Кем быть
Даже в советское время, в условиях тотального госконтроля, экономика Южного Урала была более диверсифицированной, чем сейчас. Челябинская область обладала мощным машиностроительным комплексом, включавшим большое количество предприятийСерьезную заявку на лидерство сделали предприятия пищевой индустрии: холдинги «Макфа» (макаронная и хлебобулочная продукция), «Ариант»
Вглубь и вширь
Китайская «угроза» ставит под удар Челябинск, Магнитогорск, Златоуст, Ашу и другие города Южного Урала, где металлургические предприятия являются градообразующими. Учитывая это, практически всю прибыль металлурги вкладывают в модернизацию производства. Приведем несколько примеров.
Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) за последнее десятилетие затратил на модернизацию производства около 1,6 млрд долларов (инвестиционная программа ММК на 2004 — 2005 годы оценивается в 12 млрд рублей).
Осуществление крупных инвестпроектов толкает предприятия к предупреждению производственных и сбытовых рисков, снижению издержек. Поэтому в последние 3 — 4 года в металлургическом комплексе Челябинской области активно формировались холдинги. ММК купил контрольные пакеты акций Магнитогорского калибровочного
Сформировалась Группа ЧТПЗ (ЧТПЗ, Первоуральский новотрубный завод, ЧЦЗ, московский и магнитогорский заводы по производству отводов труб). В результате объединения двух трубных заводов доля Группы на российском трубном рынке увеличилась до 25%, группа вошла в тройку лидеров — наряду с Трубной и Объединенной металлургическими компаниями.
Стальная группа «Мечел», сформировавшаяся вокруг Челябинского металлургического комбината, не ограничилась территорией Южного Урала. В ее состав вошли сырьевые, производственные и инфраструктурные (порт) активы, расположенные в Иркутской области, Кузбассе, Карелии, Башкортостане, Удмуртии, на Дальнем Востоке и даже в Румынии и Хорватии.
Челябинский электрометаллургический комбинат строит ферросплавный холдинг. В процессе участвуют Серовский (Свердловская область) и Кузнецкий (Кемеровская область) ферросплавные заводы. Кыштымский медеэлектролитный завод и «Карабашмедь» вошли в группу компаний «Русская медная компания» (туда также входят Новгородский металлургический завод и ряд небольших медных предприятий Свердловской области). Холдинги присматриваются к Златоустовскому и Ашинскому металлургическим заводам.
В результате холдингостроения, освоения инвестиций и диверсификации производства предприятия планируют повысить качество и надежность выпускаемой продукции, расширить ассортимент, что в конечном итоге позволит закрепиться на завоеванных рынках, а также выйти на новые — прежде всего европейский и американский. Эксперты пока не подтверждают опасений по поводу того, что модернизация металлургических гигантов окажется напрасной
Для внутреннего употребления
И все же главные ожидания металлургов (вспомним Александра III) связаны с ростом спроса на металл на внутреннем рынке. Это может произойти как за счет увеличения объемов производства в машиностроении, так и за счет освоения масштабных инфраструктурных проектов в нефтегазовой отрасли. Однако без первого Россия рискует остаться сырьевой кладовой развитых экономик.
В начале 90-х на долю машиностроения приходилось до 30% металла, выпускаемого предприятиями области. На сегодня эта доля снизилась как минимум вдвое. Значительное число машиностроительных предприятий к концу 90-х просто встало:
Областное правительство старается наладить внутрирегиональную кооперацию металлургов и машиностроителей с помощью размещения территориального госзаказа. Логика такая: с одной стороны, гарантирован сбыт продукции поставщиков, с другой — обеспечивается приоритетность поставок в адрес местных потребителей, даже при увеличении объемов экспорта. Таким образом, по итогам 2004 года внутриобластные поставки металлопроката составили 1274 тыс. тонн (101% к 2003 году). В прошлом году был впервые сформирован территориальный заказ на продукцию машиностроения. В его исполнении участвовали 16 предприятий. По информации регионального минэкономразвития, это позволило им реально увеличить объемы выпуска продукции. Аналогичная программа составлена и на этот год.
Другой вспомогательный инструмент — компенсация из средств областного бюджета половины ставки по кредитам предприятий, реализующих инвестиционные проекты. В действительности же он эффективен только для малых предприятий, потому что весь объем соответствующих госсредств не превышает 40 млн рублей, и даже он осваивается менее чем наполовину
Между тем, по словам генерального директора ООО
Но локомотивом роста областного машиностроительного комплекса, наметившегося осенью прошлого года, в областном правительстве называют автомобильный завод «Урал», который в 2004 году увеличил объем выпуска продукции на 12,5%. Никакого противоречия с тем, что было сказано выше, здесь нет: несмотря на невозможность принципиальной перестройки производства, продукция уральских автомобилестроителей остается конкурентоспособной на внутреннем рынке. После того как «Урал» потерял иракский рынок (туда направлялось до 40% выпускаемой заводом техники в рамках программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие»), предприятие переориентировалось на внутренний рынок. Завод одержал победу в нескольких тендерах на поставку внедорожников в российские регионы.
И еще одно свидетельство того, как машиностроение двигают запросы отечественной промышленности. По соглашению о долгосрочном сотрудничестве областного правительства и «Российских железных дорог» об организации модульной сборки грузовых электровозов постоянного тока на базе Челябинского электровозоремонтного завода (ЧЭРЗ) железнодорожники берутся за развитие его производственных мощностей. Соглашение затронуло и другие южноуральские предприятия: металлургический завод «Уральская кузница» и оборонное НПО «Электромашина» поставляют на ЧЭРЗ комплектующие для модернизированных электровозов.
Альтернативные варианты
Как видим, и в металлургии, и в машиностроении Челябинской области радужной картину не назовешь. Поэтому в последнее время в области все настойчивей говорят о необходимости тщательнее диверсифицировать экономику региона.
Главным событием в этом плане стал приход в область крупнейшей мировой приборостроительной корпорации Emerson Electric (годовой оборот 15 млрд долларов, штат сотрудников — 120 тыс. человек). «Больше всего меня впечатлила в российских менеджерах их ориентированность на успех, их энергия, желание преуспеть. Люди работают очень много и не жалеют сил для достижения успеха», — объясняет выбор представитель Emerson Electric Дуайт Бом. Американцы не только стали стратегическим партнером челябинской промышленной группы «Метран», сделав существенные инвестиции в российскую компанию, но и создали на базе «Метрана»
Говоря о диверсификации челябинской экономики, нельзя не упомянуть о таком мощном направлении, как пищевая индустрия. Пищевые холдинги «Ариант», «Макфа», «Хлебпром», «Союзпищепром» в течение десятка лет созревали, структурировали свой бизнес, и только потом появились новые брэнды, получившие всероссийскую известность и солидную долю российского рынка. На манер металлургов пищевики обзаводятся активами в других регионах страны. «Ариант», например, не только построил крупнейшее предприятие по производству шампанских вин и газированной воды в Челябинске, но и купил ряд хозяйств в Краснодарском крае, а после взял под контроль один из крупных краснодарских винных заводов и знаменитый завод по производству шампанского
Все это — инициативы бизнеса. По мнению областного правительства, точками роста могут выступить, кроме того, туристическая отрасль (рассказ о ней ), инновационная инфраструктура (см. с. 48) и строительство доступного жилья. Решением губернатора Петра Сумина из областного бюджета на реализацию жилищной программы в текущем году будет направлено более 1 млрд рублей. Жилье, как предполагается, будет строиться с использованием ипотечных схем при непосредственном участии ОАО
Дополнительные материалы:
Челябинская область в инвестиционных рейтингах
Рейтинговая история Челябинской области началась в 1996 году, когда консорциум «Эксперт РА» — АК & M присвоил ей рейтинг инвестиционной привлекательности. В качестве основных критериев консорциум использовал две характеристики: инвестиционный риск (вероятность потери инвестиций и дохода от них) и инвестиционный потенциал (основные макроэкономические характеристики — насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и другие). С 1996 по 2004 год в рейтинге инвестиционного потенциала Челябинская область опустилась с 9 места среди всех субъектов РФ на 14-е, а в рейтинге инвестиционного риска — с 53 места на 59-е. Согласно данным «Эксперт РА» — АК & M, в рейтинге инвестиционного климата Челябинская область относится к группе 2В (средний потенциал — умеренный риск). К аналогичной группе из субъектов федерации
25 декабря 2003 года международное рейтинговое агентство Moody's Inverators Servici сообщило о присвоении Челябинской области долгосрочного кредитного рейтинга по национальной шкале на уровне А1 (rus) и краткосрочного кредитного рейтинга на уровне
Эксперты влиятельного международного агентства отмечают, что кредитный рейтинг Челябинской области определяется высоким уровнем развития промышленности, быстрым ростом доходов областного бюджета, хорошей кредитной историей, а также растущим качеством финансового управления. 25 июня 2004 года агентство Moody's Inverators Servici подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг области на уровне А1 (rus), краткосрочный кредитный рейтинг — на уровне
Права не имеем
Недостаток нормативной базы замедляет развитие малого и среднего бизнеса, считает Валентин Аксенов, директор ЗАО «Уральский институт оценки и маркетинга»
Валентин Аксенов |
— Челябинская область — один из лидеров в привлечении иностранных инвестиций. Администрация области и администрации городов проводят здесь большую работу. Ежегодно проводится Южноуральский инвестиционный форум, куда приглашаются специалисты в сфере привлечения инвестиций.
На предприятиях проводится учеба, причем приглашаются лучшие специалисты из России
По объемам жилищного строительства Челябинск находится в первой пятерке российских городов. Однако существует множество проблем, когда наш малый и средний бизнес не может пробиться на определенных рынках, не может получить площадку под застройку, порой не проводятся открытые торги. Я считаю, это проблемы переходного периода: нормативная база в ряде сфер бизнеса пока не создана, нет кадастровой стоимости земельных участков. Но без этой нормативной базы мы не сможем цивилизованно проводить торги.
Инвесторы на пороге
Инвестиции останавливают дело ЮКОСа и несовершенство законодательства, считает депутат Госдумы РФ, президент Челябинского регионального объединения работодателей «ПромАсс» Валерий Панов
Валерий Панов |
— С точки зрения риска взаимоотношений с региональными элитами и властью Челябинская область выглядит вполне гостеприимно. Согласно инвестиционному рейтингу регионов журнала «Эксперт», в прошлом году область продемонстрировала серьезное улучшение инвестиционного климата.
Мы много контактируем с инвесторами из Германии и Швейцарии, из Франции и США, которые проявляют большой интерес к Челябинской области. (Ряд из них уже реализует на территории области проекты — самостоятельно или при нашей поддержке: мы обеспечиваем им административную поддержку, когда, скажем, возникают проблемы с получением разрешения на энергообеспечение, с решением земельных вопросов.) И видим, что для инвестора важна не только инвестиционная привлекательность региона, но и уверенность в способности партнеров освоить инвестиции так, чтобы получился синергетический эффект. Этот подход коренным образом отличается от принципа технологического репродуцирования, который не предполагает особого творчества. И там, где идею необходимо творчески развить, именно россияне проявляют максимум умения и таланта.
Иностранные инвесторы довольно охотно идут в область. Представители таких компаний, как General Electric, например, приезжают в область и активно ведут переговоры, причем не только с областным правительством, но и с бизнесом. Но приток иностранных инвестиций в регион может быть значительнее. Но для этого необходима большая стабильность в стране. В этом контексте события вроде дела ЮКОСа вызывают стагнацию на российском фондовом рынке. На федеральном уровне мы должны усовершенствовать инвестиционное законодательство — в сфере защиты инвестиций, участия государственных средств в реализации инвестиционных проектов.