Верной дорогой

Верной дорогой

 Фото - Андрей Порубов
Фото - Андрей Порубов
Идею строительства платной автодороги Москва — Владивосток, высказанную недавно губернатором Курганской области Олегом Богомоловым представителям федерального правительства, уже успели осмеять. Предложение, конечно, заведомо провальное: бюджет страны таких расходов не потянет, а частные инвестиции в строительство вряд ли окупятся в ближайшие несколько десятилетий. Но безнадегу Олега Алексеевича от темпов не развития — деградации дорожного хозяйства Уральского региона понять можно.

Уральские субъекты РФ, географически находясь в центре России и Евразии, вправе рассчитывать на значительные доходы от транзита грузов из зарубежной Европы, российских столиц и Поволжья — в Сибирь, Казахстан, Среднюю Азию и Китай. Пока же потенциальное преимущество оборачивается проклятием для местных производителей: от мировых рынков их отделяют тысячи километров разбитых дорог, а порой и полное бездорожье. В условиях предстоящего вступления России в ВТО значительные инфраструктурные издержки уральской промышленности могут стать определяющим фактором ее проигрыша в глобальной конкуренции.

Уже слышны голоса тех, кто призывает объявить строительство автодорог пятым национальным проектом, израсходовать на эти цели средства Стабилизационного фонда, запустить в масштабе страны механизм концессионных соглашений, использовать в дорожном строительстве нанотехнологии… На наш взгляд, эти популистские лозунги, идущие в том числе и от федеральных чиновников, только забалтывают проблему.

Дело не только в финансировании. Минтранс России объявил о задаче довести к 2010 году состояние существующей дорожной сети до минимально необходимого, то есть соответствующего нормативам.

В 2006 году на содержание и капитальный ремонт автомобильных дорог из федерального бюджета запланировано выделить 42,7 млрд рублей — почти в два раза больше, чем в прошлом году. Но что происходит в действительности? Уральские губернаторы хором восклицают: мы не видим этих денег! Дело в том, что с ликвидацией территориальных дорожных фондов пять лет назад произошла существенная централизация денежных ресурсов. Как следствие, в Курганской области в ближайшие три года ни модернизация существующих, ни строительство новых магистральных автодорог не планируются. В Свердловской области денег не хватает даже на текущий ремонт. В Тюменской области за последние три года объемы финансирования из федерального бюджета на дорожное хозяйство сократились втрое. Список можно продолжить. Так какой толк от увеличения финансирования, если половина выделенных средств не покинет Москву?

Часто поминают нецелевое расходование средств, которое действительно имело место в территориальных дорфондах. Но что мешает сделать их бюджетными и жестко контролировать деятельность? Вывод: загвоздка не в коррупции, а в нежелании федерального центра делиться доходами с регионами.

А то, что субъекты федерации при наличии необходимых средств быстрее и эффективнее самой федерации будут развивать дорожную инфраструктуру, демонстрирует ХантыМансийский автономный округ. Не получая ни копейки бюджетных средств на дорожное хозяйство, округ в прошлом году завершил строительство на своей территории широтного транспортного коридора Пермь — Серов — ХантыМансийск — Томск. Рад бы помочь в этом деле и соседям — Свердловской и Томской областям. Но, как сказал нам один из сотрудников аппарата правительства ХМАО, «если мы хотя бы один бульдозер отправим за границу округа, нас посадят: по бюджетному кодексу РФ средства региона должны расходоваться только на его территории».

Выход в скорейшем формировании на федеральном уровне соответствующей законодательной базы — в принятии законов «О формировании целевых бюджетных дорожных фондов», «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности». Необходимо принять как аксиому: дорожная инфраструктура начнет активно развиваться там, где значительные финансовые ресурсы будут сочетаться с широкими полномочиями регионов, поставленными под жесткий государственный контроль.

Материалы по теме

Как выехать из колеи

Краской по дорогам

От прожекта к проекту

Кто заткнул пробку

И дождь смывает все следы

О беде номер 2