корпоративными рисками) Денисом Камышевым.

По мере необходимости

- Денис, почему не во всех компаниях системы управления рисками сработали в кризис?

- Причин много. Во-первых, это отношение самих компаний. Увы, зачастую руководство попросту имитировало применение последовательных процессов управления рисками, избирательно заимствовав или формально скопировав инструменты. По данным исследования Coso's 2010 Report On Erm, только в 20,8% компаний респонденты оценили реализованные процессы управления рисками как «устойчивые» или «зрелые», в то время как 61% публичных компаний признали: мониторинг риска ведется «неформально» либо «по мере необходимости».

Во-вторых, видимо, пришло время проанализировать сами подходы к управлению рисками. Сейчас наиболее распространена концепция Coso Erm. Представители делового сообщества и раньше высказывали критические замечания в ее адрес, кризис же показал: нужна тщательная ревизия стандартов и требований. На наш взгляд, одной из интриг ближайших лет станет появление и конкуренция новых моделей управления рисками.

- По вашему мнению, в чем недостатки прежних моделей?

- Стандарты в сфере риск-менеджмента должны стать едиными и более практичными, понятными. Корпоративному сектору необходим набор инструментов по управлению отдельными типами рисков в качестве рекомендованных практик. Финансовый сектор продвинулся дальше, но, как доказал кризис, недостаточно далеко. Унификация подходов к управлению отдельными рисками и их детализация - вот основные направления совершенствования. Удалось же добиться единства всех заинтересованных сторон в отношении основных принципов корпоративного управления (ОЭСР), стандартов внутреннего аудита (разработанных Институтом внутренних аудиторов) и МСФО. Почему такой консенсус невозможен в практике риск-менеджмента?

- Эти требования должны иметь элементы обязательности?

- Я думаю, навязывание подхода для корпоративного сектора ничего не даст - слишком общие концепции сейчас используются. Должен быть осознанный и непрерывный процесс внедрения детальных практик. В банковском и страховом секторе этот процесс уже пошел. Определенные требования к риск-менеджменту заложены в «Базель-3», в директивы международных стандартов платежеспособности Solvency для страховых рынков, которые вводятся в действие с конца 2012 года, учтены требования и в законе Додда - Франка, принятом в июле 2010-го конгрессом США (Dodd-Frank Act). Так, набор требований «Базель-3» предполагает формирование прозрачных систем раскрытия банками информации о принимаемых на себя рисках. Реализация основных концепций Solvency ІІ позволит более точно и системно предупреждать проблемы, с которыми сталкиваются участники страхового рынка. Наконец, одним из требований закона Додда - Франка является создание комитетов по рискам на уровне советов директоров компаний.

Как умерить аппетит

- Кстати, о советах директоров. Традиционно именно они отвечали за разработку стратегии управления рисками. Какова должна быть их роль в дальнейшем?

- Принципы корпоративного управления ОЭСР предполагают, что советы директоров должны разрабатывать политику в отношении рисков. Именно совет директоров должен нести ответственность одновременно и за внедрение, и за мониторинг корпоративной системы управления рисками. При этом важно, чтобы принимаемые решения согласовывались с общей стратегией организации и ее «аппетитом к риску». То есть определяя стратегию компании, совет директоров должен соотносить возможности, ожидаемые результаты и потенциальные выгоды с вероятными негативными последствиями. У совета директоров должен быть четкий ответ на вопрос: какие риски в стремлении обеспечить рост компании они готовы принять на себя, а какие - нет, какое количество каких видов и типов рисков организация в состоянии выдержать при реализации своих бизнес-целей, учитывая размер собственного капитала, доступ к финансовым рынкам, гибкость и лояльность сотрудников и другие факторы.
Вообще, в последнее время «аппетит к риску» становится все более актуальным понятием в бизнесе. Недавно Eumedion (организация, представляющая интересы 65 институциональных инвесторов, совокупные активы которых превышают 1 трлн евро), заявила, что трезвый анализ «аппетита к риску» стал в 2010 году одним из ключевых инструментов, способствующих улучшению качества отчетности публичных компаний. Разумеется, определение «аппетита к риску» - прерогатива совета директоров и высшего руководства. Состав совета должен предельно четко отражать возросшую роль риск-менеджмента, а это не всегда встречается на практике. Поэтому большинство экспертов сейчас настоятельно рекомендует компаниям включать в состав высшего корпоративного органа специалистов, как минимум хорошо знакомых с концепциями управления рисками в целом и такими понятиями, как «аппетит к риску». Основной задачей такого директора может стать «наведение моста» между корпоративным управлением и риск-менеджментом, а лучшим результатом - формирование единой корпоративной политики и методологии, позволяющей сформировать полноценную инфраструктуру управления рисками.

- Каковы наиболее распространенные ошибки компаний при построении систем риск-менеджмента?

- Очень важно правильно выстроить мониторинг рисков. Нечеткое определение риска чаще всего не позволяет в полной мере понять его сущность, а уж тем более - держать его в поле зрения корпоративных «радаров». Вот почему одним из перспективных направлений сегодня становится повышение качества мониторинга риска с учетом ключевых показателей риска (КПР, key risk indicators). При этом следует четко отделять КПР от широко известного в бизнесе понятия ключевых показателей эффективности - КПЭ (key performance indicators). КПЭ, как правило, базируются на результатах, которые уже достигнуты, на событиях, которые уже произошли. Они очень важны для успешного управления организацией путем выявления очагов неэффективности и оценки тех аспектов бизнеса, которые заслуживают большего внимания со стороны топ-менеджмента. КПР же, напротив, ориентированы на будущее и должны обеспечивать руководство компании своевременной информацией об угрозах до наступления рисков.

Уже есть успешные примеры интеграции компаниями КПР в единую сбалансированную систему показателей. По сути же это означает включение риск-менеджмента в текущую деятельность организации.

Больше ответственности и независимости

- Как на практике выглядит такая организационная структура?

- Очень важно обеспечить независимость специалистов, отвечающих за управление рисками. Риск-менеджер функционально может быть подотчетен напрямую совету (вариант - комитету по рискам или комитету по аудиту при совете директоров), а административно - высшему исполнительному руководству. То есть на уровне совета директоров следует поощрять создание еще одной независимой функции - «поставщика гарантий», подотчетного совету.

Эксперты ОЭСР пошли еще дальше, посчитав целесообразным назначение в организации директора по рискам и гарантиям (Director of risk management and assurance) из состава совета директоров с одновременным подчинением непосредственно председателю совета директоров или председателю комитета по аудиту. Руководители, отвечающие за внутренний аудит и управление рисками, при наличии такого директора становятся подотчетны одновременно директору по рискам и гарантиям, а также комитету по аудиту.

В организациях обычно обнаруживается целый ряд самостоятельных групп, выполняющих различные функции управления рисками, оценивающих принимаемые решения на соответствие нормативно-правовым требованиям и предоставляющих гарантии независимо друг от друга. В рамках сложившейся традиции наличие таких групп на институциональном уровне считается нормальной практикой. Но при отсутствии эффективной координации работа таких групп дублируется, а ключевые риски оказываются пропущенными или оцениваются неверно. В этой связи давление на менеджмент и «поставщиков гарантий» со стороны совета директоров будет только возрастать, поскольку последний заинтересован в эффективной реализации своих функций применительно к рискам. На наш взгляд, такая тенденция положительно скажется на координации деятельности и практической реализации схемы предоставления гарантий организации в целом.

- Как вы оцениваете уровень корпоративного управления в российских компаниях?

- К сожалению, в России до сих пор не так уж много внешних факторов, подталкивающих компании к повышению качества корпоративного управления. Большинство российских компаний непубличны, а значит, на них не распространяются многие регулятивные нормы, применяемые к предприятиям, прошедшим про­цедуру IPO. Требования к качеству корпоративного управления предприятий, не включенных в биржевые котировки (как и компаний, бумаги которых обращаются на внебиржевом рынке), весьма условны. Тем не менее мы советовали бы компаниям регулярно проводить независимую оценку деятельности совета директоров. Это необходимо, чтобы убедиться, что их деятельность отвечает целям и задачам организации, а также лучшим отраслевым практикам менеджмента. Такие отчеты очень полезно предоставлять независимым директорам, не принимающим непосредственного участия в операционной деятельности предприятия. Не стоит забывать, что сейчас в условиях глобальной неопределенности, в которой все мы находимся, бизнес будет сталкиваться со все новыми угрозами. А значит, без тщательно настроенных инструментов управления рисками уже не обойтись.

 партнер проекта:
Ernst&Young 

 

Материалы по теме

Одни пряники

Формула любви

Тренер для капиталистов

Нетривиальные истории

С оглядкой на КПСС

Рациональное мышление — на свалку