Несчастный случай
Становление рынка страхования явно затянулось. 2012 - 2015 годы станут для него определяющими: игрокам придется справиться с новыми обязательными видами, а затем изменить вектор - перейти к полноценному развитию добровольного страхования добровольного страхованияВ начале апреля аналитический центр «Эксперт-Урал» подвел итоги развития страхового рынка в 2011 году (подробнее см. «Вмененный подход», «Э-У» № 13 от 02.04.12 ). Если коротко, результаты выглядят так: объем взносов по Уралу прирос на 22%, по стране - на 25% (по данным ФСФР, общероссийская цифра немного ниже - 19,2%). Докризисные показатели в регионе не достигнуты (сборы в 2008-м составляли 74,5 млрд рублей, в 2011-м - 72,2 миллиарда), тогда как в России - перекрыты на 20,9%.
Прогноз «Эксперт РА» относительно 2012 года позитивен: плюс 15 - 20% по премиям. Но особого воодушевления это не вызывает. Причина - рост будет обеспечен обязательными и вмененными видами страхования: каско, ОСАГО, страхованием сельхозрисков, опасных производственных объектов (ОПО), а также страхованием от несчастных случаев. Оставаться драйверами рынка в долгосрочной перспективе они не смогут.
Чтобы обсудить стратегии дальнейшего развития, за круглым столом в журнале «Эксперт-Урал» собрались руководители региональных филиалов крупнейших российских страховых компаний (СК), представители власти и независимые эксперты.
Платформа добровольности
- Вызовы для страховщиков понятны, - задала тон дискуссии заместитель руководителя отдела рейтингов страховых компаний «Эксперт РА» Наталья Комлева. - Условно их можно разделить на три группы. Первая - вызовы на уровне отрасли. Прежде всего это страхование опасных производственных объектов (ОПО). Для него характерен высокий уровень недострахованности, демпинг, необоснованное применение поправочных коэффициентов (подробнее о проблемах см. «Опасная практика», «Э-У» № 11 от 25.03.12 ). Еще один вызов - недореформированное сельхозстрахование с господдержкой: сейчас внимание сконцентрировано только на катастрофических рисках, идет подмена экономической сущности этого вида страхования. Кроме того, слабым остается сегмент страхования жизни (доля в общем объеме взносов - 5% против 50% в мире), на этом фоне опасным кажется вступление в ВТО и открытие российского страхового рынка в 2021 году. Жаль, но сегодня отсутствует какая-либо консолидированная позиция страхового сообщества по поводу происходящего, нет единой стратегии.
Вторая группа рисков - вызовы на уровне компаний. Здесь три главных пункта: высокие расходы на ведение дела, снижающие рентабельность, отсутствие риск-менеджмента и низкая клиентоориентированность. Третья группа - вызовы на уровне государства. Я бы остановилась на двух пунктах: модернизации надзора за рынком и предупреждении банкротства страховщиков.
Рассмотрим некоторые наиболее существенные вызовы. Начнем с первой группы. То, что сегодня обязательные и вмененные виды страхования аккумулируют до 80% сборов, объяснимо. Страхование - один из базовых рычагов экономики, и государство, понимая это, в период кризиса активно занималось внедрением и законодательной регламентацией обязательных его видов. По мнению властей, это был наиболее эффективный инструмент поддержки отрасли. Именно в кризис появилась идея о страховании ОПО и сельхозрисков. И пока маховик введения обязательных видов не остановлен. Сегодня на разных уровнях власти активно обсуждаются как минимум еще три инициативы: страхование ответственности перевозчиков, противопожарное страхование, страхование государственного и муниципального имущества. Больше подарков рынку вроде ждать неоткуда.
Политику государства нельзя назвать последовательной. Еще в 2002 году Концепция развития страхового рынка РФ, утвержденная правительством, провозгласила: «Основой рынка страховых услуг и резервом его развития является добровольное страхование».
У вмененных и обязательных видов есть свои существенные ограничения. По словам генерального директора ОСАО «Россия» (Москва) Юрия Колесникова, для первой группы - это замедление темпов развития кредитных организаций, низкая лояльность клиентов и высокая зависимость от посредников. Для второй - перенасыщение рынка обязательными видами, ограниченные финансовые возможности потребителей услуг и государства в вопросе поддержки обязательного страхования.
- Развитие обязательных видов не обеспечит в долгосрочной перспективе необходимых темпов роста как отдельной страховой компании, так и рынку в целом, не сформирует должного отношения к услуге страхования населения и бизнес-сообщества, - уверен Юрий Колесников.
- Ограничения этих сегментов не позволяют страховщикам полноценно развивать эффективный, прибыльный и конкурентоспособный бизнес. На мой взгляд, рациональное использование вмененных и обязательных видов - превращение их в инструмент развития добровольного страхования. Именно это должно стать важнейшим элементом долгосрочной стратегии СК.
Советник генерального директора СК «Екатеринбург» Александр Хромаков эмоционально добавляет:
- Когда государство в прошлом году повысило коэффициенты по ОСАГО, кто решил, что это локомотив? ОСАГО - катастрофическая проблема для рынка. Тарифы - копеечные, а рисков - уйма. Вспомните, в 2011-м с рынка ушли Ростра, Росстрах, РСТ - компании из топ-40 рейтинга, у которых доля автогражданки в портфеле была крайне высока. Введение обязательных видов для нас крайне нежелательно, потому что тарифы в этой сфере регулируются государством, они экономически не обоснованы.
Добровольные виды - непаханое поле. Сегодня страхование в России охватывает всего 7 - 10% возможных рисков, объем премий в пересчете на душу населения - 300 долларов в год. Для сравнения: в Швейцарии - 6,6 тыс. долларов, во Франции - 4,2, в США - 3,7, в Германии - 2,9 тыс. долларов (по данным отчета World Insurance in 2010 Swiss Reinsurance Company). Проникновения страховой услуги в Западной Европе и США - 85 - 95%. Директор филиала компании «Росгосстрах» в Свердловской области Вадим Каточиков:
- Надо понимать, что российские компании сегодня занимаются, по большому счету, автострахованием. А в Европе развивают нормальные виды, скажем, страхование жизни. В этом сегменте можно собирать очень серьезные суммы и иметь хорошую прибыль. На автостраховании же никогда не заработать: сегмент слишком высококонкурентный и низкорентабельный. Мы в прошлом году поставили эксперимент: заложили в автострахование хоть какую-то маржу. Наша доля в сегменте тут же упала на 7%, хотя мы перевыполнили план по прибыли в два раза. Здесь либо финансовый результат, либо положение на рынке. И в этом году мы вновь решили пойти по второму пути и снизили тарифы. И так будет до бесконечности, пока мы не займемся делом - страхованием жизни. Только этот вид способен поднять рынок в стране. А потом можно говорить будет о сборах на душу населения.
Президент ассоциация региональных медицинских страховщиков «Территория» Максим Стародубцев видит как минимум еще две очень перспективные ниши: страхование частных предпринимателей, занимающихся социальным бизнесом (например, частные детские сады, полис можно сделать для них критерием допуска на рынок), а также врачебной ответственности.
Причины отставания России от развитых стран в принципе ясны - это и несопоставимый уровень развития экономик, и разница доходов населения, и недоработанное законодательство. Но ключевым, на наш взгляд, является другой фактор - отсутствие у отечественного потребителя лояльности к страховщику.
ОСАГО, убившее доверие
По данным независимого портала о страховании 711.ru, который постоянно ведет мониторинг доверия потребителей, сегодня 71% населения относится к страхованию отрицательно, 13% - нейтрально и 16% - положительно.
Руководитель Регионального отделения ФСФР России в УрФО Светлана Фурдуй приводит следующие цифры: в первом квартале 2012 года служба рассмотрела 337 жалоб и обращений от потребителей (в первом квартале 2011-го их было 322). Из них 258 (77%) признано обоснованными. Половина обращений связана с неисполнением обязанностей по договорам ОСАГО, попросту - с невыплатами.
Автогражданка, по мнению некоторых страховщиков, - корень зла, она практически уничтожила лояльность клиентов к услуге страхования. Александр Хромаков:
- ОСАГО полностью убило доверие страхователя. Низкие тарифы не дают компаниям выполнять взятые на себя обязательства. Кто-нибудь вообще задумывался, а что мы по ОСАГО страхуем? Ответственность гражданина? Почему тогда тариф привязан к мощности двигателя, а не к навыкам водителя? Потому и возмещение по автогражданке никогда не будет справедливым. Законодатель прописал - средний нормочас 600 рублей. А для вашей машины он 2500 рублей. И вы получите в четыре раза меньше. Каждый раз мы это вынуждены объяснять людям. Они не понимают, идут в суды. Вокруг ОСАГО возникли уже целые сутяжнические бизнесы. Почему государство не ведет разъяснительную работу с гражданами? Виноватыми всегда остаются страховщики.
Большинство руководителей СК уверены, что повышение уровня лояльности зависит от действий государства. Например, Вадим Каточиков призывал власти быть последовательными в развитии добровольных видов и отпустить в рынок тарифы по ОСАГО. Юрий Колесников указывал, что неплохо ввести гарантийные фонды, из которых возмещались бы потери клиентов обанкротившихся компаний.
Нормы в сфере страхования сегодня однозначно требуют модернизации. И государство вроде бы начало двигаться в правильном направлении. По крайней мере, инициативы ФСФР и Минфина (см. «Инициативы государства, направленные на развитие добровольных видов страхования», с. 36) обнадеживают.
Остается, правда, вопрос: на каком моменте сосредоточиться? Мнения страховщиков разделились. Директор екатеринбургского филиала группы «МСК» Сергей Старшинов считает, что лояльность возникает только на этапе урегулирования убытков. От того, как эта задача будет решена страховой компанией, зависит уровень доверия потребителя. Если большинство клиентов найдут понимание со стороны СК, то к ней появится лояльность у всех.
Однако с такой позицией не согласна директор уральского регионального центра ОСАО «Ингосстрах» Наталья Вагина:
- Мне кажется, что лояльность потребителя возникнет только в том случае, если у него появится уверенность: за страховыми компаниями есть надзор на этапе не только банкротства, но и возникновения предпосылок к тому, что все окажется плохо. Сегодня мы узнаем о крахе страховщика после того, как изменить уже ничего нельзя. Потребители смотрят на эти громкие уходы и теряют доверие к страховой отрасли. На мой взгляд, страховому сообществу необходимо установить какие-то контрольные точки, создать лакмусовые бумажки, которые будут четко показывать, к какому страховщику надо присмотреться внимательнее. Мы все понимаем, что, например, прирост по каско в 80% ненормален. В подавляющем большинстве случаев это демпинг и высокие комиссионные вознаграждения посредникам. А значит, в скором времени подобная пирамида рухнет и погребет под собой деньги огромного количества клиентов, купившихся на дешевизну.
На наш взгляд, позиция Натальи Вагиной оправдана. Новая компания на рынке выплаты начинает, как правило, через шесть-девять месяцев. Все это время на страховщика, явно строящего пирамиду, никаких жалоб не будет (мелкие убытки он сможет урегулировать). При этом СК, демпингуя, будет негативно влиять на рынок и в конечном счете разорится.
По словам вице-президента дивизиона «Урал» группы «Ренессанс страхование» Сергея Логвиненко, лояльность потребителя зависит еще от одного фактора - доступности услуги: «Вспомните начало 2000-х, тогда банкиры ввели на рынок простой и удобный продукт экспресс-кредитование. Начался бум. Страховым компаниям нужно делать такой продукт, чтобы у потребителя не возникало никаких проблем с его получением, оформлением, оплатой. В основном это электронные продажи добровольных видов».
Мастер, боящийся дела
Опустимся на уровень компаний. Главная проблема последних лет - рост расходов на ведение дела (РВД). По данным «Эксперт РА», доля РВД росла даже в кризис. По итогам трех кварталов 2011 года она достигла 44,8% затрат (по итогам трех кварталов 2010-го - 43,6%). Опрос СК показал, что до кризиса, например, комиссия банкам составляла 25%, после - уже 30% (Наталья Комлева считает, что страховщики лукавят, и к этой цифре можно прибавить еще 5 - 10%), комиссия брокерам выросла с 23 до 25%.
Дело в том, что взаимоотношение страховых компаний с агентами никак не регулируется. Приведем два, на наш взгляд, показательных комментария. Генеральный директор страхового брокера «Белая башня» Ольга Алфёрова:
- Когда мы говорим про РВД, у меня сердце кровью обливается. На рынке нет регулятора, который отслеживал бы уровень комиссионных вознаграждений агентам или брокерам. Если бы он появился, жить нам было бы значительно легче. Сегодня нет разницы, заключает договор со страховщиком брокер с лицензией или агент, не способный ответить за взятые на себя обязательства. Комиссия назначается одинаковая.
Вадим Каточиков добавляет:
- Основное внимание надзора на Западе направлено на посредников. У нас органы следят непосредственно за страховщиками. Это отражение ранней стадии развития рынка. В итоге выстраивается целая пирамида: мы заключаем агентский договор с юридическим лицом, оно в свою очередь - субагентский договор с 10 тыс. человек. Самые хитрые субагенты подписывают еще с десяток субсубагентских контрактов.
У надзора своя правда. Светлана Фурдуй: «У вас за 20 лет уже сложилась какая-то структура. Если вы работаете с агентами, платите им комиссии, значит, они вам нужны. И регулятор здесь со своими топорными решениями только все разрушит».
В итоге большинство страховщиков сошлось на том, что в высокой доле расходов на РВД виноваты низкие тарифы, желание захватить рынок и перетянуть к себе денежный поток от обязательных видов. Если продавать услугу на 20 - 30% дороже, то и РВД снизится с 45% до 25 - 30%, и рентабельность вырастет. Руководители СК это прекрасно понимают и предупреждают, что в скором времени следует ожидать увеличения тарифов. Хотя ровно год назад эта тема уже звучала, но стоимость полисов так и не выросла (только по ОСАГО благодаря новым коэффициентам).
Хромая дисциплина
Резюмируем. Российский рынок страхования, родившийся в 1990-м, спустя 22 года находится в ранней стадии развития. Именно поэтому сегодня возникает так много вопросов, конфликтов. По этому поводу крайне красноречиво высказалась Светлана Фурдуй:
- Когда надзор за страховщиками передавался от ФССН к ФСФР, у меня было ощущение, что этот рынок должен быть очень организованным. Мы рассчитывали получить дисциплинированное сообщество. На самом же деле в этой сфере творится вакханалия. От того же банковского сектора страховщики очень далеки и прежде всего в вопросе взаимодействия с клиентами. О какой лояльности может идти речь, если люди из-за 10 - 12 тыс. рублей не хотят связываться со страховыми компаниями по вопросу ОСАГО, если мы, ФСФР, разбираемся с жалобами по месяцу, а иногда и по кварталу? О какой лояльности мы говорим, если страховщики при возникновении даже незначительного страхового случая требуют по 20 справок с 25 печатями?
О незрелости рынка явно свидетельствует ситуация, сложившаяся вокруг страхования ОПО - демпинг, обман со стороны страхователей, неоправданное применение понижающих коэффициентов. Как сформулировал Александр Хромаков, идет «бандитский захват рынка».
2012 - 2015 годы должны стать для рынка не переломными, а определяющими. Первоочередные задачи - модернизация бизнеса страховых компаний и системы надзора.
В этих условиях инициатива должна исходить не только от государства, но и от бизнеса. Последнее время его лобби явно ослабло. Недаром в апреле в пику Всероссийскому союзу страховщиков 30 крупных компаний создали свой Союз страховщиков России. Власти знают только один способ помощи - добавление обязательных видов. Но это палка о двух концах. Если все обязательства свалить на неоформившийся рынок, он с ними не справится. Позитивный момент в этом плане - приобретение Сбербанком страховщика жизни. Теперь есть надежды, что интересы этого сегмента будут лоббироваться на самом высшем уровне.
И, пожалуй, главный вопрос: а готов ли рынок к изменениям? Глобально на данный момент - нет. Страховщики подсели на допинг - обязательные виды. И чтобы сохранить тренд роста, ближайший год-два будут на них опираться. Некоторые страховщики и вовсе не умеют работать на открытом конкурентном рынке. Тем не менее мировой опыт говорит об одном - обязательные виды не бесконечны. Долго на них не протянуть.
Инициативы государства, направленные на развитие добровольных видов страхования
Законодательные:
• закон о порядке аккредитации саморегулируемыми организациями временных управляющих;
• законопроект, наделяющий ФСФР правом через суд принуждать субъектов страхового дела к исполнению предписаний и требований страхнадзора;
• законопроект о создании гарантийных фондов в массовых видах добровольного страхования для выплат клиентам, пострадавшим от банкротства СК;
• внесение поправок в закон «Об организации страхового дела». Например, запрет юридическим лицам выступать в качестве страховых агентов, введение в СК системы внутреннего контроля и закрепление в правилах страхования исчерпывающего перечня документов, получаемых от клиента при урегулировании страхового случая.
Запланированные от Минфина:
• создать на российском рынке электронные продажи услуг по добровольным видам страхования;
• ввести механизм микрострахования;
• упростить процедуру лицензирования правил добровольного страхования;
• расширить возможности обществ взаимного страхования;
• разработать систему страхового поручительства взамен страхования ответственности по госконтрактам, оказавшегося малоэффективным;
• создать институт страхового омбудсмена;
• законодательно обеспечить актуарную деятельность;
• разработать и утвердить стандартные типовые требования к услугам по социально значимым видам личного и имущественного страхования;
• ввести административную ответственность страховщиков за неисполнение или несвоевременное исполнение обязательств по договорам страхования, а также ответственность актуариев и аудиторов за выдачу необоснованного заключения;
• внести в законодательство изменения, позволяющие расширить линейку продуктов по личному страхованию, страхованию жизни, в том числе инвестиционному.
Запланированные инициативы в сфере надзора:
• сократить количество плановых проверок страховщиков на 40%, но активизировать внеплановые проверки. Сигналами для них будет увеличение объема премии при резком росте расходов на ведение дела и дебиторской задолженности, а также рост числа жалоб на страховщика;
• расширить полномочия ФСФР в части предоставления доступа к данным о банковских счетах физлиц и наделить службу законодательной инициативой;
• расширить полномочия ФСФР, необходимые для защиты прав страхователей, в том числе позволить службе добиваться решений о признании незаконными отдельных положений правил страхования.