Актуальные книги
ИнноватикаРазведение инноваций
Ицковиц Генри. Тройная спираль. Университеты - предприятия - государство. Инновации в действии. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2010. С. 237.
Об условиях, необходимых для зарождения инноваций там, где они раньше не водились, не пишет сейчас только ленивый. Книга профессора Стэнфордского университета Генри Ицковица выделяется в этом ряду. Во-первых, уже тем, что переведена и издана университетом, поставившим перед собой амбициозную цель создать сибирский вариант Силиконовой долины. Во-вторых, в основе концепции автора лежит модель взаимодействия государства, университета и бизнеса, названная «тройной спиралью» (подробнее см. «Развитие по спирали», «Эксперт» № 49 от 13.12.10). Тоже, кажется, не новость: многие государства финансируют науку в университетах, а те передают созданные знания в промышленность. Но все не так просто.
Ицковиц на многочисленных примерах организации инновационных центров в таких разных странах, как США, Швеция и Бразилия, показывает: формы реализации модели тройной спирали отличаются даже в рамках регионов одного государства. И выявляет общую закономерность - необходимо создать условия, в которых процесс организации новых фирм, реализующих идеи, разработанные в стенах университетов, шел бы непрерывно. Причем ключевое - работа в регионе университета нового типа - предпринимательского.
Прослеживая исторические причины успешности двух эталонных американских вузов MIT и Stanford, автор убеждает: видимые и активно воспроизводимые в других университетах структуры (центры трансфера технологий, инкубаторы, технопарки) вторичны. Главное - концепция вуза, по которой он не просто создает региональный пул экспертов из числа преподавателей, но инициирует передачу своих разработок в региональную промышленность и стимулирует создание новых компаний своими учеными и выпускниками, если предприятий, готовых реализовать его идеи, нет.
Напомним, создателем концепции университета как инициатора передачи технологий в промышленность был Уильям Бартон Роджерс, изложивший свои идеи в докладе 1846 года и реализовавший их как первый президент MIT. Спустя сто лет концепция была претворена в жизнь в Стэндфордском университете благодаря Фредерику Терману.
Государство в предложенной модели выступает как гарант соблюдения правил игры и источник высокорисковых инвестиций с горизонтом десять лет и более. Закономерен вопрос: где гарантия, что инвестиции со столь долгим сроком появления первых результатов не будут потрачены впустую? Автор отвечает на него на примерах: идеи исследований возникают в результате общения представителей региональной промышленности и вузовской науки в рамках ассоциаций, поддерживаемых местными властями. Но финансирование идеи получают, только если проходят экспертизу на предмет возможности практического использования.
В книге убедительно показано, что создать инновационную среду в регионе можно. Но нужно не только понимать, какие механизмы приводят к успеху и почему, но и осознавать, что любой из компонентов тройной спирали может выступить в качестве ведущего.
Марк Акоев
Поп-экономика
Ограничения без границ
Новая цель: как объединить бережливое производство, шесть сигм и теорию ограничений: бизнес-роман /Джефф Кокс, Ди Джейкоб, Сьюзан Бергланд. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. С. 392.
Переведенный на русский язык бизнес-роман продолжает популяризацию теории ограничений (ТОС - Theory of Constraints). Автор концепции - Элияху Голдрат. Суть ее в следующем: чтобы повысить показатели эффективности производства, нужно отказаться от попыток оптимизировать все элементы. Достаточно найти один, от производительности которого зависит производительность всей системы, и подчинить ему работу остальных. Если ограничение будет найдено, его можно снять, увеличив мощность элемента. Правда, вместо снятого, по ТОС, тут же появится новое. Процесс длится до тех пор, пока ограничение не окажется вне системы - как, например, спрос.
Итак, в центре повествования компания Hi-T, сложное наукоемкое производство деталей из композитов. Она куплена крупной международной корпорацией, для которой непрерывное приобретение активов - фиговый листок неспособности эффективно управлять ими. Вновь назначенный менеджер добивается повышения эффективности Hi-T, сокращая персонал и распродавая активы предприятия, не гнушаясь манипулированием цифрами. Получив годовой бонус, управляющий уходит из компании.
Недовольство срывами поставок важного заказчика, адмирала ВМФ, вынуждает руководство корпорации назначить новым президентом Hi-T вице-президента по маркетингу Эми Киолару. В нагрузку к новой должности Эми получает также специалиста, который должен внедрить концепции бережливого производства и управления качеством Six Sigma: по мнению руководства, именно они быстро поднимут все показатели компании. Воодушевившись обещаниями скорой отдачи, Эми реализует программу внедрения новых концепций, но годовые показатели деятельности Hi-T показывают, что лекарство дало скорее обратный эффект.
Требование руководства корпорацией показать под угрозой увольнения рост эффективности в течение одного квартала, вынуждает Эми вернуться к уже применяющемуся на предприятии методу ТОС и распространить его на всю компанию. Результат, само собой, выдающийся.
Читатель вправе спросить: а как же новые концепции? Отказались ли от них в пользу единственно верного учения? Нет, скорее, их применение стало более эффективным. Смотрите: усилия сосредоточены на ограничении, и это приносит быструю отдачу. Оптимизировав ограничение, практику бережливого производства и Six Sigma можно распространить на остальное производство: по крайней мере, внедрению долгосрочных методов не помешает прекращение деятельности предприятия.
В общем, критериям рационального менеджмента абсолютно отвечает установка кэролловской Алисы, управляющей собственным ростом: «Мы из незнакомых пузырьков не пьем». Не нужно использовать средство, если вы не понимаете, как оно работает и какого эффекта от него ждать. ТОС предлагает внятную модель оптимизации производства и позволяет найти меры, которые приведут к росту его эффективности.
Марк Акоев