Лекарство от лени
Кризис окажет очистительное воздействие на перегретый рынок консалтинговых услуг: уйдут слабые и непрофессиональные. Оставшимся придется переосмыслить прошлый опыт, определить потребности клиентов и найти свежие решения.Главной пожарной мерой, принятой предпринимателями в разгар финансового кризиса в октябре-ноябре 2008 года, стало снижение расходов. В числе первых под нож пошли консалтинговые услуги. В результате общую статистику за 2008 год не спасла даже положительная динамика первых трех кварталов: объем выручки от консалтинга 41 компании (без учета данных компаний «большой четверки»), принявшей участие в ежегодном рейтинге аналитического центра «Эксперт-Урал», увеличился всего на 12% (выручка составила 3 млрд рублей), что сопоставимо с общероссийскими данными по динамике (17%). Оцените: несколько лет подряд доходы консультантов стабильно росли в среднем на 40% в год. Сегодня сами консультанты, как и их клиенты, ищут новые точки роста.
Кто заказывает музыку
Сокращение спроса характерно для всех видов консалтинга, правда, степень падения различна. В последние годы лидером в общей структуре доходов традиционно был ИТ-сегмент: на его долю в 2007 году приходилось более 60% выручки компаний-участников рейтинга, в 2008 году - 49%. Он скорее всего понесет самые серьезные потери. Отрасли, традиционно дающие основной заказ на внедрение ИТ-систем, - строительство, машиностроение и металлургия, в массовом порядке отказываются от новаций, оставляя только поддержку. Правда, как отмечает генеральный директор Уральского регионального отделения корпорации «Галактика» Сергей Осадчиков, оживился спрос со стороны оборонки: «Причины понятны - пошли государственные заказы, собственные разработки для их обслуживания морально устарели, а возможности держать свои большие коллективы программистов, нет».
Несколько оптимистичнее участники рейтинга оценивают спрос на следующие по объемам после ИТ-сегмента виды консалтинга - юридический и финансовый (14,9% и 13,6% в доле выручки соответственно). По словам партнера компании «Юхневич, Леготкин и партнеры» Сергея Леготкина, уменьшилось количество корпоративных споров (собственникам сейчас не до выяснения отношений), но выросло число судебных разбирательств, связанных с взысканием задолженностей. Исполнительный директор консалтинговой группы «Лекс» Николай Пуртов считает, что именно юридический консалтинг сейчас заказывает музыку: растет спрос на защиту экономических интересов, в том числе через процедуру банкротства, а также защиту от рейдерства.
В таких процессах часто требуется не только юридическая помощь, но и аудит, оценка и так далее. Вероятнее всего, именно «юридический локомотив» в ближайшее время будет тянуть спрос на другие виды услуг.
Востребован, хотя, может, и в меньшей степени, налоговый консалтинг (10% в общем объеме выучки): в условиях снижения доходов бюджета налоговые органы ужесточают налоговое администрирование, а компании - тратят деньги на создание цивилизованных механизмов защиты интересов.
Более всего спрос упадет на стратегический консалтинг (1,3% в структуре выручки): компании отодвинут долгосрочные стратегии на второй план. Совсем провалится рынок бизнес-образования.
- У нас и раньше доля доходов от этого вида деятельности была незначительной, но все-таки минимум раз в месяц мы набирали группы бухгалтеров и руководителей предприятий на семинары и конференции, - констатирует генеральный директор аудиторской фирмы «Аудит-Классик» Татьяна Севастьянова. - Сейчас даже при самых низких ценах сложно проводить подобные мероприятия хотя бы раз в квартал. Еще труднее стало собирать группы на тренинги известных консультантов: они слишком дороги.
За здоровый образ жизни
Какое влияние на отрасль оказал кризис и в чем это выразилось? Как и на многих других рынках, стремительный рост спроса на услуги консалтинга был спровоцирован большим количеством денег. Именно поэтому, по меткому выражению заместителя генерального директора компании «Парма-Телеком» Михаила Сидоренко, в последние годы рынок консалтинга вел «нездоровый образ жизни»:
- Клиент имел достаточно денег и при этом становился все ленивее. Консалтинговые компании могли много запросить за элементарную работу и при этом не очень беспокоиться за квалификацию собственного человеческого ресурса. Консультанты, не закончив текущие проекты, перебегали из одной компании в другую, каждый раз увеличивая свою зарплату на 30 - 50%, и заботились о своей квалификации только в части получения очередного сертификата. Непрофессионализм стал нормой, дилетанты завоевали численное преимущество и начали дискредитировать идею консалтинга как области профессиональной деятельности. Спасибо цикличному развитию экономики. Денег стало меньше, а те, у кого они еще остались, попрятали их до лучших времен. Заказчик засучил рукава и стал многое делать сам, выпроводив дилетантов на улицу. В результате консалтинговые компании начали избавляться от ненужного жира в лице малоквалифицированного персонала и тяжелого бюрократического аппарата, задумываться о своих конкурентных преимуществах, о развитии и позиционировании услуг, рационализации бизнес-процессов, то есть о том, о чем они должны думать всегда.
Логично было бы ожидать в этой связи активизации процессов слияний и поглощений, однако, как и во всех видах бизнеса, где главным капиталом являются человеческие мозги, это вряд ли возможно. Если сделки и будут, то только среди очень крупных компаний. Небольшие фирмы, не сумевшие перестроиться и потерявшие лучший персонал, просто уйдут с рынка. Что делать тем, кто выживет?
По ветру
Сейчас основные усилия консультантов сосредоточены на том, чтобы уловить новые виды спроса и быстро под них подстроиться. Когда денег и так мало, клиенты будут заказывать лишь те услуги, без которых действительно не обойтись. По мнению генерального директора уральского офиса группы компаний «Инталев» Оксаны Ковтун, ориентироваться надо на предпринимателей, которые решили как минимум сохранить бизнес, а как максимум его развить: «В первом случае они просят построить систему экономии затрат, значит, потребуется такой продукт, как управление финансами. Во втором - ставят задачу увеличить продажи, которая решается с помощью CRM. По любому заказчик теперь четко формулирует запрос на проекты короткие и очень внятные с точки зрения результатов».
Генеральный директор консалтинговой группы «НЭО Центр» Валерий Есауленко прогнозирует, что в ближайшие год-два сохранится тенденция лишь точечного роста в некоторых видах консалтинга. Сейчас на первый план для клиентов выходят вопросы управления рисками, поэтому оценка, технический и финансовый контроль за проектами, а также работа с проблемными активами (плохими банковскими долгами) будут более востребованы. Исходя из этого, изменится и спрос на аналитиков: сохранят работу только самые квалифицированные. Это приведет к самоочищению рынка, улучшению качества услуг, повышению производительности труда.
Однако в целом этот рынок будет все-таки в большей степени зависеть от общего состояния внешней среды. Генеральный директор ЗАО «Ассоциация "Налоги России"» Игорь Теущаков убежден, что консалтинг служит основным индикатором экономики: «При бурном росте консалтинговые услуги растут в опережающем темпе, а при падении страдают больше других. На мой взгляд, перераспределение услуг из одних отдельных сегментов в другие не сможет компенсировать в целом негативные тенденции». А председатель совета директоров IC «Smolentsev & Partners» Константин Смоленцев считает, что рынок консультационных услуг будет восстанавливаться даже с некоторой задержкой по отношению к темпам общего восстановления экономики. И именно поэтому у консультантов есть шанс подготовиться к работе в новых экономических условиях.
- Старые модели бизнеса, основанные еще на парадигме 50-х годов прошлого века, уйдут, - убежден генеральный директор компании «Активные формы» Юрий Афанасьев. - В регионе существует достаточно градообразующих и политически значимых предприятий, вышедших из эпохи советского периода. Они не ориентированы на рыночные потребности, зачастую это не что иное, как проекты региональных властей. Вся сбытовая политика таких предприятий построена на административном ресурсе и, как правило, ограниченном количестве покупателей (военные заводы, РЖД). При возникновении финансовых проблем у покупателей спрос на продукцию таких предприятий исчезнет, и они прекратят существование. На их месте появятся новые, которые будут испытывать реальную потребность в системном построении бизнеса, они и начнут генерировать новый спрос на консалтинговые услуги. И удовлетворить этот спрос смогут не те, кто все эти годы осваивал бюджеты и писал отчеты, а те, кто нарабатывал квалификацию.
В качественное изменение бизнес-среды верит и Константин Смоленцев. По его мнению, если российское деловое сообщество хочет быть конкурентоспособно на мировом рынке, ему придется начинать с главного - взаимного развития бизнесменов и консалтеров: «Банальное накачивание деньгами не приводит к санации бизнеса. Подтверждение этому мы видим сегодня на массе примеров. Бизнес выводят из кризиса и делают успешным конкретные лидеры, создавая качественное, эффективное управление, в том числе и при содействии профессиональных бизнес-консультантов».
Однако и консультантам придется перестроиться: легких денег в этом бизнесе уже не будет. Спрос на качественную услугу возрастет, а у многих не будет готовых рецептов для клиентов. Чтобы вытаскивать компании, консалтерам окажется недостаточно былого опыта и знания экономических теорий. Потребуются инициатива, новации и освоение новых методик. Так что лекарство от лени необходимо в первую очередь самим докторам.