Французский десант
Кристин Лагард уверена, что Урал интересен для малых и средних французских компаний |
Форум показал: активность французского бизнеса на Урале растет. Уже объявлено о начале проекта возведения нового отельного комплекса с участием Vinci (напомним: номер два мировой стройиндустрии — компания Bouygues — уже строит отель в Екатеринбурге). В Екатеринбурге открывается третье после Москвы и СанктПетербурга представительство миссии по экономическим делам посольства Франции, а с начала будущего года заработает французское консульство.
Год назад, комментируя в интервью «ЭкспертУралу» старт проекта строительства гостиницы Hyatt, министр внешнеэкономических связей Свердловской области Виктор Кокшаров заявил: это очень важный сигнал для экономики региона, поскольку французские инвесторы значительно консервативнее и осторожнее зарубежных коллег. Итоги форума показывают — тенденция крепнет. Вслед за крупнейшими корпорациями к региону проявляют интерес компании следующего слоя — малого и среднего бизнеса. О перспективах французскороссийского экономического сотрудничества «ЭкспертУралу» рассказывает госпожа Лагард.
— Госпожа министр, как вы оцениваете изменения, происходящие в экономике нашей страны и во взаимоотношениях между Францией и Россией?
— Самая важная тенденция — быстрый подъем российской экономики, а также значительное расширение экспорта и импорта между нашими странами. В частности, французский экспорт увеличился за первые пять месяцев этого года на 32%, причем динамика его существенно выше по сравнению с другими странами. Кроме того, 2005й стал годом прямых инвестиций французских компаний в Россию: они достигли 500 млн долларов, в результате Франция по этому показателю заняла шестое место среди других стран.
— От малых объемов всегда легче прирастать. А какова структура оборота?
— Конечно, мы отталкиваемся от небольших цифр: в первом полугодии 2006 года французский экспорт в Россию составил 1,6 млрд евро. Около четверти его — различного рода оборудование, еще примерно по четверти приходится на промежуточные продукты (прежде всего химической промышленности), а также потребительские товары, такие как косметика и фармацевтические товары. Другой крупной статьей экспорта являются продукты питания, занимающие порядка 10% в общей структуре.
Что касается российского импорта во Францию, то это на 90% нефть и газ. В прошлом году он сильно вырос, но связано это, как вы знаете, с ростом мировых цен на энергоносители.
— Можете ли вы обозначить основные сферы интереса французского бизнеса здесь, на Урале?
— Я дам три наиболее показательных примера. Первый — строительство отеля Hyatt, его ведет французская корпорация Bouygues в Екатеринбурге. Второй из той же области: возведение нового отельного комплекса — проект крупнейшей в мире строительной корпорации французского происхождения Vinci вместе с архитектурным бюро Жана-Мишеля Вильмотта. Третий: один из крупнейших в регионе торговых центров компании Aushan, открытие которого планируется 1 ноября.
Это примеры из области крупного бизнеса, который уже здесь присутствует. Но среди 30 компаний, представленных на форуме, много малых и средних предприятий, таких как производители вин, консалтинговые компании, специализирующиеся в области девелопмента и архитектуры. Одна из наших задач — помочь этим компаниям установить связи с уральским бизнесом.
— Каким образом французское правительство помогает малому бизнесу помимо организации подобных поездок?
— Правительство Франции определило пять приоритетных направлений экспорта: Китай, Индия, Россия, США и Япония. Компаниям, поставляющим продукцию в эти страны, государство покрывает 80% рисков по экспорту против 65% для других направлений.
Вторая мера — компенсация расходов, связанных с выходом компаний малого и среднего бизнеса на зарубежные рынки. Если не менее пяти небольших предприятий объединяют действия в части зарубежных деловых поездок для участия в каких-либо мероприятиях и продвижения своей продукции, французское государство компенсирует им 50% таких расходов.
Это основные меры, с помощью которых мы стимулируем экспорт. Есть и другие, например двухлетний налоговый кредит в части социального налога в размере до 40 тыс. евро на малое предприятие, если это предприятие создает дополнительные рабочие места под экспортноориентированное производство.
— Спасибо, госпожа министр. Думаю, эти меры стоило бы взять на вооружение российскому правительству, тогда, возможно, мы экспортировали бы во Францию не только нефть и газ.