Кто выиграл от саммита
Cаммит Россия — ЕС в Екатеринбурге (3 и 4 июня), впрочем, как и предыдущие, к прорыву не привел. Проект нового Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, которое должно заменить нынешний документ, подписанный еще в 1994 году, в тупике. По многим другим проблемам разногласия не позволили сделать какие-либо серьезные шаги. Диалог увяз в деталях. Накануне Российский совет по международным делам опубликовал доклад с анализом отношений РФ — ЕС, в выводах которого значится, что эти отношения сохранят напряженный характер. Дипломаты подчеркивают, что переговоры — процесс небыстрый, мгновенного результата они не предполагают. Положительным итогом, по их мнению, можно считать уже сам факт сотрудничества сторон по большому количеству вопросов.Россия периодически предпринимает попытки актуализировать (читай — оживить) такие встречи, предлагая для обсуждения новые вопросы. Например, в 2009 году в ходе саммита в Стокгольме была выдвинута инициатива «Партнерство для модернизации» (в ее рамках действует 16 отраслевых диалогов). Основная цель — расширение возможностей для инвестирования в ключевые отрасли, стимулирующие рост и инновации, создание благоприятных условий для малых и средних предприятий. Результат — новые проекты, на которые Европейский инвестиционный банк вместе с ЕБРР готовы выделить займы на сумму 800 млн евро. По данным Минэкономразвития, за год освоено сто проектов общей стоимостью 15 — 17 млрд евро. Все — в высокотехнологичных сферах: арктическое судостроение, фармацевтика, энергетика, машиностроение, телекоммуникации.
В условиях, когда основной блок вопросов пробуксовывает, Россия стремится обозначить позиции на других направлениях. Например, показать свое видение сирийского конфликта или пропиарить Екатеринбург в качестве площадки для проведения ЭКСПО-2020. И если в обсуждении международных проблем быстро к консенсусу прийти сложно, то второй вопрос нашел поддержку у делегации ЕС. Так, председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу заявил, что комиссия «очень впечатлена кандидатурой Екатеринбурга для проведения всемирной выставки», и «Урал может стать мостом, а не барьером между Европой и Азией». А председатель Европейского совета Херман Ван Ромпей назвал уральскую столицу «удивительным городом» и предположил, что она будет «прекрасным местом для проведения важных международных выставок».
Президент РФ Владимир Путин расценил эти высказывания как поддержку кандидатуры Екатеринбурга:
— Хотел бы поблагодарить руководство Еврокомиссии и руководство Евросоюза за прямую поддержку кандидатуры Екатеринбурга в качестве столицы проведения ЭКСПО-2020… Комиссия не голосует (выборы одного из пяти городов-претендентов пройдут в ноябре 2013 года. — Ред.), конечно. Но не будем забывать, что десятки, если не тысячи предприятий из стран Евросоюза работают не только в Екатеринбурге, но и во всем уральском промышленном регионе.