Болезни роста
Негосударственные пенсионные фонды в России стали заметной частью финансового рынка. Однако на фоне стремительного роста у сегмента появились болезни: недобросовестная конкуренция и слабый риск-менеджмент.B 2010 году в ходе очередной кампании 3,4 млн граждан перевели накопительную часть пенсий из Пенсионного фонда России (ПФР) в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Это на треть больше, чем в 2009 году, рекорд за всю историю пенсионной реформы. В результате 11 млн россиян (более 15% всех граждан, имеющих право на накопительную часть) доверили деньги частным фондам. По оценкам «Эксперт РА», объем пенсионных резервов (добровольных взносов) и пенсионных накоплений в российских НПФ достиг уже 800 млрд рублей. Общероссийский тренд подтверждают и выводы АЦ «Эксперт-Урал», полученные в ходе подготовки ежегодного рейтинга НПФ Урала и Западной Сибири.
Изъяны конкуренции
Анализируя сегмент, мы брали в расчет как данные Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), так и результаты собственного опроса фондов. По данным ФСФР, в 2010 году на рынке Урала и Западной Сибири действовало 19 самостоятельных НПФ. В исследовании АЦ «Эксперт-Урал» приняли участие семь региональных НПФ, а также восемь инорегиональных, у которых мы запрашивали информацию только в рамках операций, которые они проводят на территории десяти субъектов федерации Урала и Западной Сибири.
По официальной статистике ФСФР, совокупный объем имущества для осуществления уставной деятельности (ИОУД, один из основных показателей надежности НПФ) всех 19 уральских фондов на начало 2011 года составлял 16,8 млрд рублей (16,7% от совокупного ИОУД всех российских пенсионных фондов). Большинство уральских НПФ имеют ИОУД на уровне 50 - 70 млн рублей, пять перешагнули планку в 100 млн рублей, два, «УГМК-Перспектива» и Ханты-Мансийский НПФ, - в 400 млн рублей, а НПФ «Сургутнефтегаз» и «Профессиональный» - свыше миллиарда.
Итак, для начала посмотрим на динамику обязательного пенсионного страхования (ОПС). В целом по стране, по оценкам «Эксперт РА», пенсионные накопления на счетах НПФ за прошлый год выросли с 77 до 153 млрд рублей. Семи региональным участникам нашего исследования в 2010 году накопления доверили 483 тыс. человек - на 20% больше, чем в 2009-м. Более высокие темпы показали филиалы инорегионалов, работающие на территории: к ним перешло более 1 млн человек (прирост 46,4%). В суммарном выражении пенсионные накопления уральских НПФ превысили 10 млрд рублей, увеличившись по сравнению с 2009 годом на 75,1%, филиалы инорегиональных фондов привлекли 74 млрд рублей (прирост 89,7%). В целом по России частные фонды привлекли на счета ОПС 155 млрд рублей (плюс 101,3%.). В число ведущих среди уральских игроков по ОПС вошли Ханты-Мансийский НПФ, «Стратегия», «УГМК-Перспектива, «Социальная защита старости». Среди филиалов лидируют НПФ электроэнергетики, ЛУКойл-ГАРАНТ, «Благосостояние», Большой пенсионный фонд.
Главное конкурентное преимущество, предъявляемое НПФ, - доходность от размещения пенсионных накоплений. ВЭБ, управляющий средствами граждан на счетах ПФР, показал по итогам 2010 года среднюю доходность на уровне 7,6%, а у НПФ средневзвешенная доходность составила 10,7%, некоторые смогли заработать для клиентов и 25,74% годовых. Еще не так давно НПФ шли с этим аргументом в основном к гражданам, которые держат счета в ПФР и пока не определились, стоит ли переводить в частные фонды будущую пенсию. Сейчас наблюдается резкий всплеск миграции клиентов: в 2009 году из фонда в фонд перешли 195 тыс. россиян, в 2010 году - 425 тысяч.
С одной стороны, это говорит о зарождении реальной борьбы в среде НПФ за активного «розничного» клиента, выбирающего лучшие условия, что не может не радовать. Но с другой - сами участники рынка признают: нередко переход становится следствием недобросовестной конкуренции. Во-первых, фонды откровенно переманивают друг у друга клиентов. Во-вторых, на рынке появилось много агентов НПФ, которые обманным путем заставляют граждан написать заявление о переходе в другой фонд, а затем, получив вознаграждение, просто исчезают. Есть даже случаи фальсификации договоров, несколько громких уголовных дел. Всплеск откровенного мошенничества пришелся на 2007 - 2009 годы. Негосударственная Ассоциация пенсионных фондов (НАПФ) вынуждена была принять определенные меры: с ПФР договорились об обмене информацией по обращениям застрахованных граждан, разработали обращения к членам НАПФ. Напряженность спала, однако случаев, когда люди подписывают заявления из-за того, что просто неверно информированы, до сих пор много. В этой связи от участников рынка поступают радикальные предложения, например, законодательно запретить на определенный период переход клиента из фонда в фонд. «Нам нужно вырабатывать правила игры, правила поведения на этом поле, мы от этого дергания клиентов несем финансовые потери», - призывает исполнительный директор НПФ «Образование» Алексей Филиппов.
Исполнительный директор НПФ «Социальная защита старости» Максим Тихомиров считает, что проблема должна решаться по-другому: «Нужно исходить не из ограничений, а из того, насколько гражданин, которому по закону дано право управлять своей частью трудовой пенсии, будет принимать правильные решения. А это можно сделать только при наличии полной информации. Нельзя делать выводы, только лишь основываясь на предположениях. Но, к сожалению, большая часть наших граждан поступает именно так. Мы должны стремиться научить нашего гражданина делать правильный выбор, а не соревноваться друг с другом в умении его переманивать». Для этого НПФ надо как минимум договориться о единых стандартах раскрытия информации, причем в понятной для клиента форме. А именно этого на рынке сегодня нет: каждый фонд дает те «убеждающие цифры», которые считает нужным. Если НПФ не договорятся в этом вопросе сами, неустойчивость их клиентской базы будет нарастать и подрывать рынок.
Нужны новые стимулы
На фоне роста пенсионных накоплений средняя динамика средств, привлекаемых фондами по программам негосударственного (добровольного) пенсионного обеспечения, наоборот, снижается. Если судить по данным исследования «Эксперт РА», количество участников системы негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) осталось на уровне 2010 года - 6,8 млн человек, а сумма привлеченных пенсионных резервов выросла всего с 565 до 640 млрд рублей.
По данным ФСФР, в 19 уральских фондах на начало этого года пенсионные резервы сократились на 1,2% и составили 35,4 млрд рублей. У самостоятельных фондов, участвующих в нашем рейтинге, объем пенсионных резервов уменьшился на 4% до 26,7 млрд рублей. Безусловно, это усредненные данные. Так, НПФ «Уралоборонзаводский» сумел увеличить объем резервов на 23%, НПФ «Доверие» - на 28%. В абсолютном выражении по этому показателю лидирует Ханты-Мансийский НПФ: его пенсионные резервы превышают 20 млрд рублей.
Более активную политику в регионе ведут филиалы федеральных фондов. Общий объем резервов филиалов НПФ, принявших участие в исследовании, - более 198 млрд рублей (прирост 31%), правда, основная доля (136 млрд рублей) приходится на НПФ «Благосостояние».
В количественном выражении картина выглядит так. В уральских фондах число участников НПО сократилось на 9% (513 тыс. человек), а в филиалах - на 2% (553 тыс. человек). Положительный прирост свыше 20% среди уральских фондов показал только НПФ «Доверие», а среди инорегиональных - «ТНК-Владимир». Это свидетельствует о том, что большинство региональных фондов исчерпало потенциал роста клиентской базы по добровольному пенсионному обеспечению за счет кэптивных структур: крупные компании в регионе в основном уже сформировали пенсионные программы. Теперь надо начинать работать со средним бизнесом, а для этого разрабатывать другие схемы, интересные работодателям этого уровня.
Взгляд внутрь
Развиваться дальше частным фондам в России мешают внешние и внутренние факторы. Во-первых, это отсутствие в отрасли единого регулятора, огромные пробелы в законодательстве и невнятное отношение к отрасли со стороны правительства (см. «Завтра начинается сегодня», «Э-У» № 10 от 14.03.11; «О пенсиях всерьез», «Э-У» № 16 от 24.04.11). Впрочем, последний фактор, возможно, и будет скорректирован с учетом цифр прошлого года: нельзя не замечать сегмент, активы которого приближаются к 1 трлн рублей, а число задействованных граждан страны превысило 11 миллионов.
Однако, чтобы доказать свое право на признание и дальнейшее развитие, частной пенсионной системе предстоит заняться внутренними проблемами. Помимо наведения порядка в методах привлечения клиентов, о которых мы говорили, частным фондам стоит более пристальное внимание обратить на риски. Рейтинговое агентство «Эксперт РА», анализируя состояние фондов, которым оно присваивает рейтинги, выделяет три проблемы: некачественный риск-менеджмент, недооценку риска в части формирования страхового резерва и ухудшение качества активов в погоне за доходностью. Две трети фондов, которым агентство устанавливает рейтинг, недооценивают риски размещения страховых резервов, в лучшем случае пытаются переложить ответственность за итоги размещения на управляющую компанию. При таком подходе в критичной ситуации они не смогут отследить состояние портфелей и оперативно изменить его, в конце концов, просто сменить управляющую компанию. У многих фондов невысок уровень страхового резерва, а ведь именно благодаря этому фонды могут спокойно переживать кризисы, в том числе связанные с общим экономическим спадом. Наконец, в половине фондов агентство наблюдает ухудшение качества активов. Это связано с повышением агрессивности инвестиционной стратегии, желанием заработать для клиентов больший доход. Желание похвальное, но неосмотрительное следование ему может привести к увеличению в портфелях недостаточно качественных ценных бумаг. Все это снижает системную надежность рынка.