Создатели формы

Создатели формы Уральский рынок фитнес-услуг — на этапе становления. Наиболее перспективные ценовые сегменты — средний и эконом плюс.

Одна из крупнейших российских сетей премиальных фитнес-клубов World class готовит к открытию в августе первый собственный спортцентр на Урале — в Екатеринбурге. До этого компания развивалась в регионе исключительно за счет франчайзи. Клуб станет самым большим в столице Среднего Урала (4,9 тыс. кв. метров). В его состав войдут бассейн, тренажерный и игровой залы, spa-салон, фитнес-бар, детский клуб и летняя веранда. Вполне вероятно, что федеральному игроку удастся изменить ландшафт на местном рынке фитнес-услуг, по крайней мере, в премиальном сегменте.

— Я бы не сказал, что Урал обладает зрелым рынком фитнес- или танцевальных услуг (статистика их не делит. — Ред.). Если сравнивать, например, Екатеринбург с Москвой, Санкт-Петербургом, Казанью или Самарой, то он окажется на шаг позади. Европейские города я в расчет вообще не беру, — так комментировал ситуацию на заседании Клуба для бизнеса Свердловского областного фонда поддержки малого предпринимательства арт-директор «FavoriteСlub» (Екатеринбург) Руслан Байрамов.

Тяга к красоте

Согласно исследованиям ВЦИОМ, в России в 2011 году клиентами заведений сегмента были 3% граждан. В 2012 году цифра резко поднялась до 9% (для сравнения: в Германии тренировки посещают 8,5% населения, в США — 14,1%, в Голландии — 15,5%). Такая динамика не кажется нам правдоподобной, тем не менее интерес к фитнесу действительно растет. Этому есть простое объяснение — крепнет благосостояние граждан, у них появляются деньги, которые они готовы тратить на себя. «В 2008 году у нас было 6 — 7 тыс. посещений в месяц, — замечает директор спорткомплекса «AVS Кристалл» Любовь Богдан. — Сегодня количество клиентов увеличилось до 15 — 16 тысяч».

Точных цифр по объему российского рынка фитнеса нет. Мнения большинства аналитиков по итогам 2012-го находятся в диапазоне 1 — 1,2 млрд долларов (годовой прирост, начиная с 2010-го, — около 20%). На этом фоне резко выделяется банк UBS с оценкой в 2,1 миллиарда.

ОБъем платных услуг в сфере физкультуры и спорта

Росстат, скорее, подтверждает более скромные показатели. По официальным данным, объем российского рынка платных услуг в сфере физкультуры и спорта в 2012 году составил 35,82 млрд рублей, уральского — 6,4 миллиарда (понятно, что уравнивать эту цифру с оборотом фитнес-услуг можно с определенной долей условности). С 2006-го по 2012-й объем увеличился в 3,2 раза.

С количеством фитнес-клубов проще. В России, по оценке «РБК.Исследования рынков», их работает сегодня более 2,5 тысячи. В регионах 30 — 50% центров принадлежат федеральным сетям — CityFitness, Orange fitness, Alex fitness, World class, «Планета Фитнес» и другим.

Уральский лидер по абсолютному количеству фитнес- и танцевальных клубов — Екатеринбург. В городе их зарегистрировано 175 (это почти в два раза больше, чем в докризисном 2008-м). За Екатеринбургом следуют Пермь (109 клубов) и Челябинск (105). В пересчете на 100 тыс. горожан картина несколько иная: опережает всех Тюмень (15 клубов), далее следуют Екатеринбург (12) и Пермь (11). Это значительно больше, чем в Москве и Санкт-Петербурге, где на 100 тыс. жителей приходится шесть фитнес-центров.

Приходите со своим

До конца 2000-х российский, а равно и уральский рынок фитнес-услуг развивался в основном в премиальном ценовом сегменте. По данным агентства DRG, доля клубов с годовой картой от 60 тыс. рублей превышала 70%. Сегодня в крупных городах диспозиция изменилась: увеличилось количество дешевых фитнес-центров. Некоторые из них предлагают годовой абонемент за 3 — 4 тыс. рублей, что, конечно, вызывает раздражение у большинства игроков.

— Демпингующие клубы плохи тем, что они формируют у людей неправильное понятие о фитнесе. На дверях таких центров может висеть табличка «Если вам не хватило оборудования, приходите со своим». Занятие спортом зачастую превращается в стояние в очереди. И у человека складывается ощущение, что фитнес ему не нужен, — комментирует фитнес-директор фитнес-центра «Арт Джем» (Екатеринбург) Ксения Шмигель.   

— Дешевые клубы рассчитывают на психологию потребителя: за три тысячи рублей он несколько раз в год в этот зал сходит, и ему будет не так обидно. Судиться за эти деньги никто не станет, тем более человек, приобретая такую клубную карту, знает, на что идет, — вторит коллеге заместитель директора по спортивному направлению спорткомплекса «Victory Спорт» (Екатеринбург) Екатерина Пигарева.

Из антидемпинговых соображений клубы не стремятся делать потребителям большие скидки. «То, что стоило тысячу, а потом 100 рублей, никогда снова не сможет стоить тысячу. Клиент, купившийся на такую акцию, с той же легкостью убежит из клуба после ее окончания. Кроме того, это сбивает людей с толку в вопросе понимания себестоимости услуги», — уверен Руслан Байрамов. 

Спорт высоких ставок

Демпинг, однако, не является существенным сдерживающим фактором для роста рынка фитнес-услуг в крупных городах Урала. На первый план здесь выходят другие ограничения. Главное — большие первоначальные вложения. По оценкам президента сети World Class Ольги Слуцкер, инвестиции в строительство фитнес-клуба премиум-класса площадью 3 тыс. кв. метров могут составить 4 млн долларов, демократичного — около 2,7 миллиона. При этом запросы клиентов постоянно растут, что увеличивает объем первоначальных вложений. Посетители обращают внимание не только на качество тренировки и внешний вид инструктора, но и на высоту потолка, цвет стен, величину парковки, размер шкафчиков, наличие кулеров с водой и прочие детали.

Второй барьер — дорогие кредиты. Третий — высокие арендные ставки и высокие темпы их роста. Четвертый — отсутствие льготных условий по налогообложению для участников рынка. Все это ведет к увеличению срока окупаемости инвестиций и снижению уровня привлекательности бизнеса. В лучшем случае клуб окупается за пять лет.

В этих условиях фитнес-центры всеми силами пытаются нарастить выручку. Инструменты известны. Прежде всего клубы стараются минимизировать потери мертвых часов (12.00 — 15.00). Политика многих не уходит дальше предоставления клиентам дневных абонементов, цена которых на 25 — 30% ниже, чем у карт, позволяющих посещать тренировки в любое время. Некоторые отводят дневные часы, например, на детский фитнес, специализированные занятия (фехтование, тайский бокс) или краткосрочные программы. 

Еще один вариант — ставка на уникальность. «Наша сеть каждый квартал или полгода представляет в клубах новые программы, разработанные специально для женщин (они наши основные клиенты) в Европе», — рассказывает директор «Тонус-клуба» (Пермь) Елена Ворошилова. А екатеринбургский центр «Victory Спорт», например, с недавнего времени начал проводить корпоративные спартакиады.

Наконец, последнее ограничение — кадры. Управляющие фитнес-центров признаются: можно создать гениальную спортивную программу, но если менеджер не сможет ее продать, грамотно о ней рассказать, если у вас грубый гардеробщик или глупый тренер, то все усилия тщетны.

Как правило, тренерами становятся либо бывшие спортсмены, либо выпускники физкультурных факультетов. Первые обладают практическим опытом, но не знают биомеханики, физиологии, анатомии человека. Вторые наоборот — теоретики: имеют университетскую подготовку, но не умеют «продавать» себя, общаться с посетителями. «Фитнес-клуб — это коммерческая структура, где каждый сотрудник, независимо от того тренер он или администратор, должен уметь продавать. Выпускники вузов обычно просят, чтобы им дали людей для персональных тренировок. А что этих клиентов надо зарабатывать умом, тонкостью и психологией, им в голову не приходит», — рассказывает Ксения Шмигель.

Маленькие подождут

Особенно остро проблема нехватки кадров стоит в небольших городах. «Преподавателей здесь взять неоткуда: их подготовкой никто не занимается. Приходится приглашать тренеров с “большой земли” и решать их жилищные проблемы», — делится генеральный директор студии танца и фитнеса «ВольтаФит» (Ханты-Мансийск) Александр Васильев.

В целом небольшие города предпринимателей от фитнеса пока практически не интересуют. «Здесь окупаемость строительства клуба среднего класса, с учетом количества посетителей и покупательной способности, составляет 15 — 17 лет. При таких условиях реализация проектов по развитию фитнеса возможна только при участии местных органов власти или мощных градообразующих предприятий», — считает управляющий сети клубов CityFitness в Тюмени Алексей Карандаев.

Его поддерживает вице-президент по операционным вопросам Alex fitness в Перми Роман Фролов:

— Открывая клуб в том или ином городе, мы ориентируемся на численность населения. Сейчас эта отметка должна достигать 500 тыс. человек. Хотя у нас существуют проекты в Электростали и Колпино, в которых живет меньше 200 тыс. человек. Однако глобально для нас это следующий этап.

Несмотря на все барьеры, будущее рынка фитнес-услуг выглядит вполне оптимистичным. Как посчитали в Deloitte&Touche, эта индустрия может зарабатывать 2 млрд долларов в год (оценку UBS они в расчет не берут). Согласно исследованию компании «Экспресс-Обзор», основной потенциал заложен в клубах сегментов среднего и эконом плюс.

По данным маркетингового агентства «Навигатор», клиенты фитнес-клубов в основном пользуются стандартными услугами: ради тренажерного зала в них ходят 79% посетителей, 53% важен бассейн, 41% и 43% — сауна и солярий. Поэтому в среднесрочной перспективе основополагающим конкурентным фактором, вероятно, будет местоположение. Это подтверждают и сами игроки, в голос заявляющие: при переезде люди легко меняют клубы, никто не станет заниматься спортом в отдаленном районе, если живет и работает в центре.

Материалы по теме

У подножия пирамиды

Фигура на миллион долларов

Оборот екатеринбургских фитнес-центров сократился на 30%

Оживление на фабрике джеймсов бондов

Футбольное будущее Екатеринбурга

Ничья в нашу пользу