Как нас вылечить

Полтора-два года назад отечественные производители в сфере медицинской промышленности были на своем рынке гостями: пока не изменилось отношение государства, затеявшего нацпроект «Здоровье», в отрасли царил импортный беспредел.

Изруганный и осмеянный за «точечность» инъекций тяжелобольному, проект тем не менее сделал свое дело — придал импульс развитию отечественного медпрома. Полтора года назад мы говорили — необходимо сохранить отрасль. Теперь говорим — нужно наращивать производство, улучшать качество, выходить на мировой рынок.

Создалась перспективная ситуация для качественного скачка в производстве медицинской продукции. Однако мы уперлись в тупик: есть определенное развитие, мы можем сегодня больше производить, но дороги на собственный рынок не знаем. Спрос растет, все востребовано, а лечебные учреждения и Минздрав не могут закупить на аукционах необходимое по разумной цене, потому что нет преференций собственным производителям медпрепаратов и оборудования. Рынок держат иностранцы, выкручивают руки, заламывают цены. Врачи — и те выписывают больным в основном импортные препараты. Потому что тамошние производители по три раза в год возят наших главврачей за границу на конференции.

В министерских недрах готовится концепция развития медицинской промышленности, которую будут обсуждать на Втором ведомственном съезде 27 мая и затем представят в правительство. От властей на выходе ожидают вместо нацпроекта уже госпрограмму. В концепции должна быть опора страны на собственный медпром, который предстоит практически создать заново. Из 2 млрд одноразовых шприцев, употребленных в 2007 году, своих россияне сделали только 900 миллионов. Прекрати зарубежье в одночасье поставки даже такой мелочи — и бери нас голыми руками. И так во всем. Боясь концептуально ошибиться, перед съездом госчиновники ездят по регионам, спрашивают у периферийных властей и промышленников: как думаете? Что надо для рывка? Ошалевшие от проблем регионалы передают московским гостям длинные списки: надо все подряд и срочно, потому что сами знаете, где сидим.

В крупных клиниках все относительно благополучно, а в муниципальных учреждениях здравоохранение пользуется оборудованием 80¬х, в лучшем случае — 90¬х годов. Устарело две трети парка медтехники, что не может гарантировать высокого качества обследований и эффективности лечения больных. Само посещение таких поликлиник и больниц угнетает психику впечатлительных соотечественников.

Для реализации госпрограммы, которая предположительно придет на смену нацпроекту, прежде всего надо знать, что имеется в лечебных учреждениях и сколько нам требуется производить, какие лекарства и оборудование. Минздрав до сих пор рулил, не располагая полной информацией. Очевидно, что система, параметры и потребности которой не известны, обречена в лучшем случае на спонтанное развитие.  

Следующий момент: мы не можем оснастить новым высокотехнологичным оборудованием многие наши лечебные учреждения — в развалины ведь не поставишь, работать не будет. Один пример. В Свердловской области посчитали: на оборудование для лечения лиц, страдающих сосудистыми заболеваниями, нужен 341 млн рублей. И еще 30% от этих денежных средств — чтобы привести в соответствие помещения.

Если иметь полную информацию, сколько и какого оборудования нам надо, можно будет точно сказать, сколько потребуется денег и какой продукции, кто ее должен выпускать. К середине года такая работа будет завершена. А там рванем догонять... вчерашний день. В России, если ничего не изменится, пройдут еще долгие годы, прежде чем медицина повсеместно перейдет на технологии цифровых систем. Между тем лидеры мировой индустрии, такие как Siеmens, давно переходят к нанотехнологиям

Материалы по теме

Не одевайтесь зайчиком

Кому выгодна убогая медицина

Лечить так лечить

Взялись за сердце

Лечебный атом

С больной головы