A time for us
Крупные города Урала давно стали удобны для организации и ведения бизнеса. Однако в представлении некоторыхамериканских компаний регион - по-прежнему «темный лес». Чтобы преодолеть информационный провал, надо создать мощные и удобные ресурсы в интернете и усилить работу профессиональных бизнес-ассоциаций.
В конце весны директор по России и Евразии торгового представительства США Элизабет Хафнер посетила Екатеринбург и Тюмень. Г-жа Хафнер, главный посредник со стороны США в деле вступления России в ВТО, провела серию лекций и консультаций на тему защиты прав интеллектуальной собственности.
Организация такого рода визитов - одно из направлений политики открытой дипломатии, которую проводит генеральное консульство США в Екатеринбурге. О том, как это способствует развитию деловых и человеческих контактов, мы разговариваем с генеральным консулом США в Екатеринбурге Майклом Рейнертом.
- Г-н Рейнерт, как вы оцениваете уровень экономических связей между предпринимателями Уральского региона и американскими компаниями?
- У нас нет отдельной статистики товарооборота между США и субъектами федерации, но если судить по официальным данным, публикуемым региональными властями, этот уровень достаточно высок. Например, правительство Свердловской области заявляет, что США вот уже 18 лет являются основным торговым партнером региона. Я думаю, следует обратить внимание на показатели торгово-экономических связей в целом между нашими странами. Двухсторонний товарооборот превышает 23 млрд долларов, причем он равномерно распределен между экспортом и импортом. Американские инвестиции в Россию - 3,3 млрд долларов, российские - 5,66 млрд долларов. При этом я бы обратил внимание на такой показатель, как объем прямых инвестиций: это те финансовые ресурсы, которые остаются в России. По итогам 2010 года этот показатель приблизился к 20 млн долларов.
Многие американские компании уже давно работают в российских регионах. Microsoft и IBM лидируют в этом списке среди высокотехнологичных компаний. Ernst and Young и PriceWaterhouseCoopers представляют сектор консалтинговых услуг. Присутствуют также хорошо известные производители 3M, Otis Elevators и Du Pont.
В Свердловской области ярким примером эффективного взаимодействия бизнеса является партнерство корпорации ВСМПО-Ависма и компании Boeing. Первый контракт на поставку титана был заключен в 1994 году, а в июле 2009 года открылось совместное предприятие Ural Boeing Manufacturing. Сотрудничество этих компаний сделало возможным создание линии по выпуску изделий для нового Боинга-787 «Дримлайнер». Это пример многомиллиардных инвестиций, которые окажут влияние на экономику обеих стран.
В Челябинской области американская компания Emerson Electric организовала производство на базе фирмы «Метран», в результате на Урале появился высокотехнологичный инженерный центр. На Южном Урале работает также американская компания Carbo Ceramics со штаб-квартирой в Техасе, очень успешное предприятие по производству проппанта для нефтегазовой промышленности. Инвестиции в ее челябинский проект превысили 40 млн долларов, создано более сотни новых рабочих мест.
Американские компании активно участвуют в строительном бизнесе. Совместное предприятие «Пенетрон» (Свердловская область) является производителем и дистрибьютором американского продукта, который используется в качестве гидроизоляционного материала в строительстве. В энергетическом секторе я бы отметил присутствие на российском рынке таких лидеров отрасли, как Halliburton, Baker Hughes, а также международную корпорацию Schlumberger.
Преодоление информационного вакуума
- Что, на ваш взгляд, сдерживает более интенсивное развитие отношений между американскими и российскими компаниями?
- На что смотрят американские компании, когда планируют инвестиции в другую страну? Прежде всего на возможность возврата капитала. Для этого они оценивают уровень законодательства, в первую очередь касающегося соблюдения прав частной собственности. Американские компании, с которыми мы общаемся, очень озабочены уровнем коррупции в России.
Я знаю, что российские лидеры пытаются с ней бороться. Президент России Дмитрий Медведев неоднократно говорил о создании благоприятных условий для экономического развития. Россия вышла на финишную прямую в достижении соглашений по условиям вступления в ВТО. Мы видим, что страна продолжает реформирование законодательства. Для хорошего бизнес-климата необходима юридическая система, которая может обеспечить выполнение контрактных обязательств, решение коммерческих споров в соответствии с признанной мировым сообществом процедурой. Развитие этих институтов - процесс долговременный, но Россия показывает большой прогресс в этом направлении. Как только эти институты будут созданы, российская экономика станет более эффективной и понятной для иностранного бизнеса.
- Какие сегменты рынка ваши предприниматели рассматривают как потенциально привлекательные для инвестиций?
- Для американского бизнеса есть несколько интересных сфер: телекоммуникационное оборудование, строительство и стройматериалы, медицинские и фармацевтические препараты, компьютерные технологии, оборудование для энергетической отрасли, нефтегазовой добычи и горнодобывающей промышленности.
- Инвесторы при выборе направлений для вложений капитала часто обращают внимание на инфраструктуру. Достаточно ли она развита в городах Урала?
- То, что я слышал от людей, то, что я читал, свидетельствует: инфраструктура Екатеринбурга значительно улучшилась с 1994 года. Единственное, наверное, что надо еще совершенствовать, так это логистику. И мы знаем, что региональные лидеры работают над этими вопросами. На самом деле инфраструктура здесь намного лучше, чем иностранец может себе представить до того, как приедет сюда. И это - часть проблемы, которую я назвал бы «информационный вакуум». Очень не хватает современной информации о регионе. Образ, который возникает у иностранцев, основан на информации из 90-х годов. Он явно устарел. Для американцев доступ к информации посредством интернета очень важен, а на Урале очень мало региональных сайтов, на которых американский бизнесмен мог бы быстро найти необходимую информацию о процедуре регистрации компании, офисах, в которые можно обратиться за консультациями.
- В этом году правительство Тюменской области провело несколько форумов с участием дипломатических миссий разных стран. Как вы оцениваете такой формат: насколько он эффективен?
- Я считаю, это очень эффективное мероприятие. Вообще мы замечаем, что местные власти прикладывают много усилий для привлечения торгово-промышленных делегаций в свои регионы. Но я бы обратил внимание на один момент. Активное участие американских компаний в торговых миссиях не является частью нашей бизнес-культуры. Американские бизнесмены, особенно крупные, безусловно, используют лоббизм, но это не прямое взаимодействие с правительственными структурами. В России степень вовлечения власти в лоббирование интереса частного бизнеса намного выше, чем в США, и не все американские бизнесмены это сразу понимают. Мы говорим им, что установление отношений с местным правительством является важным аспектом работы здесь. Это очень отличается от американской бизнес-среды, где нет необходимости заручаться поддержкой правительства для открытия того или иного предприятия, главное, чтобы ваш бизнес соответствовал законодательным и нормативным актам. В США компании более ориентированы на получение помощи от профессиональных ассоциаций. В каждом крупном городе есть Торговая палата - некоммерческая организация, поддерживаемая местным правительством. У нее есть свой интернет-сайт, на котором можно легко найти интересующую вас информацию об участниках Ассоциации. Есть одна организация, которая ориентирована на работу с Россией, - Российско-американский деловой совет. Это крупная лоббистская организация, членами которой являются как американские, так и российские крупные компании, такие как Abbott Laboratories, Access Industries, Pfizer, Сбербанк, Альфа-банк, Alcoa, Johnson & Johnson, KPMG, Exxon, многие другие.
Открытый мир
- США стали первой страной, которая в 1994 году открыла дипломатическую миссию в Екатеринбурге. Какую роль это сыграло?
- Действительно, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, генеральные консульства США в России есть только в Екатеринбурге и Владивостоке. Я думаю, это было очень важным сигналом не только для американцев, но и для других стран мира - значит, здесь, на Урале, есть определенные возможности. С тех пор прошло много лет, в политике, экономике и промышленности России произошли значительные перемены. Сейчас мы работаем над усилением наших культурных, научных и деловых связей.
- Какова динамика выдачи виз за последние несколько лет?
- В прошлом году мы выдали порядка 17 тыс. виз: примерно 10 тысяч туристических и деловых, 6 тысяч - студенческих по программе «Работа и отдых в США», 400 виз выданы студентам для обучения в университетах, остальное - визы для участия в исследовательских и научных проектах.
- Какие форматы консульство задействует для того, чтобы ближе познакомить предпринимателей, молодежь наших стран?
- Консульство способствовало выезду за рубеж более 6 тыс. человек по программам профессиональных обменов, 2300 человек отправились на академические и профессиональные стажировки. Это такие программы, как Фулбрайт, программа стипендий Эдмунта С. Маски, престижные программы студенческих обменов. Российские граждане смогли учиться и вести исследовательскую работу в течение года в высших школах и университетах США. Более 1500 человек приняли участие в программе «Открытый мир». Кроме того, мы профинансировали 1500 кандидатов, которые стажировались по бизнес-программам. Очень популярна программа «Работа и отдых в США»: каждый год 6 тыс. студентов Уральского региона могут поработать и посмотреть Америку. Кроме того, мы много работаем с региональными властями. Например, чиновники Пермского края готовятся к визиту в город-побратим Перми Луисвилль (Кентукки), а бизнесмены собираются представить инновационные проекты инвестиционным компаниям Бостона. Мы способствовали и организации поездки правительства Тюменской области по вопросам развития сельского хозяйства и животноводства. В прошлом году помогали сотрудникам администрации губернатора Свердловской области Александра Мишарина организовать поездку в университеты - Массачусетский и Пенсильванский.
Личный интерес
- Вы часто выступаете с лекциями в университетах. Что это вам дает?
- Это один из самых приятных моментов моей работы. Я очень счастлив, что могу общаться со студентами: они приходят на мои лекции, хотят встретиться со мной, задать мне вопросы. Чаще всего мы разговариваем по-английски, и я должен отметить, что уровень владения языком у них достаточно высок. Студентов интересуют глобальные проблемы, они любят задавать сложные вопросы. Я думаю, что это очень хороший сигнал. Я преподавал и в американских университетах, и хочу отметить, что современные студенты, и американские, и российские, технически очень подкованы, в отличие, например, от моего поколения.
- Вы вступили в должность генерального консула в сентябре 2010 года. Каковы были первые впечатления от нашей страны и как они менялись?
- Я приехал перед началом зимы. Русская зима все-таки очень тяжелая, да и русский язык не такой простой. Поэтому мне потребовался некий период адаптации. Сейчас я чувствую себя намного лучше. Погода хорошая, и я лучше понимаю русский. Екатеринбург - современный город, он превзошел мои ожидания. Здесь есть торговые центры, хорошие рестораны, масса интересных мест, которые можно посетить. И по мере познания города мои впечатления улучшаются.
- Часто ли вы путешествуете по стране, какие уголки вам запомнились?
- Я очень люблю путешествовать: посетил более 100 стран по всему миру. У каждого города, каждой страны есть свои привлекательные моменты. В России мне нравятся церкви. И, конечно, смешение архитектурных стилей - дореволюционной эпохи, советской и современной. Я уже побывал в Тюменской, Челябинской областях, много езжу по Свердловской области. В моих летних планах - посетить Пермь, Омск, совершить тур по Транссибирской магистрали. Так что буквально через три месяца у меня будет еще более глубокое понимание того, что такое Россия.